На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : «Индиана Джонс»: в поисках утраченных сценариев Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи
«Индиана Джонс»: в поисках утраченных сценариев

«Индиана Джонс»: в поисках утраченных сценариев

автор Кирилл Размыслович | источник Filmz.ru | 03.03.2013

Картина «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» вышла на экраны в далеком 1981 году и практически сразу же обрела статус одной из определяющих лент десятилетия. Персонаж Индианы Джонса стал культовым, кино вошло в пятерку самых кассовых фильмов всех времен, а Стивен Спилберг получил вторую в карьере номинацию на премию «Оскар». Неудивительно, что после выхода этого фильма все хотели только одного — как можно скорее увидеть на экране новые похождения бесстрашного археолога, тем более что и Джордж Лукас, и Стивен Спилберг изначально планировали трилогию, отложив при создании первой части ряд идей «на потом».

В 1984 году на экраны вышло долгожданное продолжение под названием «Индиана Джонс и Храм судьбы». И хотя фильм не пользовался такой же безграничной любовью критиков, как первая часть, но его внушительные кассовые сборы убедительно продемонстрировали, что зрители готовы и дальше ходить в кино на похождения доктора Джонса. А значит появление третьей и заключительной, как всем казалось, части, было делом решенным.

При создании сценария триквела Джордж Лукас изначально планировал использовать несколько из неиспользованных наработок к предыдущим сериям. В частности, одной из его идей было отправить Индиану Джонса в Шотландию и развернуть большую часть действия внутри огромного дома, где происходили бы всякие необъяснимые события. Лукас даже начал консультации по поводу будущего сценария с Дайан Томас, но Спилберг, который совсем недавно спродюсировал «Полтергейста», на корню зарубил идею еще одного фильма про дом с привидениями.

Второй мыслью Лукаса было использование Святого Грааля в качестве «макгаффина», который в его интерпретации являлся источником вечной молодости. И к этой идее Спилберг отнесся достаточно скептически, не желая перегружать третью часть мистикой и сверхъестественным.

Осенью 1984 года Лукас изложил все свои наработки в восьмистраничном тритменте, озаглавленном «Индиана Джонс и Царь обезьян» (Indiana Jones and the Monkey King). Для превращения тритмента в полновесный скрипт Лукасом был нанят Крис Коламбус, который уже имел опыт работы со Спилбергом, написав сценарии к спродюсированным им «Гремлинам» и «Балбесам». 3 мая 1985 года Коламбус представил Лукасу свой 120-страничный сценарий, лаконично озаглавленный «Инди III».

1937 год. В открывающей сцене мы видим доктора Джонса, проводящего свой отпуск в не слишком удачных попытках порыбачить на берегу шотландского озера. Неожиданно его отдых прерывается местным полицейским инспектором, который просит его помощи в одном деле. Кто-то убивает местных жителей, и следы ведут в местный замок, хозяин которого давно умер.

Пробравшись внутрь замка, Индиана встречает хозяина дома, который оказывается кем-то вроде призрака или вампира, и в ходе схватки, включающей в себя битву с ожившими рыцарскими доспехами, побеждает его.

По возвращении в университет, на Джонса наваливается куча забот в виде стопки студенческих работ, которые нужно срочно проверить, декана, требующего от героя более уважительного отношения к работе, а также его юной помощницы Бетси, с которой Джонс неосмотрительно провел ночь и которая теперь по уши влюблена в доктора.

Этот получеловек-полуобезьяна долгое время жил в Китае, а затем отправился на край света, где основал свое царство, знаменитое садом бессмертных персиков, вкусив которые можно было жить вечно.

Маркус Броди вырывает Джонса из омута скуки и сообщает ему, что в Африке нашлись свидетельства о пребывании там Сунь Укуна, известного также под прозвищем Царь Обезьян. По легенде, этот обладающий сверхъестественными силами получеловек-полуобезьяна долгое время жил в Китае, а затем отправился в путешествие на край света, где основал свое царство, знаменитое садом бессмертных персиков, вкусив которые можно было жить вечно.

Джонс, который когда-то потратил два года своей жизни на поиски могилы Сунь Укуна, не может устоять перед возможностью наконец-то разгадать эту загадку. Бесстрашный археолог отправляется в Мозамбик на встречу с доктором Клэр Кларк, обнаружившей пигмея по имени Тики, который, по ее мнению, прибыл как раз из царства Сунь Укуна. Но Джонс в этом путешествии будет не один — каким-то образом Бетси проследила за Индианой и пробралась на корабль, на котором он отплыл в Африку. Кроме того, за археологом уже следит нацистский шпион по фамилии Гюттербуг, у которого вместо правой руки механический протез-автомат.

По прибытии в Мозамбик, Джонс выясняет, что Тики действительно пришел из царства Царя Обезьян. Нацисты, которые установили на Джонса жучок, слышат его разговор и похищают пигмея. Джонс пытается их остановить и завязывается речная погоня, некоторые из элементов которой (вроде лодки, неудачно пытающейся проскочить между двумя сближающимися кораблями) перекочевали в фильм «Индиана Джонс и Последний крестовый поход».

