На экраны выходит «Джек — покоритель великанов». Мы решили вспомнить тот путь который пришлось пройти Джеку, начиная от мифов и заканчивая новым фильмом Брайана Сингера.Мифы о великанах
Легенды о великанах встречаются в мифах множества культур: древнегреческой, германо-скандинавской, баскской, древнеармянской, русской, иранской, китайской, японской, корейской, а также в культуре североамериканских индейцев. Чаще всего это человекообразные существа огромного роста, играющие в сказаниях самые разные роли. К примеру, если в Библии есть намек на божественное начало древних великанов, то в скандинавских легендах они, напротив, противостоят богам.
Наблюдая подобные параллели в сказаниях разных народов, можно строить самые безумные догадки об их реальном происхождении. В пользу такой безумной теории можно вспомнить о мегалитах, таких как Дольмен в Буррене или Стоунхендж. В той же староанглийской литературе встречаются утверждения, что мегалиты построены великанами, очень обширно представленными в английской мифологии.
Великаны в Голливуде
Английские великаны стояли и у истоков Голливуда. Так Джордж Флеминг и Эдвин Портер были первыми, кто обратился к истории Джека, убийцы великанов, в 1902 году отсняв на студии Edison Manufacturing Company короткометражный фильм «Джек и стебель фасоли». Любопытствующие могут абсолютно легально скачать фильм с сайта Библиотеки конгресса США. Следующий фильм про Джека снял Дж. Сирл Доули в 1912 году на базе Edison Company. В тот же год на студии Kinemacolor Company вышла еще одна картина про героя корнуолльского фольклора с Томасом Карнаханом-мл. в главной роли. Спустя десять лет, в 1922 году, свои короткометражки «Джек — убийца великанов» и «Джек и бобовый стебель» для студии Laugh-O-Gram Films снял многообещающий юноша по имени Уолт Дисней. Ему на тот момент был двадцать один год.
Синдбад Джек
Одним из самых известных голливудских фильмов о Джеке является «Джек — убийца великанов» 1962 года. В фильме рассказывается, как безмятежную жизнь Королевства Корнуолл нарушает злой волшебник Пендрагон, он жаждет власти и мечтает о троне. Пендрагон пытается похитить принцессу с помощью своего подручного великана. Но его планам мешает простой парень Джек. Он убивает великана и спасает принцессу. После своего подвига Джек получает титул рыцаря и берется сопровождать принцессу в монастырь, чтобы на время спрятать ее от опасного колдуна. Однако Пендрагон все равно похищает девушку, накладывая на нее заклятие.
Этот фильм поставил оскароносный художник Натан Юран, который с 1952 года переквалифицировался в режиссеры. «Джек» снимался для Edward Small Production под руководством продюсеров Эдварда Смолла и Роберта Э. Кента.
Любопытно, что Эдвард Смолл взял на главную роль Кервина Мэтьюза, роль же главного антагониста отдал англичанину Торину Тэтчеру. Дело в том, что за четыре года до «Джека» Юран, Мэтьюз и Тэтчер очень удачно отработали вместе на фильме «Седьмое путешествие Синдбада», который имел огромный успех (в том числе и в СССР).
Тут следует сделать небольшое отступление: сюжет «Седьмого путешествия Синдбада» рассказывает о храбром мореходе, который вместе с невестой держит путь в Багдад, где их ждет свадьба, однако в их планы вмешивается злой колдун Сакура (Тэтчер), который заколдовывает невесту Синдбада и вынуждает его собрать экспедицию на Колосс — остров циклопов. Этот фильм является продуктом плодотворного сотрудничества легендарного специалиста по спецэффектам, гуру покадровой анимации Рэя Харрихаузена со студией Columbia Pictures и продюсером Чарльзом Х. Шнеером.
Именно Харрихаузен ввел технологию монтажа натурных съемок и анимации. По этой технологии задний план сцены снимался в естественных условиях, а после служил фоном для анимационных моделей, сюда же добавлялись отснятые кадры с актерами, так фантазийные персонажи могли взаимодействовать с «живыми» героями на экране. «Седьмое путешествие» было техническим прорывом, ведь Харрихаузен сумел заставить работать свою технологию в цветном кино, найдя цветовой баланс между анимационными и «живым» изображением.
