Возьмем историю, представляющую собой коктейль из высоких технологий и искусственного интеллекта, а также разворачивающуюся на фоне трагической любви. Добавим к этому солидный бюджет, Джонни Деппа в одной из главных ролей и табличку «от создателей «Темного рыцаря» и «Начала» — и получим проект, который пока что имеет все шансы стать одним из самых ожидаемых фильмов 2014 года.Говорят, что плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Конечно, боевые действия и кинопроизводство — это разные явления, но стоит признать, что между их сутью определенно есть что-то общее. Режиссер, подобно главнокомандующему, руководит всем съемочным процессом, раздавая указания съемочной группе, от точной и слаженной работы которой зависит, удастся ли ему выиграть сражение за сердца зрителей. Да и съемки фильма порой оборачиваются самой настоящей производственной войной между режиссером, продюсерами и студией, каждый из которых, не считаясь ни с чем, хочет добиться своих целей.
Потому не удивительно, что данную поговорку можно применить и к кинооператорам. Удивительно другое — не так много людей из числа тех, кто стоит за камерой, решает перейти на новый уровень и попробовать снять свой фильм. Из последних заметных имен, которые прошли путь от операторов до режиссеров, работая при этом с большими бюджетами, можно вспомнить лишь Яна Де Бонта и Анджея Бартковяка — и то карьеры обоих быстро прошли свой пик и пошли на спад.
Трудно сказать, держит ли в голове эти примеры Уолли Пфистер. Бессменный оператор всех фильмов Кристофера Нолана решил попробовать себя на поприще режиссера, причем в качестве дебюта выбрал крайне амбициозный сценарий о современных технологиях, любви и сингулярности. Насколько велик потенциал проекта? Попробуем разобраться.
Untitled Wally Pfister Project
Автор: Джек Пэглен
Жанр: фантастика, экшн, драма
Логлайн: Эпическая история любви, рассказывающая об умирающем ученом, загружающим свое сознание в компьютер и вынужденном сражаться с силами, пытающимися остановить наступление технологической сингулярности
Статус: пре-продакшн
Объем: 131 страница
Версия: от 01 мая 2012 года
Недалекое будущее. Некая террористическая организация «R.I.F.T.» объявляет настоящую охоту за учеными, занимающимися исследованиями в области искусственного интеллекта. В течение пары суток ее боевики взрывают несколько лабораторий по всей территории США и убивают почти всех ведущих специалистов в этой области.
Одна из целей в их списке — пока еще ничего не подозревающая о нависшей угрозе семейная пара ученых Уилла и Эвелин. Во время публичной лекции террорист из «R.I.F.T.» стреляет в Уилла из снайперской винтовки. Коллега Уилла по имени Макс, заметив снайпера, в последний момент пытается оттолкнуть друга, но тщетно. Снаряженная полонием пуля ранит Уилла и заражает его кровь смертельной дозой изотопа. Врачи отводят герою не более месяца жизни.
В отчаянии Эвелин принимает радикальное решение — попытаться загрузить сознание Уилла в суперкомпьютер. Макс, давно и безответно влюбленный в Эвелин, пытается ее отговорить (он, в отличие от Уилла, давний противник любых попыток скрестить человеческое сознание с компьютером), но затем сдается и решает помочь ей в безумной затее, которая, к его удивлению, оканчивается успехом.
Террористы из «R.I.F.T.» узнают об этом и нападают на лабораторию, пытаясь уничтожить суперкомпьютер. Но компьютерной личности Уилла удается загрузить свое сознание прямо в глобальную сеть, получив тем самым доступ ко всем человеческим знаниям и компьютерным системам, что грозит миру совершенно непредвиденными последствиями…
Сценарий «Трансцендентности*» относится к той категории работ, про которые невозможно говорить в сугубо положительном или отрицательном ключе. В нем содержатся интересные идеи, но есть и характерные штампы, а персонажам недостает мотивации. В нем есть достаточно необычный взгляд на проблему искусственного разума и интересный посыл, но не хватает мелких деталей, делающих историю более убедительной. В нем есть масштабные экшн-сцены, но есть ощущение того, что многие из них включены в скрипт скорее для того, чтобы оправдать большой бюджет, нежели из сюжетной необходимости.