Идея спасения пленника из танка тоже принадлежит Коламбусу

Не сумев вернуть Тики, Джонс решает во что бы то ни стало опередить нацистов, и со своими соратниками отправляется в путешествие по реке Замбези. Разумеется, на этом пути их преследует масса неприятностей. Вначале на лодку экспедиции нападают речные пираты. Джонсу удается спасти своих спутников от казни, пообещав предводителю пиратов по имени Кэзур, что он сможет провести его в город Сунь Укуна, который по легенде сделан из чистого золота.

Затем, пройдя по усеянным смертоносными ловушкам джунглям, отряд попадает в плен к местному племени, которое не прочь отобедать путешественниками. После освобождения героев подстерегает новая опасность в виде мчащегося во весь опор огромного стада антилоп гну, от которого им приходится прятаться на местном кладбище. Вскоре появляется и то, что так напугало антилоп — гигантский двухбашенный немецкий танк, внутри которого содержится Тики. Пока остальные персонажи в панике убегают, Индиана седлает носорога, взбирается на танк и в одиночку захватывает его.

Но это еще не конец истории — по пятам за героями мчится небольшая немецкая армия. Индиане и его спутникам удается опередить немцев и добраться до потерянного города Сунь Укуна. После очередной серии злоключений герои организовывают оборону против немцев. Нацисты терпят поражение и в панике отступают, но победа дается дорогой ценой — множество жителей города и сам Индиана Джонс погибают в бою.

Тики (который оказывается наследным принцем города) организует похоронную процессию в саду бессмертных персиков, где покоятся останки Сунь Укуна. Неожиданно Царь Обезьян оживает, после чего воскрешает всех убитых. В знак благодарности за спасение города Сунь Укун вручает Джонсу свой знаменитый золотой посох. На обратном пути вождь пиратов Кэзур пытается убить Джонса и отобрать посох, но, вкусив украденный из сада персик, мгновенно стареет и умирает. Джонс возвращается домой, а Бетси остается изучать Африку вместе с Клэр.

При создании сценария Коламбус в первую очередь опирался на тритмент Лукаса, в котором тот пытался использовать все свои идеи, не вошедшие в первые две части

При создании сценария Коламбус в первую очередь опирался на тритмент Лукаса, в котором тот пытался использовать все свои идеи, не вошедшие в первые две части (например, нацистом с механической рукой первоначально должен был стать майор Тот из «В поисках утраченного ковчега»). Но если какая-нибудь концепция вырезается из фильма, то обычно для этого есть какие-то причины, и на примере «Царя Обезьян» хорошо видно, как важно уметь вовремя определить, что в сюжете важно, а от чего, как бы ни болело сердце у придумавшего это автора, можно избавиться.

Взять хотя бы открывающую сцену в Шотландии, которая перекочевала из первоначального тритмента Лукаса еще к «Храму судьбы». Во-первых, в отличие от всех остальных прологов к фильмам про Джонса, этот не имел никакого отношения к дальнейшему сюжету. Во-вторых, саму идею о том, что Джонс побеждал призрака, после чего… отдавал его в руки полиции, иначе как странной не назовешь.

Рыцарь-таки перекочевал в «Последний крестовый поход», правда, в совершенно ином качестве

Еще одним слабым звеном работы Коламбуса были персонажи. Про заглавного героя мы не узнавали ровным счетом ничего нового, а что касается новых действующих лиц, то по колоритности они уступали как предыдущим частям, так и будущему «Крестовому походу». Отдельно стоит упомянуть персонаж Бетси, который по степени вызываемого им раздражения, вероятно, можно сравнить с Джа-Джа Бинксом из первого эпизода «Звездных войн» — она постоянно жалуется, пытается показать свою важность и, чтобы обратить на себя внимание, несколько раз картинно пытается покончить с собой, например, повесившись на хлысте Индианы Джонса.

Но решающим фактором, почему работа Коламбуса была отвергнута Спилбергом, стала чрезмерная фэнтезийность и сказочность сценария. Конечно, сериал про Индиану Джонса никогда не отличался повышенной реалистичностью, но сценарий Коламбуса откровенно выбивался из стилистики первых двух частей. Да, автор пытался учитывать отзывы зрителей, многие из которые жаловались на излишнюю мрачность «Храма судьбы» — но сцены, где Индиана Джонс скачет на носороге, Клэр разговаривает с животными, отдавая им приказания, а гориллы захватывают танк, после чего надевают нацистскую форму и вступают в бой с немцами, иначе, чем откровенным перебором не назовешь.

После того, как Спилберг забраковал начальный сценарий, в августе 1985 года Коламбус представил новую версию, озаглавленную «Затерянный город Сунь Куна». Основные изменения заключались в том, что персонаж Бетси был полностью удален, Царь Обезьян стал злодеем, а в концовке скрипта Индиана и Клэр сыграли свадьбу.

Этот вариант также не устроил Спилберга, и он решил взять написание сценария под свой контроль. Несмотря на всё нежелание Лукаса, он настоял на необходимости включения в повествование отца Индианы Джонса, сделав поиски Грааля метафорой по налаживанию семейных отношений между отцом и сыном.

Несмотря на всё нежелание Лукаса, Спилберг настоял на необходимости включения в повествование отца Индианы Джонса, сделав поиски Грааля метафорой по налаживанию семейных отношений между отцом и сыном

Для написания нового сценария Спилберг нанял Менно Мейеса. Его начальный скрипт под названием «Индиана Джонс и Последний крестовый поход» был еще далек от итогового фильма (например, после касания Грааля перед Генри-старшим появлялась ведущая в небо лестница, по которой он поднимался, а Индиана оставался на Земле и женился на главной героине), но процесс, как говорится, начался. Затем сценарий переписывал Джеффри Боам, который сосредоточил свои усилия на проработке отношений между Индианой и его отцом. Кроме того, он внес в скрипт много предложений Шона Коннери насчет своего персонажа. И наконец, перед самыми съемками сценарий дорабатывал Том Стоппард, отполировав диалоги и придумав сцены с передачей шляпы, связывающей эпизоды с молодым и взрослым Индианой Джонсом.

Но, что любопытно, даже в итоговом сценарии можно, как сказал бы Ридли Скотт, проследить определенное ДНК работы Коламбуса — например, эпизод с персонажем, который пытается обрести бессмертие, но вместо этого мгновенно стареет и умирает, или концепцию спасения Джонсом пленника из танка.

Результат кропотливых переписываний полностью себя оправдал — возможно, фильм и не стал для кинокритиков такой же классикой, как «В поисках утраченного ковчега», но тем не менее был крайне позитивно воспринят и пользовался большой любовью зрителей, сделавших его в 1989 году самым кассовым фильмом в мировом прокате. Да и сам Спилберг когда-то называл «Крестовый поход» своим самым любимым фильмом про Индиану Джонса.

Казалось бы, что на этом всё, и третий фильм будет последним — учитывая, что сами создатели неоднократно говорили о том, что история завершена и новых продолжений не будет. Но в Голливуде, как известно, можно много раз говорить одно, а потом сделать абсолютно другое. После выхода «Крестового похода» прошло не так много времени, как начались первые разговоры о четвертой серии…

В 1992 году в эфир вышел спродюсированный Джорджем Лукасом телесериал «Хроники молодого Индианы Джонса». Харрисон Форд согласился на камео в одном из эпизодов, действие которого происходило в 1950 году. Тогда-то Лукасу и пришла в голову идея перенести действие следующей части «индианы» в 1950-е годы. Смена эпохи повлекла за собой и смену идейной направленности проекта. Если первые три фильма были вдохновлены приключенческими сериалами 1930-1940 годов, то для фильма, чье действие происходило бы в 1950-е, источником вдохновения послужили популярные в то время фильмы категории Б про летающие тарелки и инопланетян.

Как обычно, Лукас изложил свои идеи в небольшом тритменте, после чего занялся поисками сценариста. Выбор пал на Джеба Стюарта, который приступил к работе уже в конце 1993 года. После нескольких переписываний, в феврале 1995 года он представил 119-страничный сценарий под названием «Индиана Джонс и пришельцы с Марса» (Indiana Jones and the Sauсer Men from Mars).

Остров Борнео, 1949 год. Индиана Джонс и его друг по имени Кабул чудом спасаются от речных пиратов, которые пытаются отобрать у них один ценный артефакт. Джонс считает, что уже староват для экспедиций и приключений и потому собирается завязывать со своим ремеслом. Он даже не собирается выполнять предсмертную просьбу Маркуса Броди стать проводником в экспедиции доктора Элейн Макрегор. Но, увидев ее, понимает, что влюбился с первого взгляда, меняет свое решение и снова отправляется в джунгли.

Шесть недель спустя. Речные пираты, от которых герой чудом спасся в прологе, опять находят его. Они оставляют Джонса на съедение гигантским муравьям и забирают Элейн с собой. Герою удается освободиться, а затем в ходе речной погони нагнать лодку пиратов, отбить Элейн и чудом избежать падения с гигантского водопада.

Вернувшись домой, Джонс и Элейн собираются пожениться. На свадебную церемонию прибывают все герои предыдущих частей — отец Индианы, Мэрион Рэйвенвуд, Уилли, Коротышка, Саллах. Но в разгар мероприятия к Элейн приезжают странные люди, после чего она в прямом смысле слова сбегает со свадьбы.

Ничего не понимающий Джонс просматривает бумаги Элейн и узнает, что она работает в разведке. След приводит его в Нью-Мексико, на армейский полигон «Белые пески». Джонс пытается проникнуть внутрь и его арестовывает военная полиция, но зато он добивается встречи с Элейн.

Несостоявшаяся жена объясняет нашему герою, что ей пришлось бросить свадьбу, так как она не могла пропустить важнейшее в истории открытие. Джонс крайне скептически относится к ее словам, и Элейн просит руководство разрешить ему участвовать в проекте, так как он может помочь ей в дешифровке неких древних символов. Коллега Элейн по имени Боб Боландер категорически против, но начальство все же удовлетворяет ее просьбу.

Элейн объясняет Джонсу, что несколько дней назад в пустыне разбился инопланетный корабль. Тот вначале не верит ее словам, но после того, как ему показывают обломки корабля, тела пришельцев и, наконец, таинственный инопланетный артефакт, состоящий из ряда движущихся колец с письменами на древних языках, меняет свою точку зрения.

