В одном из прошлых выпусков «Полигона» мы говорили о нелегкой судьбе экранизаций популярных видеоигр. Сегодня коснемся оборотной стороны медали и рассмотрим игры, вдохновленные киносюжетами.
Тут стоит сразу же внести ясность: подробный анализ этого явления мало чем отличался бы от того, что уже был сделан в «Трудностях перевода», так как ситуация в отношениях между жанрами незавидна с обеих сторон. Вместо этого речь зайдет об особенной группе «игр по мотивам» — интерактивных сиквелах и предысториях, многие из которых стали полноправными частями легендарных кинофраншиз, продолжив их историю «на малом экране».
Давайте же вспомним наиболее яркие (хоть и не всегда удачные) попытки игровой индустрии заполнить «пробелы» в работе индустрии кинематографической за последние десять лет.
Слукавим, если скажем, что тема этого выпуска не навеяна игрой Aliens: Colonial Marines. С выходом именно этого долгостроя многие связывали долгожданное возвращение классических, не приправленных ГМО Лайндлофа и компании, «Чужих». В итоге, возвращение вышло даже слабее спорного «Прометея», но подробности чуть позже. Итак…
Победа в войне против машин ковалась не только Избранным и отважным экипажем «Навуходоносора». Всю правду о конспиративной и не очень работе Сопротивления представляет полноправная «четвертая часть трилогии». Капитан Ниобе (возлюбленная Морфиуса) и молчаливый «ацтек, буддист и убийца» Призрак колесят по виртуальному миру Матрицы, выполняют секретные задания, участвуют в невероятно красивых схватках с Агентами и полицией, а также частенько выручают троицу главных героев, то и дело попадающих в неприятности.
Не лучшая (даже по меркам 2003 года) графика с лихвой компенсируется ураганным геймплеем и сюжетом, за которым действительно интересно следить. Тогда еще братья Вачовски не только любовно и бережно перенесли в игру атмосферу оригинальных картин, но и отсняли около часа эксклюзивного видеоматериала с живыми актерами и качественными спецэффектами.
В итоге: не просто «игра по фильму», а полноценная глава культовой саги, дающая возможность взглянуть с нового ракурса на самые яркие события трилогии. Обязательна для ознакомления всем поклонникам серии.
Scarface: The World is Yours (2006)
Разработчик: Radical Entertainment Издатель: Vivendi Games
Об этом мало кто знает, но семь лет назад компания Radical Entertainment выпустила интерактивный сиквел легендарной картины Брайан Де Пальмы«Лицо со шрамом». По версии авторов игры, главному герою Тони Монтане чудом удалось избежать бесславной кончины, и теперь зализавший раны поклонник Хамфри Богарта вернулся, дабы отомстить врагам и восстановить былой авторитет.
Кроме отличной музыки (в плейлисте кроме композитора оригинального фильма Джорджио Мородера значатся также Ministry, Джонни Кэш и Игги Поп) похвалить игру, в общем-то, не за что. На тему нелегких будней гангстеров Восточного побережья четырьмя годами ранее исчерпывающе высказался Grand Theft Auto: Vice City, которому Scarface смог противопоставить лишь докучливые мини-игры по продаже кокаина и забавную систему прокачки либидо у протагониста (да-да, не смейтесь, «мачизм» — стержень местного ролевого элемента: без успеха среди дам рассчитывать вам не на что).
В итоге: амбициозная, но не оправдавшая надежд фантазия на тему «а что, если бы», о которой достаточно просто знать, что она существует.
Stranglehold (2007)
Разработчик: Midway Studios Chicago Издатель: Midway Games
Инспектор Текила Йен больше не играет в джаз-бэнде. Впервые за 18 лет после перестрелки в больнице (все, кто не понимает, о чем мы сейчас говорим — бегом пересматривать «Круто сваренных»!) спокойным будням сурового копа пришел конец: кто-то покусился на святое — жена и дочь блюстителя закона похищены средь бела дня. Это значит, Текиле вновь придется взять любимые музыкальные инструменты — две девятимиллиметровые «беретты» — и мастерски исполнить реквием для пары сотен тех, кто «кое-где у нас порой честно жить не хочет».