Сходство «Джека» и «Синдбада» видно не вооруженным взглядом. Несмотря на то, что в основе фильмов лежат абсолютно разные произведения — как в первой картине, так и во второй прекрасные принцессы попадают в беду, становятся жертвами колдовства, а бравые герои спасают своих возлюбленных, храбро сражаясь с чудовищами. На фоне возвращения Юрана, Мэтьюза и Тэтчера, такое сходство стало очевидным и для студии Columbia Pictures, которая грозилась подать в суд на Эдварда Смолла и призвать его к ответу. Возможно, по этой самой причине Смолл переделал фильм, частично переозвучив реплики героев, и, сделав из него мюзикл, повторно выпустил «Джека» в кино.
Но, несмотря на всё вышесказанное, фильм не был безнадежен: внимание к деталям, качественные костюмы, интересные герои, а также участие Тима Барра и Джина Уорена, получивших в 1961 году «Оскар» за лучшие спецэффекты в легендарной «Машине времени» Джорджа Пэла, сделало свое дело — зрители фильм встретили достаточно тепло. И это несмотря на негативные отзывы в New York Times.
Новый Джек
История создания «Джека — покорителя великанов» отлична от истории «Оза: Великого и Ужасного» тем, что разработка нового «Джека» на студии New Line началась ещё в конце 2008 года, то есть до успеха «Алисы в Стране чудес» Тима Бертона. Однако концептуально подход был схожим. Новый «Джек» разрабатывался как ремейк фильма Натана Юрана и имел такое же рабочее название. Кино должно было соединить в себе зрелый взгляд на сказку о «Джеке и бобовом стебле» и легенды об «Убийце великанов». Сценарий написали Марк Бомбэк и Даррен Лемке под руководством продюсера Дэвида Добкина. По новому сценарию принцессу похищают великаны, ставя под угрозу хрупкое перемирие между своим миром и миром людей. Простой деревенский юноша возглавляет поиски принцессы в королевстве великанов.
Ставить фильм должен был Ди Джей Карузо. Режиссер начал свою работу на телевидении, сняв свой первый полнометражный фильм в 2002 году — им оказался малобюджетный нео-нуар «Море Солтона». После этого карьера Карузо пошла в гору и новый блокбастер для New Line, забитый под завязку спецэффектами, должен был стать ее логичным продолжением.
Карузо в то время был вовлечен в разработку массы проектов. С ним вели переговоры по поводу приключенческого фильма «Защитники» по идее Маси Ока для студии DreamWorks. Кроме того, к Ди Джею обращались с предложением экранизировать популярную компьютерную игру Dead Space от Electronic Arts. Также Карузо никак не удавалось сдвинуть с мертвой точки фильм «Y: Последний человек*» по одноименному графическому роману. В итоге Карузо из проекта выбыл, а летом 2009 года «Джек — убийца великанов» (именно так на тот момент назывался этот фильм) тоже ушел из рук Ди Джея и перешел к режиссеру и продюсеру Брайану Сингеру.
Кадр из фильма Брайана Сингера «Джек — покоритель великанов»
На тот момент Брайан уже шесть лет в основном работал на телевидении (он один из тех людей, которые причастны к появлению сериала «Доктор Хаус»). С 2003 года Сингер лишь дважды обратился к полному метру — в 2006 году он снял «Возвращение Супермена», а в 2009-м «Операцию «Валькирия».
Летом 2009 года Сингеру не удалось запустить на канале NBC ремейк классического ситкома «Семейка монстров», так как руководство канала не прониклось этим проектом. На повестке дня была режиссура нового фильма про мутантов — «Люди Икс: Первый класс», после чего Брайан планировал заняться ремейком картины Джона Бурмена «Экскалибур» о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Чуть позже к Сингеру обратилась студия Universal с предложением поставить полнометражную версию сериала «Звездный крейсер «Галактика». Дело в том, что в начале 2000-х Брайан планировал запустить на телевидении ремейк фантастического сериала 1970-х, но 11 сентября 2001 года внесло свои коррективы. Сериал состоялся позже, в 2003 году, но уже без Сингера.