Артефакт является источником некой энергии, а его кольца вращаются всё быстрее и быстрее, будто бы участвуя в неком обратном отсчете. У героев совсем немного времени, чтобы попытаться дешифровать символы, прежде чем военные эвакуируют место крушения.

Проведя анализ символов, Джонс выясняет, что на самом деле это не текст, а географические координаты, указывающие на разные горы, расположенные по всему земному шару. Ближайшая точка — это расположенная неподалеку гору Киимо, где индейцы в древности приносили жертвоприношения своим богам.

Но американские военные не единственные, кто заинтересован в инопланетных технологиях. Советские агенты с интересными именами Вадим Чеслав и Веска уже проникли на место крушения. Они похищают Элейн вместе с артефактом и планируют вывезти их в Москву. Джонс пытается остановить русских — в процессе погони он дерется на запущенной ракетной тележке, затем его берут в плен и грузят в багажник машины. Но похитители выбирают не ту дорогу и приезжают прямиком в модельный город, где вот-вот взорвется ядерная бомба. Джонс сбегает, и, чтобы спастись от взрыва, прячется в небольшом погребке, накрываясь холодильником, который играет роль защитного панциря.

Военные решают, что Джонс тоже коммунистический агент и приказывают его арестовать. Но бесстрашный археолог снова сбегает, выслеживает русских и пробирается на борт советского самолета Ту-4, на котором планируют вывести инопланетный артефакт и Элейн. Вскоре появляется летающая тарелка, которая пытается с помощью энергетического луча посадить самолет, а затем и пара американских истребителей, которые вступают в бой с НЛО. Ту-4 получает повреждения и начинает буквально разваливаться на части. Элейн выпадает с борта самолета, и Джонс с парашютом прыгает за ней, спасая ее.

Если первые три фильма были вдохновлены приключенческими сериалами 1930-1940 годов, то для фильма, чье действие происходило бы в 1950-е, источником вдохновения послужили популярные в то время фильмы категории Б про летающие тарелки и инопланетян

На земле героев продолжают преследовать пришельцы. Джонс и Элейн прячутся в автокинотеатре, где как раз демонстрируют какой-то дешевый фильм про вторжение инопланетян (вероятно, одна из тех лент, которыми в детстве так увлекался Лукас). Но корабль пришельцев выслеживает их и «выкрадывает» машину с помощью энергетического луча.

В крайне хаотичном третьем акте появляется армия США, которая расстреливает тарелку с безоружными инопланетянами. Затем прилетает огромный боевой инопланетный корабль, который создает гигантский смерч, уничтожающий всех военных. Джонс и Элейн бросаются в погоню за Боландером, который захватил артефакт и планирует с его помощью обрести суперсилу.

Развязка наступает на вершине горы Киимо. Появляются три корабля пришельцев, которые направляют лучи на артефакт. Артефакт заряжается непонятной энергией, после чего Боландер использует его, чтобы расплавить советского агента, а затем пытается проделать то же самое с кораблями пришельцев. Но наступает рассвет, и вместо того, чтобы уничтожить корабли пришельцев, артефакт разрезает самого Боландера на две половинки, после чего всё озаряет яркий белый свет. Когда всё стихает, артефакт, НЛО и тело самого Боландера бесследно исчезают.

На последней странице Элейн и Индиана все-таки женятся, Уилли ловит свадебный букет, а Коротышка везет молодоженов в аэропорт.

Если первый акт сценария получился вполне в духе приключений, за которые зрители так полюбили сериал, то к середине становится отчетливо понятно, что в какой-то момент автор свернул не на ту тропинку. Начнем с того, что артефакт пришельцев, выступающий в роли «макгаффина», является крайне плохо прописанным сюжетным элементов, что особенно заметно в третьем акте, который, подобно чудовищу доктора Франкенштейна, склеен из крайне плохо соединенных сюжетных кусков. Нам так и не объясняют, что это за устройство, что будет, когда отсчет дойдет до нуля, почему пришельцы так боятся артефакта и могут забрать его только на вершине горы. И главное — причем тут вообще Марс в заголовке, если мы так и не узнаём, откуда прилетели пришельцы, чего они хотели и для чего вообще посещали Землю?

Артефакт пришельцев, выступающий в роли «макгаффина», является крайне плохо прописанным сюжетным элементов, что особенно заметно в третьем акте, который, подобно чудовищу доктора Франкенштейна, склеен из крайне плохо соединенных сюжетных кусков

Также сценарий остро страдает от нехватки достойных противников Индианы и зрелищных эпизодов. Казалось бы, от одного из создателей «Крепкого орешка» мы вправе были бы ожидать многочисленных захватывающих сцен — но на самом деле большая часть пустынного экшна откровенна скучна. Сцена свадьбы буквально напичкана камео персонажей из предыдущих серий, но они вообще никак не связаны с сюжетом, а, следовательно, бессмысленны.

