|
|
Карлос Рейгадас: Не заставляйте меня пить «Кока-колу»автор Максим МарковНастоящие ценители подлинно авторского кино знают, конечно, кто такой Карлос Рейгадас — как знают и то, что его новый фильм «После мрака свет» только что вышел в российский прокат. Специально для них, для читателей «Настоящего кино», обладатель приза последнего Каннского кинофестиваля за лучшую режиссеру составил список своих самых почитаемых учителей, а заодно признался в любви к комическим фильмам и объяснил, за что он недолюбливает «Кока-колу». «После мрака свет», пожалуй, самое сложное в смысловом плане произведение 2012-го года. Куда сложнее «Облачного атласа», уж поверьте (а еще лучше — убедитесь сами). Действие здесь тоже скачет туда-сюда во времени — но зритель при этом не имеет четко поставленных ориентиров, сюжетных привязок, на которые мог бы опираться, вникая в суть происходящего. Даже для того, чтобы просто пересказать содержание фильма, нужно обладать достаточной смелостью — столь огромную роль здесь играют нюансы, утеря которых легко приведет к неверному истолкованию. Поэтому ограничимся лишь самыми общими словами: это история семейной пары с бурным сексуальным прошлым и до поры до времени мирным настоящим. По ночам по их дому бродит мистический фавн, а в конце один из героев Внимание! Спойлерберет и в самом буквальном смысле отрывает себе голову .
Недалеки от этого были и критики в Каннах, принявшие картину мексиканского маэстро безо всякого проявления восторга, если не сказать куда жестче. Тем удивительнее для них оказалось решение большого жюри, назвавшее Рейгадаса лучшим режиссером фестиваля. Многие сочли, что Нанни Моретти с коллегами поддержал таким вот экстравагантным образом Эксперимент и Новаторство, Новые Пути в Искусстве; некоторые же высказались в том плане, что боги просто сошли с ума — ведь иначе это объяснить невозможно. Однако в любом случае — победителей, как известно, судить гораздо труднее. Тем более что Рейгадас побеждает на Лазурном берегу уже не впервые. Его предыдущая работа «Безмолвный свет» в 2007-м году была отмечена Призом жюри, а еще пятилеткой ранее дебютная «Япония» получила пусть и не саму «Золотую камеру», но специальное упоминание — пустячок, но ведь тоже приятно. К каннским наградам прибавляется еще почти четыре десятка прочих разнообразных статуэток, в том числе и пять мексиканских «Ариэлей»: за дебют, дважды — за оригинальный сценарий, за режиссуру и кроме того — за лучший фильм года, коим в Мексике был признан «Безмолвный свет». Без серьезных призов (но не без киноманского внимания) осталась только «Битва на небесах» 2005-го года. И для полноты творческой справки следует упомянуть киноальманах «Революция, я люблю тебя», для которого Рейгадас снял одну из десяти новелл. Вышеизложенный список режиссерских достижений будет неполон без главного, самого существенного примечания: за десять лет в Искусстве Рейгадас не просто стал одним из самых уважаемых Авторов своего поколения. Он числится среди самых верных последователей Андрея Тарковского, является преданным продолжателем его традиций. Пусть, конечно, и преломляет эти традиции в весьма своеобразном, оригинальном ключе. Любовь к творчеству русского гения и объясняет тот факт, что всего лишь спустя пару дней после столь высокого признания в Каннах, Карлос Рейгадас приехал в Россию — и не куда-нибудь, а в Плёс, на кинофестиваль «Зеркало», посвященный памяти Тарковского. И наш разговор с режиссером состоялся именно на малой родине Андрея Арсеньевича, в город Юрьевец. Постоянные читатели «Настоящего кино» прекрасно, наверное, помнят, что в тот же день мы также поговорили с Нури Бильге Джейланом и Андреем Звягинцевым — еще двумя художниками, которых неизменно пытаются поставить с Тарковским в один ряд. И потому вопросы, которые были заданы мастерам со столь разными корнями (Турция, Россия, Мексика), но с единым мироощущением, специально перекликаются — чтобы затем любопытнее было сравнить их ответы. Таким образом, нынешней публикацией мы завершаем своеобразную трилогию интервью с современными «апостолами» — бережно несущими свечу, некогда зажженную непревзойденным классиком. — Тарковский — это понятно. Но кого вы еще можете назвать своими любимыми режиссерами? — А что для вас — Настоящее Кино? На съемках фильма «После мрака свет»
— Я многим задаю один и тот же вопрос. Если окинуть взором фильмографию Тарковского, то видно, что он сперва снял военный фильм, потом исторический, затем фантастический — и только потом, далеко не сразу, перешел к по-настоящему «личным» картинам. Сейчас же многие авторы предпочитают сразу создавать свое «Жертвоприношение». Как вы думаете, почему так происходит? — Если попробовать свести «После мрака свет», эту сверхсложную работу, к одному слову, будет ли это слово Прощение или, допустим, Покаяние? — У вас чрезвычайно странное операторское решение. Изображение то четкое, то в расфокусе, а временами герои и вовсе раздваиваются по краям кадра. Это по меньшей мере непривычно и удивляет порой даже больше, нежели перипетии сюжета. Была ли в этом какая-то особая смысловая нагрузка? — А что для вас важнее: текст или изображение? Кадр из фильма «После мрака свет»
— Известно, что тот же Тарковский хотел снять приключенческий фильм, и единственное, что его останавливало, так это собственное неумение снимать приключенческие фильмы. А видите ли вы себя в качестве режиссера, снимающегося подобное «зрительское» кино? — У ваших фильмов в России есть, разумеется, своя аудитория, но она все-таки не очень большая. Что бы вы сказали тем зрителям, которые, быть может, и посмотрели бы ваш фильм — но просто ни о нем, ни о вас ничего не знают?
читать также: все новости о фильме После мрака свет
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |