По традиции, зародившейся на заре телеиндустрии, в ноябре компания Nielsen проводит первые сезонные замеры — вычисляет охват аудитории американских каналов. Это делается для того, чтобы руководство сетей могло прикинуть рекламные расценки на будущий эфирный год. Вникнув в обнародованные цифры, «Настоящее кино» подводит промежуточные итоги сезона.Самый популярный сериал осени — с кабельного канала
Как нетрудно догадаться, это «Ходячие мертвецы» AMC. Хотя прожорливые кусаки отстают от многих сериалов по размеру суммарной аудитории, в ключевом демографическом срезе — среди взрослых в возрасте от 18 до 49 лет — они несколько раз заочно опережали всех конкурентов. Да, в воскресном эфире нет такой ожесточенной борьбы за зрительское внимание, как в будние дни, но и преуменьшать достижения шоу нельзя — уже хотя бы потому, что это первый случай в истории американского телевидения, долгожданный прецедент.
Рекорды «Ходячих мертвецов» имеют важное символическое значение. Более 90 процентов самых рейтинговых программ в году — с вещательных каналов, однако в совокупности американцы тратят больше времени на просмотр кабельных шоу, и от сезона к сезону этот разрыв только возрастает. Легион маленьких телесетей берет свое количеством: тысячи всевозможных передач понемногу отъедают от общего пирога. И вот появился сериал, который олицетворяет собой неуклонную тенденцию последнего десятилетия.
Новый лидер Большой четверки — NBC
Весной едва ли кто-нибудь осмелился бы предсказать, что павлиний канал совершит столь впечатляющий рывок. Лишь в прошлом году NBC удалось по итогам сезона подняться с последнего места, опередив ABC всего на десятую долю — 2.5 против 2.4 — среди аудитории в возрасте от 18 до 49 лет. А до этого NBC восемь лет обретался в хвосте Большой четверки — с того момента, как закончились «Друзья» и «Фрейзер». Чего греха таить, еще в августе решительная смена курса, провозглашенная президентом сети Робертом Гринблаттом, вызывала разве что снисходительную усмешку.
Впрочем, петь дифирамбы рановато. Лидерство NBC обусловлено не столько мудрой политикой руководства, сколько стечением обстоятельств. Во-первых, новый сезон выдался на редкость блеклым: ни один из свежих сериалов по-настоящему не выстрелил. Как результат — и ABC, и CBS, и Fox сдали позиции, отчего 23-процентного прироста показателей оказалось достаточно для промежуточной победы. Во-вторых, основные слагаемые успеха NBC — шоу талантов «Голос» и трансляции регулярного чемпионата NFL. Но в декабре «Голос» уйдет на перерыв до конца марта, а футбол закончится 3 февраля, когда в Новом Орлеане разыграют XLVII «Супер Боул», так что Гринблатту придется поломать голову над тем, как заткнуть эти дыры. Однако сам он признается, что и третье место по итогам года будет триумфом.
Головокружительное пике Fox
Хуже всех сезон начал Fox, который еще весной уверенно финишировал на первом месте. Спустя восемь недель после сентябрьского старта канал пропустил вперед всех конкурентов, а отставание от собственного прошлогоднего графика уже составляет внушительный 31 процент. Провал Fox — зрелище не менее поразительное, чем влет NBC. Но и ему находится объяснение.
Во-первых, Fox просел под тяжестью недавних неудач. Ни «Алькатрас*» команды Джей Джея Абрамса, ни монструозная «Терра Нова» не оправдали больших надежд и не вернулись в эфир. Передвинутое на февраль «Прикосновение» с Кифером Сазерлендом, вероятнее всего, станет еще одной головной болью: к финалу первого сезона его аудитория сократилась почти втрое. Вдобавок закончился «Доктор Хаус» — в сложившихся обстоятельствах эта потеря оказалась крайне болезненной. Во-вторых, осенние новинки выступают слабо. «Проект Минди*» и «Бен и Кейт*», конечно, симпатичные шоу, но вряд ли мы их увидим через год. А «Доктора мафии» уже пришлось закрыть. При этом с эфира сериал не сняли, поскольку его просто нечем заменить. Оттого значимость зимних премьер — «Игр Гудвина*» и «Последователя*» — многократно возрастает. Что ж, авторы «Как я встретил вашу маму» CBS и сценарист «Крика» — недурственная спасательная команда.
Зрители убывают…
За исключением NBC все крупные американские вещательные каналы теряют самую лакомую аудиторию: в сравнении с тем же периодом прошлого сезона доля CBS сократилась на 18%, ABC — на 7%, Fox — как указано выше, на 31%, и, кажется, это не предел. У стоящего особняком The CW дела тоже складываются не лучшим образом: в среднем каждый пятый их зритель нашел себе другое развлечение.
Или не нашел, однако цифры все равно упали. Ведь в наши дни понижение рейтингов уже не обязательно значит, что шоу смотрит меньше народу, — просто некоторые берут очередную серию в другом месте: например, на Hulu или на iTunes. Поэтому теперь основная задача состоит в том, чтобы посчитать каждую пару глаз, уставившуюся в экран (а для начала определить, что это за экран). Доминирующая на рынке Nielsen Company предоставляет все более подробную статистику: сколько человек следило за шоу в прямом эфире; сколько — в тот же день; сколько — в течение недели. Однако просмотры в Сети по-прежнему ею не учитываются. Между тем, согласно опросу, проведенному той же Nielsen Company среди респондентов из 56 стран, еще в прошлом году количество тех, кто хотя бы раз в месяц смотрит видео на компьютере, превысило число тех, кто хотя бы раз в месяц включает телевизор.
…А от оставшихся мало толка
Впрочем, вся штука в том, что теперь даже учтенная Nielsen аудитория драматическим образом превышает аудиторию рекламы, которую крутят во время передачи. В какой-то мере так было и раньше: альтернатива между роликом про гладкие, мягкие, шелковистые волосы и походом на кухню за бутербродом существовала всегда. Но сейчас множество хитроумных устройств позволяет попросту пропускать незаманчивые коммерческие предложения. И рекламодатели об этом осведомлены. Так, недавнее исследование инвестиционной компании Cowen & Co гласит, что в 2013 году рынок телерекламы в США сократится на 2,1%, тогда как электронные медиа освоят на 4,8% больше денег. Если эти цифры не кажутся красноречивыми, то главный редактор авторитетного издания Business Insider заготовил более внятный тезис: традиционная «телевизионная» модель, вероятно, отомрет, поскольку каналы в наши дни — совершенно бессмысленная вещь. Людям неважно, кому принадлежат права. Им лишь нужно знать, где можно достать то, что им хочется.
Оттого в радужных прикидках президента NBC есть какая-то трагическая, почти преступная сиюминутность. Между первым и третьим местом по итогам года, безусловно, есть большая разница. Но что если вскоре само соревнование потеряет смысл?
Продолжение материала
// Настоящее кино