Всё это усугубляется тем, что в сценарии про Индиану Джонса совсем мало самого Джонса — за весь сценарий он использует свой знаменитый хлыст всего один раз, а персонажи почти не вспоминают события предыдущих частей. К тому же, не считая вступления, всё действие происходит в одном лишь Нью-Мексико — а пустыня и армейские полигоны отнюдь не такие живописные места, как Гималаи, Венеция, Индия или австрийские замки. По сути, если убрать персонажей, то на выходе и останется сценарий для очередного фильма категории Б про НЛО.

Прочтя работу Стюарта, Форд заявил, что ни за что не станет сниматься в таком фильме. Стивен Спилберг тоже не остался в восторге от сценария. А вот Лукас, который не собирался так просто отказываться от так полюбившейся концепции, обратился к Джеффри Боаму с просьбой переписать скрипт. Тот приступил к работе, но вскоре по экранам всего мира победной поступью прошел «День независимости», многие сюжетные элементы которого совпадали с идеями Боама. Лукас счел, что зрители воспримут фильм как попытку подзаработать на лаврах Роланда Эммериха, и отменил проект.

На несколько последующих лет все разговоры о четвертой части стихли — Лукас приступил к съемкам долгожданного первого эпизода «Звездных войн», Спилберг тоже не сидел без дела, занявшись работой над «Искусственным разумом» и «Особым мнением».

Что интересно, примерно в то же время кто-то выложил во всемирную паутину старый скрипт «Индианы Джонса и Царя обезьян». Из-за ошибочной даты на первой странице многие фанаты решили, что это и есть сценарий будущего фильма, после чего на некоторое время среди них развернулись бурные дискуссии на предмет достоинств и недостатков скрипта Коламбуса.

В феврале 2000 года американский институт киноискусства вручил Харрисону Форду награду за достижения всей жизни. В церемонии награждения принимали участие и Стивен Спилберг с Джорджем Лукасом. Впервые за несколько лет трио старых друзей снова собралось вместе, и в какой-то момент разговор среди них зашел про нового Индиану Джонса.

Возможно, именно под влиянием момента, но Спилберг, наконец, согласился на идею использовать пришельцев в четвертой части, тем более что Лукас убедил его, что в сценарии не будет летающих тарелок, а сами пришельцы будут не с других планет, а из «других измерений». Всё, что оставалось, это найти автора, работа которого устроила бы трио.

Первой кандидатурой стал крайне популярный в те годы М.Найт Шьямалан, который неоднократно называл «В поисках утраченного ковчега» своим самым любимым фильмом. Но, получив предложение Лукаса, он отказался, не решившись брать на себя такую ответственность. После того, как это предложение стало достоянием общественности, по интернету сразу же прошла шутка, согласно которой Шьямалан предложил окончить фильм тем, что Индиана Джонс в конце просыпался и понимал, что события всей саги были лишь сном.

После рассмотрения еще нескольких вариантов, кто-то предложил кандидатуру Фрэнка Дарабонта, который когда-то написал несколько эпизодов «Хроник молодого Индианы Джонса». В мае 2002 года Дарабонт был официально нанят на роль сценариста, и в ноябре 2003 года представил 138-страничный сценарий, озаглавленный «Индиана Джонс и город Богов» (Indiana Jones and the City of the Gods).

Конец 1950-х годов, Невада. Индиана Джонс и его советский друг Юрий Маковский проводят раскопки древних индейских поселений. Однажды Джонс случайно узнаёт, что отнюдь не археологические древности привели Юрия в это место. Проследив за коллегой, он видит, как Юрий маскирует свою машину под армейскую, после чего в составе военного конвоя направляется к расположенной неподалеку армейской базе.

Подойдя ближе, Джонс находит подкоп, через который диверсанты проникли внутрь охраняемой территории и нейтрализовали охрану. Внутри ангаров Джонс становится свидетелем сделки, в которой двое американских ученых продают Юрию плутоний и какой-то артефакт, который пока что скрыт от нас.

Джонс пытается помешать советским агентам и угоняет грузовик с плутонием. Далее следует зрелищная сцена погони, в которой русские преследуют Джонса вначале по территории огромного склада (у Дарабонта это не склад из фильма «В поисках утраченного ковчега»), а затем продолжают преследование в огромной испытательной камере, в которой время от времени включаются реактивные двигатели.

Наконец, грузовик Джонса получает критические повреждения. Джонс и Юрий дерутся, а затем продолжают схватку на запустившейся ракетной тележке. В итоге, Джонс теряет сознание и попадает в плен. Русские собираются оставить его на ядерном полигоне, где вот-вот взорвется ядерная бомба, но Джонсу удается сбежать, после чего он спасается от ядерного взрыва в старом холодильнике.

Что-то из идей Дарабонта дошло до большого экрана

ЦРУ обвиняет Джонса в измене. Декан университета отправляет его в отпуск, за доктором устанавливают слежку. Будучи в отчаянии, Джонс напивается, после чего ночью ему приходит в голову гениальная мысль посетить университетский музей, где выставлены добытые им экспонаты, и в отместку забрать их. Выбор падает на золотого идола из вступительной сцены «В поисках утраченного ковчега». Джонс замечает, что под идолом находится датчик давления, и пытается провернуть старый трюк. Он берет мешочек, насыпает туда песка, затем вспоминает, что в прошлый раз насыпал слишком много, и отсыпает еще жменьку, меняет предметы местами и… сигнализация все равно срабатывает.

