30 января кинорежиссёру Леониду Гайдаю исполнилось бы 95 лет. И это прекрасный повод вспомнить наш давний материал о великом комедиографе, без фильмов которого наше кино просто немыслимо.1. Пройдя войну, Гайдай поступил в студию при Иркутском областном драматическом театре. Закончив ее в 1947-м году, сразу вышел на сцену. Среди сыгранных ролей — Соленый в чеховских «Трех сестрах», Иван Земнухов в «Молодой гвардии» Фадеева, Винченцио в «Укрощении строптивой» Шекспира.
2. В 1949-м Гайдая приняли во ВГИК на режиссерский факультет. И почти сразу отчислили — после первого же полугодия! Якобы за «профнепригодность». Но на самом деле педагоги решили, что Гайдая, сложившегося к тому времени актера, «перевоспитать» будет труднее, нежели учить наново. Молодой студент сдаваться, однако, не собирался и принялся убеждать всех, что достоин продолжать обучение. Поддавшись уговорам, ректорат назначил ему испытательный срок — еще полгода. По счастью, после зимней сессии режиссерский курс взял под свое руководство Григорий Александров, постановщик таких легендарных фильмов, как «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». Естественно, он был склонен придать своей мастерской комедийную направленность. Своими удачными — и смешными! — работами на учебной площадке Гайдай снискал благосклонность учителя, и об отчислении уже не вспоминали. Более того — Гайдай даже стал сталинским стипендиатом.
3. Работая режиссером-практикантом на музыкальной комедии Бориса Барнета «Ляна», Гайдай с удовольствием принял предложение режиссера показать также и свои актерские способности. Роль Алеши стала первым, но не последним появлением Гайдая на экране. Впоследствии он сыграл красного командира в драме Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер» (кстати, в этом фильме дебютировал Александр Демьяненко, будущий гайдаевский Шурик). Еще — «мужа своей жены» в киноновелле «В пути» (представьте себе: поставившая ее Мери Анджапаридзе — мать Георгия Данелии!). Венец актерской карьеры всенародно любимого режиссера — роль в собственном фильме «12 стульев». Что, не можете вспомнить, кого бы он там мог исполнить? Коробейникова!
«12 стульев»: Михаил Пуговкин в роли отца Федора и Леонид Гайдай в роли Коробейникова
4. Окончив ВГИК в 1955-м, Гайдай некоторое время проработал ассистентом режиссера Николая Фигуровского на фильме «Повесть об агрономе и директоре МТС» (в те времена у этой аббревиатуры была совсем другая расшифровка). Но ленту по производственным причинам законсервировали и до экранов она не дошла. Встал вопрос о дальнейших планах. В те годы директором «Мосфильма» был Иван Пырьев. Не давая пока Гайдаю самостоятельной постановки, он посоветовал ему поднабраться еще немного опыта в качестве второго режиссера. На выбор были предложены две запускающиеся в тот момент картины: комедия «Карнавальная ночь» и мелодрама по рассказам Владимира Короленко «Долгий путь». Первую, как всем сегодня хорошо известно, ставил Эльдар Рязанов (будучи моложе Гайдая почти на пять лет), вторую — знаменитый театральный режиссер Андрей Гончаров. «Я думал: ведь мне надо набираться опыта, — вспоминал позже Гайдай. — А что мог дать тогда еще никому не известный молодой режиссер Рязанов без опыта работы с актером по лепке образов? Я взвесил всё это и пошел к Гончарову». А представьте, каков был бы расклад в истории советского кино, согласись он на «Карнавальную ночь»!
Так вышло, что после ряда конфликтов Гончаров с постановки ушел. Продолжать работу дирекция студии поручила… Леониду Гайдаю и его напарнику Валентину Невзорову. Так «Долгий путь» стал режиссерским дебютом 33-летнего Гайдая.
5. Вторую, уже полностью самостоятельную, картину Гайдая «Жених с того света» ждала очень трудная судьба. Едкая, злободневная сатира на бюрократическое общество, которое живому человеку предпочитает формальную бумажку, подверглась нещадной критике со стороны кинематографического начальства. Картину требовали переделать: внести идейно верные поправки, острые куски вырезать… В результате от полнометражного фильма осталась только 51 минута. Но и это увидели совсем немногие — ленте дали унизительно малый тираж копий. От всех расстройств, связанных с приемом его кинопамфлета, у режиссера открылась язва. «За комедию я больше не возьмусь», — говорил он тогда товарищам… Кстати, главные роли в фильме сыграли Ростислав Плятт и один из любимейших артистов Гайдая Георгий Вицин.
Леонид Гайдай на съемках
6. После такого идеологического провала Гайдай навеки мог остаться не у дел. Единственное, чем можно было вернуть доверие руководства, — это поставить картину с историко-революционным содержанием. Так появился «Трижды воскресший» по сценарию Александра Галича: рассказ о буксирном пароходе, проплывшем через две войны и продолжавшем служить людям. Режиссер этот фильм не любил, и сейчас его мало кто, наверное, помнит.
// Настоящее кино