Неделю назад «Настоящее кино» начало подводить промежуточные итоги нынешнего сезона. Судя по цифрам, ни один широковещательный канал, за исключением NBC, пока не может записать себе этот эфирный год в актив. Но что если дурные новости для больших шишек в высоких кабинетах — это благо для простых зрителей?Если почитать недавние интервью боссов Большой четверки, то выяснится, что и Кевин Райли с Fox, и Пол Ли с ABC, и Лес Мунвз с CBS, и Роберт Гринблатт с NBC видят ситуацию примерно одинаково. Каждый из них признает, что, в целом, сезон 2012-2013 гг. на данный момент следует признать неудачным. Также они сходятся во мнении, что тому есть три основные причины. Первая — откровенно слабые новые сериалы: зрители на них не клюнули, оттого и рейтинги такие удручающие. Вторая — как никогда высокая конкуренция с популярными кабельными шоу. Третья — возросшая популярность DVR (цифровых записывающих устройств, которые позволяют посмотреть передачу в любое удобное время) и сервисов VOD.
Впрочем, все три довода не лишены лукавства. Самый запутанный случай — с DVR. Каналы энергично доказывают, что считать надо не только просмотры во время эфира и последующие три дня, как сейчас, но и в последующую неделю. При этом они умалчивают два важных нюанса. Во-первых, хотя отчетный период увеличивается более чем вдвое, никакого фантастического прироста обычно не наблюдается. Во-вторых, в основной массе «нерасторопные» зрители пропускают рекламу, поэтому итоговое увеличение так называемых коммерческих просмотров только в исключительных случаях превышает 20 процентов. Эти показатели не могут существенно повлиять ни на прибыль сетей, ни на судьбу того или иного шоу.
С напирающими кабельными каналами тоже не все однозначно. Они появились не вчера, да и прогрессируют отнюдь не семимильными шагами. Кроме того, нынешней осенью на кабеле не было ни одной значимой премьеры. Все ключевые программы оттуда — «Подпольная империя» HBO, «Декстер» и «Чужой среди своих» Showtime, «Американская страшилка*» и «Сыны Анархии» FX, «Ходячие мертвецы» AMC, а также реалити-шоу про предприимчивых реднеков «Утиная династия*» A&E — идут уже не один сезон. Несколько странно приплетать их именно сейчас. Еще есть весьма популярные трансляции футбольных матчей на ESPN и NFL Network, но если включить Fox или NBC, то и там можно услышать истошный вопль: «Тачдаун!!!».
В нынешнем сезоне и вправду стартовало мало стоящих шоу
Наконец, удручающие новинки. В нынешнем сезоне и вправду стартовало мало стоящих шоу. К текущему моменту увереннее всех выступает «Революция*» NBC — довольно беспомощная фантастическая драма, которую сложно представить в эфире, скажем, через два-три года. Тем не менее, канал продлил ее до весны, хотя творение Эрика Крипке пока держится немногим лучше «Терра Новы» Fox, главного провала прошлого сезона. Пресса и боссы телесетей делают из этого смелое умозаключение: если «Революция*» — этакая «Терра Нова», то беда в том, что осенью не было дебютантов вроде «Новенькой*» Fox, «Двух девиц на мели» CBS и «Однажды в сказке» ABC. Однако слабость такого аргумента в том, что ни один из этих проектов не прогрессирует на втором круге, а «Новенькая» несколько недель назад и вовсе поставила собственный антирекорд. Иными словами, несправедливо делать из новичков козлов отпущения.
Большой четверке приходится подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Во-первых, осенью ведущие каналы на славу поработали на рынке: читатели нашего регулярного дайджеста новостей наверняка приметили для себя десяток-другой любопытнейших проектов. Конечно, никто не гарантирует, что весной тот же ABC, как водится, не отберет для эфира очередную россыпь семейных комедий и дамских драм. Однако на нынешнее безрыбье и пяток достойных премьер можно будет посчитать за счастье. Уже сейчас CBS заказал экранизацию книги Стивена Кинга «Под куполом», NBC пообещал сериал с Майклом Джей Фоксом в главной роли, а Fox планирует два небезынтересных анимационных процедурала.
Кроме того, теперь каналы бережнее относятся к тому, что имеют. Наиболее характерный пример — капитальный ремонт ситкома «Всю ночь напролет*» NBC. Шоу никогда не пользовалось расположением критиков: для первого сезона сайт Metacritic насчитал ему скромные 64 балла, а в этом году журналисты и вовсе предали его забвению. После премьеры рейтинги упали почти втрое, и теперь «Всю ночь напролет*» с трудом набирает полтора пункта среди аудитории в возрасте 18-49 лет. В былые времена это звучало бы как приговор, и никто бы не посмотрел на звездный актерский ансамбль. Однако вместо того чтобы закрыть проблемный проект, NBC намерен превратить его из однокамерной в многокамерную комедию и с этой целью пригласил Линду Уоллем, соавтора уважаемого сериала «Сестра Джеки» Showtime.
В реалиях сегодняшнего дня у добротных, но не слишком популярных проектов вроде «Проекта Минди*» Fox и «Нэшвилла*» ABC появляется шанс на спасение: боссы каналов уже не рубят с плеча, а думают, как исправить положение, — и, что немаловажно, тратятся на продвижение вроде бы обреченных сериалов. И каковы бы ни были истинные причины происходящего, ясно одно: зрители от этого выигрывают.
Читать первую часть
// Настоящее кино