На звуки сирены прибегает агент ФБР, следящий за Джонсом, и он тут же получает пулю от киллера, которого подослал Юрий. Джонс бежит от убийцы на крышу музея, в часовую башню. Между Джонсом и киллером происходит схватка, в которой последний срывается с крыши и падает вниз. Джонс обыскивает труп и находит в его кармане ключ от гостиницы в Нью-Йорке.

Джонс понимает, что его, вероятно, обвинят в гибели агента ФБР и собирается бежать. Напоследок он разговаривает с отцом, который против его бегства, но все же прикрывает сына от полиции, после чего отправляется в Нью-Йорк, где его принимают за убитого им человека. Джонс получает сумку, в которой находится загадочный хрустальный череп и документы для путешествия в Перу, где с ним свяжется контактное лицо.

Прибыв в Южную Америку, Джонс, к своему изумлению, узнаёт, что его контакт это никто иная как Мэрион Рэйвенвуд, с которой они расстались двенадцать лет назад, и которая некоторое время тому назад вышла замуж за венгерского барона Питера Беласко.

Беласко организовывает экспедицию в поисках легендарного города Богов, в котором по преданиям спрятаны несметные сокровища. Помимо Беласко, в гонке участвует СССР в лице Юрия, а также президент Перу по имени Эскаланте — милейший человек, любящий в свободное от работы время устраивать массовые казни повстанцев, симпатизирующих коммунистическим идеям.

Концепт-арт Гая Хендрикса Диаса

Джонс и Мэрион вылетают на самолете к лагерю Беласко, и во время полета их атакует самолет Юрия. Далее следует самая увлекательная сцена сценария Дарабонта, в которой Джонс:

а) под градом пуль вылезает на крыло биплана, которое вот-вот отвалится и скрепляет поврежденную половинку хлыстом;
б) умудряется перебраться в самолет Юрия и выкинуть его и пилота (Юрия спасает парашют);
в) возвращается в самолет с Мэрион и чудом сажает его.

Джонс и Мэрион добираются до лагеря Беласко, где знакомятся с собранной со всего мира командой ученых. Юрий же тем временем попадает в плен к войскам Эскаланте и делает тому выгодное финансовое предложение. Несмотря на все протесты представителя американского госдепартамента Тернера, Эскаланте заключает соглашение с Юрием и выдвигается в сторону Джонса. Вскоре к ним присоединяется немец Фон Грауен, который убил одного из членов экспедиции Беласко и похитил их карты.

Но всё это не останавливает Джонса, который продолжает вести людей вперед, используя в качестве карты фотографии фигур из пустыни Наска, которые, как выясняется, указывают на реальные географические объекты. Чем ближе долгожданный город Богов, тем больше необычных явлений наблюдают ученые — например, гигантских насекомых и животных, которые под влиянием непонятной силы выросли до невероятных размеров.

Пока длится путешествие, мы узнаем, что за прошедшие годы Джонс, наконец, поборол свою давнюю боязнь змей. Увы, но сразу после этого заявления на Джонса нападает огромная змея, после чего фобия возвращается с новой силой. Также нам рассказывают, что стало с Уилли Скотт — оказывается, она переехала в Голливуд и вышла замуж за какого-то известного режиссера (и, надо отметить, это чистая правда, ибо Кейт Кэпшоу давно замужем за Стивеном Спилбергом).

Также выясняется и источник информации, снабжающий Беласко информацией о городе Богов — им оказывается сошедший с ума профессор Оксли, единственный выживший участник предыдущей экспедиции, который теперь содержится Беласко в клетке для диких зверей.

В конце концов, войска Эскаланте догоняет отряд Джонса. Ситуация усугубляется, когда выясняется что Юрий с самого начала вел свою игру — он использовал Эскаланте, чтобы найти Джонса, и когда цель была достигнута, на сцене появляется вооруженный до зубов «спецназ Жукова» (ведь всем известно, что советские агенты могут быть где угодно).

Пока длится путешествие, мы узнаем, что за прошедшие годы Джонс, наконец, поборол свою давнюю боязнь змей

Все стороны конфликта навели друг на друга оружие, и мы ждем, что вот-вот начнется стрельба. Но вместо этого появляется волна гигантских огненных муравьев, которые пожирают всё живое на своем пути, и всем участникам конфликта приходится со всех ног убегать. Джонс вместе с Мэрион угоняют грузовик и пытаются спастись от советских автоматчиков, муравьев и струи горящего бензина, которая стремится соединиться с пробитым бензобаком их машины.

В конце концов, грузовик падает в реку. Туда же на лодках сплавляются люди Эскаланте и советский спецназ. После серии речных приключений, включая сплав по четырем гигантским водопадам, главные герои попадают к руинам города Богов. Тут же выясняется, что все это время Беласко был советским агентом. Он и Юрий связывают Джонса и остальных, и планируют заживо похоронить их в пещере, подорвав вход динамитом. Но, слабо разбирающиеся в политике, местные носильщики решают разом избавиться от всех иностранцев и привязывают Беласко и Юрия к остальным.