Игру-продолжение последнего гонконгского боевика Джона Ву многие воспринимали лишь в качестве удачного тайм-киллера в ожидании третьей части Max Payne. Удивительно, но и после ее выхода «Мертвая хватка» (а именно так переводится название игры) не потеряла актуальности. Может быть, виной всему ностальгия по временам, когда под аккомпанемент печальных клавиш кадр разрезали взмахи голубиных крыльев, оружие перезаряжалось после двухсотого выстрела, а с экрана улыбался молодой Чоу Юнь-Фат, всегда непобедимый, пусть и погибающий в финале…
В итоге: отличный, наполненный юмором shoot`em up, сценарий которого прописан лично господином Ву, а центральный персонаж озвучен лично господином Юнь-Фатом. В числе противников не только гонконгское «дно», но и представители чикагского отделения русской мафии, один из лидеров которой носит звучное имя Дэймон Захаров.
Star Wars The Force Unleashed (2008)
Разработчик: Lucas Arts, Aspyr Media Издатель: Lucas Arts
Зловещий Приказ 66 приведен в исполнение. Почти все джедаи уничтожены, а за оставшимися в живых идет охота. Операцию на Кашиике, родине вуки, возглавляет лично Дарт Вейдер. Здесь он встречает мальчика, чья восприимчивость к Силе многократно выше его собственной. Втайне от Императора, Темный Лорд по своему «образу и подобию» воспитывает из юноши хладнокровного убийцу, дает ему зловещий позывной «Старкиллер» и строит далеко идущие планы по свержению своего грозного учителя. Но как только в сердце юноши приходит любовь, для Темной Стороны в нем уже не остается места…
Будучи, несомненно, самой кинематографичной (пусть и не самой лучшей) видеоигрой во вселенной «Звездных войн», «Сила необузданная» стала сюжетным «мостиком» между двумя трилогиями, за который, на удивление, совсем не стыдно (это утверждение, правда, никак не относится к совершенно невнятной второй игре, оставившей дальнейшее развитие франшизы под большим вопросом). Сюжет, благословленный (а также изрядно переписанный) самим Джорджем Лукасом, то и дело подкидывает сюрпризы в виде неожиданных встреч со знакомыми персонажам, пары любопытных твистов и финала, мрачного чуть более, чем это присуще киносериалу.
В итоге: добротный, хотя и недооцененный слэшер в декорациях культовой саги, рассказывающий вполне правдоподобную историю о смутных временах становления Галактической Империи. По иронии, виртуальный Старкиллер оказался самой популярной ролью в карьере актера Сэма Уитвера, подарившего герою свою внешность и голос.
2016 год. Остатки истребленного двенадцать лет назад человечества отчаянно сражаются против стальных полчищ армии «Скайнет». Молодым и перспективным бойцом одного из разведотрядов значится некто Джон Коннор. Он давно осведомлен о своей особенной роли в судьбе сопротивления, но пока что не кричит об этом на каждом углу и из каждого репродуктора. Он — винтик в военной машине, бесстрашно идущий в очередной бой. Его судьба — свист пуль, грохот взрывов и укрытия… Стрельба, перекаты и укрытия… Бесконечные перекаты и укрытия…
Игра-приквел четвертого фильма о терминаторе вполне могла бы стать событием ничуть не меньшим, чем он сам. Для этого у разработчиков было всё: известный бренд, модные постапокалиптические декорации, слабые предыдущие проекты серии, на фоне которых даже крепко сбитый середняк выглядел бы шедевром, и удачная дата выхода, гарантировавшая высокие продажи на волне интереса к ленте МакДжи. Увы, потенциал так и остался нераскрытым. Игра получилась возмутительно однообразной и неприлично короткой. Маркус Райт и Кайл Риз, по понятным причинам, остались за кадром, а придумать новых интересных персонажей сценаристы не удосужились. Свои «пять копеек» в общую безрадостную картину добавил и Кристиан Бэйл, наотрез отказавшись предоставить своему виртуальному двойнику внешность и голос.