Джеку Пэглену несколько раз удается успешно поменять жанровую направленность своего сценария
Джеку Пэглену несколько раз удается успешно поменять жанровую направленность своего сценария. Повествование ведется посредством огромного флэшбека, начинаясь, как история человеческого сознания, заключенного в машину, затем плавно эволюционирует в технотриллер, играющий на человеческих страхах перед новыми технологиями, а в третьем акте превращается в фантастический экшн с большим сражением людей и искусственного интеллекта. Сценарий ставит интересные вопросы, а концовка уводит сюжет в направлении, которое не так и часто можно встретить в большом кино.
В то же время, надо отметить, что часть сценария, отвечающая за персонажей, получилась не настолько проработанной. Начнем с того, что мы слишком мало знаем про главных действующих лиц. Герои часто говорят, что человек в машине, это уже не Уилл, и потому его нужно уничтожить как угрозу человечеству. Но Уилл слишком быстро умирает, чтобы мы успели понять, каким он был в обычной жизни, чтобы проводить такие сравнения.
Много говорится про любовь Уилла и Эвелин, но при этом в скрипте мало деталей, связывающих этих персонажей и рассказывающих об их совместном прошлом. Персонаж Макса, будучи ученым-компьютерщиком, умудряется демонстрировать неплохие способности героя боевика, хотя в скрипте ничего не говорится о его военной подготовке, как, впрочем, и вообще о его прошлом — по сути, мы так ничего и не узнаем о его личности, кроме того, что он тоже любит Эвелин.
Еще одна из потенциально проблематичных точек скрипта — отсутствие стороны, которой можно было бы явно симпатизировать. До самого конца мотивы компьютерного Уилла непонятны — или он действительно спаситель человечества, или же он его уничтожитель. С другой стороны, ему противостоят люди, которые объясняют свои действия спасением планеты от компьютерного порабощения. Но эти же самые люди убили Уилла и многих других невиновных людей — а убийцам трудно сопереживать.
У «Трансцендентности*» есть большой потенциал: солидный размах, интригующий синопсис, новейшие технологии, почти что согласившийся на главную роль Джонни Депп, необычная концовка. Без труда можно представить, как из такого материала выйдет хороший трейлер, а громкие имена в титрах несомненно привлекут внимание зрителей.
Пока не начались съемки, у создателей еще есть время на полировку скрипта. В частности, в одном из интервью продюсер фильма Эндрю Косов отметил, что из сценария была вычеркнута сюжетная линия, заключающаяся в том, что Уилл загрузил резервную копию самого себя во все компьютеры мира. Интуиция подсказывает, что корректировке также может подвергнуться и идея с нанороботами (так называемый океан «серой слизи»), которые играют важную роль в сюжете и активно участвуют в финальной экшн-сцене. Достаточно сложно представить, как Пфистеру удастся зрелищно показать их на большом экране и вполне вероятно, что к моменту съемок (которые по плану должны начаться в марте) эта концепция подвергнется изменению.
Также хочется надеяться, что после окончания кастинга, развитию персонажей и их мотивации будет уделено больше внимания. Ни одна история не сможет работать должным образом без эмоционального ядра, а так как одна из основных тем сценария — противопоставление человека и машины, то это становится еще более актуальным.
Как бы то ни было, но Уолли Пфистер получил большой кредит доверия от коллег и студии, выделившей ему 120 миллионов долларов. При должной работе над материалом, мы можем получить как минимум хороший блокбастер. Будем надеяться, что Пфистер оправдает возложенные на него ожидания.
// Настоящее кино