Пока Джонс признается в любви к Мэрион, а остальные считают секунды до взрыва, появляется Оксли, который, вернувшись в город Богов, обрел свой разум и спасает героев. Наконец-то решив объединить усилия, группа следует в город и вскоре находит останки носильщиков и их сошедшего с ума предводителя.

Продолжая движение, экспедиция проходит по огромным залам, в которых выставлены предметы из всех земных культур, начиная от египетской и заканчивая экспонатами из каменного века, и в изумлении осматривает титанические машины.

Наконец, путешествие завершается в зале с тринадцатью хрустальными фигурами и саркофагами, где покоятся мумифицированные тела пришельцев. Джонс приставляет череп к одной из фигур, после чего она начинает светиться, а Оксли, чье сознание временно занял инопланетный разум, говорить.

Таким этот зал выглядел на съемках «Королевства Хрустального Черепа»

Он рассказывает героям, что давным-давно пришельцы прилетели на Землю, заложив основы современной цивилизации. Перед смертью они загрузили свое сознание в хрустальные черепа, в надежде, что когда-нибудь сородичи найдут их и воскресят.

Пришелец выбирает пятерых (Джонса, Юрия, Эскаланте, Беласко и Фон Грауена), предлагая им исполнение любого пожелания. Эскаланте жаждет, чтобы он стал смертоносным и его все боялись - и пришелец превращает его в ядовитую лягушку. Беласко хочет всего знания в мире, и его голова буквально взрывается. Фон Грауен хочет возрождения нацизма, и пришелец убивает его. Джонс борется с искушением, выбирает Мэрион и потому спасается.

Оказывается, инопланетянин использовал жизненную силу людей, чтобы возродить свое тело. С фразой «Добро пожаловать на Землю» Джонс выпускает в него обойму из винтовки, спасает Юрия, после чего выжившие убегают из города, который оказывается летающей тарелкой, чьи механизмы активируются и готовят ее к старту.

Тарелка взмывает в небо, но, не имея пилота, сбивается с курса и врезается в землю, даря нам второй за сценарий ядерный взрыв. На прощание Джонс смачно бьет по лицу Юрия, говоря ему, чтобы тот держался подальше от его страны.

В эпилоге Джонс принимает награду из рук президента Эйзенхауэра, а затем предлагает руку и сердце Мэрион. Они женятся, среди гостей на свадьбе мы можем увидеть Саллаха, а также Генри Джонса. В финальных кадрах нам показывают профессора Оксли, который, помимо вернувшегося к нему рассудка, приобрел способности к телекинезу, что он и демонстрирует, двигая взглядом столовые приборы. Камера переносится вверх, мы видим звездное небо, по которому проносится падающая звезда. Конец.

Однажды Фрэнк Дарабонт назвал свой скрипт четвертого «Индианы Джонса» одним из лучших в карьере. Вероятно, на тот момент Дарабонт еще не остыл от эмоций, ибо в любом случае при создании сценария он был творчески ограничен тритментом Лукаса, включавшего в себя пришельцев, гигантских муравьев, свадьбу, поездку на ракетной тележке и, разумеется, печально знаменитый эпизод со спасением от ядерного взрыва в холодильнике, породивший после выхода фильма интернет-мем «nuke the fridge».

Так рождаются мемы

Тем не менее из всех авторов, так или иначе причастных к созданию фильма, Дарабонт, вероятно, лучше всех понимал, за что зрителям могла бы понравиться эта серия, и как из тритмента Лукаса сделать фильм, который бы смог удержать планку серии на максимально возможном уровне.

Автор не тратит понапрасну времени на какие-то отвлеченные диалоги, второстепенные для сюжета эпизоды или откровенно вымученных персонажей. В каждом моменте сценария у героев есть четкая и понятная цель, действие не провисает ни на минуту, а одна интересная сцена сменяется другой — и многие из них были вполне достойны серии.

Первая строчка сценария гласит «Adventure Still Has A Name», и Дарабонт активно использует дух старых приключений, перемещая героя по разным экзотическим локациям, сталкивая его с разнообразными противниками и помещая в смертельные ситуации, откуда он выходит победителем благодаря храбрости и смекалке. Персонаж Мэрион в сценарии появляется намного раньше, чем в итоговом фильме, и весьма активно участвует в сюжете, не являясь «свадебным генералом», каковым ее сделали в фильме. Новые действующие лица также интересны — их много, у каждого есть своя предыстория и своя цель, ради достижения которой они готовы на любые хитрости. Персонаж Юрия чем-то похож на советскую версию Индианы Джонса — он метко стреляет из ППШ, пользуется всеми транспортными средствами и выживает в любых ситуациях.

В этом скрипте у Индианы Джонса нет и сына — да он тут абсолютно и не нужен. У нашего героя могли быть спутники, но он всегда выходил из основных переделок собственными силами, и ему никогда не были нужны напарники, введенные в сюжет лишь потому, что продюсеры уже задумались о новых сиквелах, но уже с другим героем. Зрители ведь в первую очередь хотят снова увидеть главного героя и его приключения, а не то, как ему постоянно напоминают про возраст и заставляют делить экранное время с вписанными из коммерческих соображений персонажами. Такие моменты прекрасно чувствуются и разрушают всю магию кино.