В итоге: непонятно как разрабатывавшийся и непонятно зачем выпущенный проходняк в красивой обертке, заинтересующий лишь самых преданных фанатов квадриквела. Да и то ненадолго.
За два года до того, как Джейк Салли изменил баланс сил на Пандоре, выбирать сторону в конфликте между колонистами и аборигенами пришлось связисту-новичку Эйблу Райдеру. Потеряв в бою свое человеческое тело, он оказывается воскрешенным в облике на'ви. Теперь герою не остается ничего другого, кроме как вести к победе свой новый народ. Впрочем, это лишь один из вариантов развития событий…
Пусть вынесенное в заголовок имя Джеймса Кэмерона вас не смущает. Всё участие маэстро свелось лишь к любезному дозволению использовать оригинальный сеттинг и атрибуты «Аватара» в игре. В общем, исключительно сеттингом авторы и ограничились. Минимум знакомых лиц, минимум свободы (и это при таких-то обширных угодьях), минимум сюжета, а унылые и однообразные задания, характерные скорее для ММО («пойди туда, не знаю куда — принеси то, не знаю что») неспособны хоть сколько-нибудь увлечь. Avatar. The Game держит у экрана ровно до тех пор, пока вам не надоест любоваться действительно добротно прорисованной флорой и фауной Пандоры.
В итоге: еще одна бездарная реализация еще одной перспективной идеи. Вдвойне обидно, что в провале виновна студия, подарившая миру Assassin`s Creed и Far Cry 3.
Aliens vs Predator (2010)
Разработчик: Rebellion Developments Издатель: SEGA
Забыв как страшный сон «Реквием» братьев Страусс и не дожидаясь «Прометея», который своим появлением окончательно оборвет связи Alien vs. Predator со вселенной «Чужих», родоначальники игровой франшизы Rebellion Developments решили перезапустить сагу о легендарном противостоянии инопланетных тварей, замаскировав ребут под продолжение картиныПола У.С. Андерсона. Время действия — комфортное для AvP будущее. Место действия — отдаленная планета, некогда служившая сакральным местом для испытания молодых Охотников так же, как и антарктический комплекс на Земле. Завязка банальна: группа ученых «Вейланд-Ютани» под предводительством самого Чарльза «Бишопа» Вейланда (разумеется, уже не настоящего) ведет раскопки древних руин, попутно выращивая в соседней лаборатории ксеноморфов. Бывшие хозяева развалин также залетают «на огонек», а чем это обычно заканчивается, мы уже знаем.
«Чужие против Хищника» предлагают три совершенно непохожие сюжетные линии, приятную графику и неплохую постановку. Мини-истории победившего свой страх морпеха-новобранца, кровожадной Особи №6 и высокомерного коллекционера трофеев весьма органично складываются в одну большую притчу о том, что попытка вмешаться в конфликт двух сторон может весьма плачевно окончиться для третьей.
В итоге: крепко сбитый шутер «без претензий», который, может, и не дотягивает до уровня предыдущей игры (вышедшей, стоит заметить, аж в 2002 году), но определенно стоит 7-8 часов потраченного времени.
Tron Evolution (2010)
Разработчик: Propaganda Games Издатель: Disney Interactive Studios
Сюжет «Трона: Эволюции» отсылает к самому началу «смутного времени» в Системе. В то время как Клу медленно, но верно склоняется к Темной стороне, катализатором общественного хаоса выступает вирус Абраксас — «темная лошадка» с неясными мотивами. В тайне от Клу, Флинн-старший поручает Куорре разобраться в происходящем и отправляет к ней на помощь программу-монитор Анона (Anonymous), роль которого отводится игроку. Предательство Клу, самопожертвование Трона, геноцид изоморфов — всё, что в картинеДжозефа Козински мелькало скоротечными флешбэками, здесь предстает во всей красе. Анон поучаствует в Играх, заглянет в клуб «End of Line» и даже посетит другие города Системы, чтобы раскрыть заговор и бросить вызов новоявленному правителю.