Пожалуй, самая слабая часть скрипта, это концовка, где появляются инопланетяне. Но стоит отметить, что Дарабонт выстроил повествование так, что про участие в сюжете пришельцев становилось известно лишь за двадцать страниц до финала. Не исключено, что он до последнего рассчитывал, что Спилбергу удастся уговорить Лукаса отказаться от НЛО и потому намеренно выстроил повествование так, что концовку можно было бы относительно безболезненно скорректировать.

Дарабонт, пожалуй, выжал все возможное из предоставленных Лукасом вводных, и вряд ли кто-то другой сумел бы добиться лучших результатов с таким материалом

Был ли Индиана Джонс от Дарабонта достойным финалом саги, которая, в общем-то, и так была успешно завершена за пятнадцать лет до этого? Возможно, что и нет. Но в любом случае, Дарабонт, пожалуй, выжал все возможное из предоставленных Лукасом вводных, и вряд ли кто-то другой сумел бы добиться лучших результатов с таким материалом. Кроме того, при прочтении работы Дарабонта не покидает ощущение, что это действительно последняя глава в истории похождений Индианы Джонса, и теперь-то никаких сиквелов точно не последует. Вполне возможно, что отсутствие намеков на продолжение и сыграло ключевую роль в судьбе скрипта.

Сценарий понравился Харрисону Форду. Стивен Спилберг вообще назвал его лучшим со времен «В поисках утраченного ковчега». А вот Лукас с самого начала забраковал работу Дарабонта. Не помогли ни уговоры Спилберга, ни многочисленные ожесточенные споры с Дарабонтам, по итогам которых он назвал Лукаса «сумасшедшим», после чего зарекся когда-либо с ним работать.

После ухода Дарабонта, Лукас нанял Джеффа Натансона и Дэвида Коэппа для переписывания скрипта. В первую очередь, им надлежало ввести в повествование сына Индианы Джонса, для чего из сюжета было выкинуто большинство второплановых персонажей, роль Мэрион существенно урезана, а Юрия и Беласко по сути объединили в персонажа Мака, сыгранного Рэем Уинстоуном.

Оба новых сценариста будто бы устроили соревнование на предмет того, кто предложит как можно более странное название для нового фильма. Сценарий Натансона назывался «Индиана Джонс и атомные муравьи», Коэппа — «Индиана Джонс и разрушитель миров». Также предлагался вариант «Индиана Джонс и сын Индианы Джонса». В конце концов, для будущего фильма Лукас выбрал название «Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа».

Долгожданные съемки начались летом 2007 года, и к осени того же года были завершены. Тогда же появились сообщения о том, что Дарабонт, опустошенный тем, что потратил год своей жизни, работая над отвергнутым сценарием, готовится к судебному разбирательству на предмет включения его имени в титры. Но то ли сторонам удалось договориться в досудебном порядке, то ли Дарабонт в последний момент решил пойти на попятную, но угроза так и не была реализована. Правда, через месяц после выхода фильма его сценарий попал в интернет, что вызвало резонное предположение, что таким образом Дарабонт попытался заочно оправдаться перед недовольными фанатами.

Что касается самого фильма, то, несмотря на неоднозначную реакцию поклонников саги, он собрал в мировом прокате достаточно внушительную сумму в размере 780 миллионов долларов. Вскоре после этого, Лукас намекнул о возможности пятой части, эстафету в которой у Харрисона Форда перенял бы персонаж Шайи ЛаБафа. Правда, незамедлительно последовавший после этого вал возмущенных откликов вскоре заставил его откреститься от этой идеи. А сам ЛаБаф успел публично выразить сожаление о том, что подписался на «Королевство Хрустального Черепа», не читая сценария, за что удостоился отповеди от Харрисона Форда, назвавшего его «идиотом».

Кто знает, о чем тогда думал Спилберг?

Осенью 2012 года «Дисней» купил «Лукасфильм» — но, насколько известно, эта сделка не включала в себя права на выпуск будущих фильмов про Индиану Джонса, которые по условиям давнего контракта остались за студией «Парамаунт». Пятая часть сериала все еще анонсирована, но, по признаниям одного из продюсеров саги Фрэнка Маршалла, проект уже давно находится в замороженном состоянии и вряд ли стоит ожидать каких-то подвижек. Да и после всей той шумихи, что сопровождала «Королевство Хрустального Черепа», представляется маловероятным, что пятая часть в обозримом будущем увидит свет.

В одном из интервью журналу «Эмпайр» Стивен Спилберг подвел своеобразный итог четвертой части «Индианы Джонса»: «Я очень доволен фильмом. Я понимаю людей, которых не устроил такой «макгаффин», потому что он мне тоже никогда не нравился. У нас с Джорджем было много споров насчет него. Я не хотел, чтобы в фильме были пришельцы или создания из других миров. Но я всегда буду верен лучшему другу. Когда он создает историю, то верит в нее — и даже если я в нее не верю, то все равно буду делать именно то, что задумал Джордж. Я добавлю свои мазки, я возьму своих актеров, я сниму так, как считаю нужным, но я всегда отдам предпочтение мнению Джорджа как создателю «Индианы». Я никогда не стану спорить с ним насчет таких вещей».

теги: кино на бумаге, экшн, приключения

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.