С первых минут Evolution зарекомендовывает себя отличным платформером с элементами слэшера, который не забывает ни о сочной картинке (слепящие неоном декорации просто-таки захватывают дух), ни о фирменной музыке (Daft Punk тут как тут). Однако со временем обнажаются типичные для «игры по мотивам» недостатки: персонажи интересны — но недоработаны, локации, поражавшие вначале, утомляют ко второй половине игры. В пику своему названию, «Эволюция» наотрез отказывается эволюционировать, раз за разом вынуждая проделывать одно и то же, изредка разбавляя унылое действие адреналиновыми гонками на светоциклах. Великолепная озвучка Оливии Уайлд и Брюса Бокслейтнера начисто затерта дубляжом и не спасает положения.
В итоге: красивый тренажер по альпинизму и метанию светодиска, достойный однократного прохождения ради сюжета.
Aliens: Colonial Marines (2013)
Разработчики: Gearbox Software, Timegate Studios Издатель: SEGA
Пока отважная Эллен Рипли на отдаленной планете-тюрьме падала в чан с расплавленным оловом, темная громада «Сулако» вновь показалась над горизонтом туманной LV-426. Как позже выяснится, не без участия Компании. Но это позже, а сейчас группа морских пехотинцев, отправленных на помощь экипажу «Сулако», тихо посапывает в криокамерах на борту USS «Сефора» и не подозревает, что всем им в самом ближайшем будущем предстоит бесславно погибнуть от клыков и когтей самых опасных обитателей Вселенной...
По «Колониальным морпехам» сегодня не прошелся только ленивый. Не считая уже ставших притчей во языцех графики пятилетней давности и геймплея десятилетней, сам сюжет «канонического сиквела» ленты Джеймса Кэмерона изобилует, мягко скажем, сомнительными решениями и надуманными ходами. Логике поступков бравых морпехов в полном составе завидует экипаж «Прометея»: если из груди солдата вот-вот вылупится чужеродная личинка — он должен достать гранату и подорвать себя вместе с товарищами (граната тем более обязательна, если подобное происходит в каком-нибудь хрупком шлюзе-переходнике между кораблями). Прибавьте к этому Чужих, окончательно превратившихся в пушечное мясо — и станет понятно, чем же новая инсталляция любимой многими франшизы пришлась «не ко двору»: при бережном отношении к атрибутам оригинала, игра совершенно бесцеремонна с его атмосферой. А такого любители культовой киновселенной не прощают.
В итоге: каждый истинный поклонник «Чужих» обязан приобрести коллекционное издание Colonial Marines. Ради великолепной фигурки, красивых нашивок морпеха и кучи разнообразной документации, изучение которой доставит немало удовольствия не только фанату. А игра… По крайней мере, красивую коробочку с диском приятно будет поставить на полку. Не вскрывая.
В основу компьютерной игры часто ложится и кино телевизионное. Совсем скоро свет увидит (а возможно, к тому времени, когда вы это прочтете, уже увидело) интерактивное продолжение телешоу «Ходячие мертвецы». Прошлогодняя игра за авторством Telltale Games, имевшая в основе одноименный комикс Роберта Киркмана неожиданно стала настоящим событием. На этот раз к нелегкой работе по истреблению живой мертвечины вернется неуживчивый любитель арбалетов Дэрил Диксон. Получится ли у Terminal Reality повторить успех нашумевшей «эдвенчуры», а у Диксона — потягаться с Ли Эвереттом, узнаем совсем уже скоро.
Непростые отношения видеоигр и кинематографа продолжаются…