В результате должность режиссера «Первого класса» Сингер передал Мэттью Вону, оставшись при этом продюсером. «Экскалибур» и «Звездный крейсер «Галактика» были отложены, а Сингер стал режиссером и продюсером «Джека — убийцы великанов».
Как известно, «короля делает свита», и Сингер тому не исключение. К производству подключилась Bad Hat Harry Productions Брайна и его постоянные коллеги. Так Джон Оттмен, с которым Сингер сотрудничает еще со времен дебютной короткометражки «Логово льва» 1988 года (они вместе ее режиссировали), по традиции стал композитом и монтажером фильма. Ньютон Томас Сигел снова стал оператором (Сигел был оператором на восьми фильмах Сингера). А сценарист Кристофер МакКуорри принялся переписывать сценарий под Брайна (это их четвертая совместная лента, за «Подозрительных лиц» МакКуорри получил «Оскара»). В процессе работы грозное название фильма решили поменять на «Джек — покоритель великанов».
Начать съемки должны были уже летом 2010 года, с планируемым выходом фильма в 2011 году. На этот раз Джека и принцессу было решено омолодить: во-первых, так ближе к классическому пониманию Джека, как юноши; во-вторых, герои станут ближе к потенциальным зрителям, и им будет проще сопереживать.
В поисках нового главного героя Брайн приглядывался к Аарону Тэйлору-Джонсону, Эндрю Гарфилду, Николасу Хоулту, Анайрину Барнарду и Джейми Кэмпбеллу Бауэру. У Николаса Хоулта было небольшое преимущество — он уже работал с Сингером, снявшись в продюсируемом им «Первом классе».
В этот момент стало понятно, что съемки фильма придется отложить до февраля-марта 2011 года. Связано это было с тем, что в фильме предполагалось огромное количество спецэффектов, и Сингер решил сделать полную превизуализацию ленты. Так у группы появлялось больше времени для работы над всеми эффектами и возможность прямо во время съемок видеть актеров в одном кадре с великанами.
Николас Хоулт в фильме «Джек — покоритель великанов»
К тому моменту двадцатилетнего Николаса Хоулта официально взяли на главную роль. Следующим, кто получил роль в фильме, стал Юэн МакГрегор, сыгравший начальника королевской стражи. Роль злодея отошла Стэнли Туччи — он стал советником короля, грезящим о троне. Роль двухголового предводителя великанов досталась Биллу Найи (большая голова) и Джону Кассиру (маленькая голова). В кои-то веки Иэну МакШейну досталась положительная роль в большом кино, он стал Королем. На финальном этапе кастинга на роль принцессы Сингер рассматривал Джуно Темпл, Аделаиду Кейн, Лили Коллинз, Элеонор Томлинсон. В итоге роль отошла последней. Элеонор на тот момент не было еще и девятнадцати лет.
Съемки стартовали 14 марта 2011 в британской сельской местности. Снимали фильм в формате 3D на самые современные камеры, подобные использовались при съемках «Мстителей» и «Нового Человека-паука». Съемки картины были закончены в июле 2011 года, и уже через 11 месяцев она должна была выйти на экраны, однако в Warner (New Line является частью студии Warner) решили переиграть графики релизов. Дело в том, что летом 2012 года в прокат выходил «Темный рыцарь: Возрождение легенды». Студия ждала от фильма больших сборов и поэтому решила отодвинуть «Джека», дабы две картины не конкурировали друг с другом. Так «Джек — покоритель великанов» переехал на март 2013 года.
Это было не такое плохое решение, как могло бы показаться с первого взгляда — у команды появилось больше времени на шлифовку всех элементов фильма. Только над визуальными эффектами трудились четырнадцать компаний, которые в свое время делали спецэффекты к таким фильмом, как «Жизнь Пи», «Прометей», «Аватар», «Оз: Великий и Ужасный», «Новый Человек-паук».
Удалось ли Брайну Сингеру и его команде грандиозное приключение всем известных героев? Не затерялись ли юные актеры на фоне опытных Стэнли Туччи и Иэна МакШейна? Узнать это можно будет уже с 21 марта, в том числе и в IMAX 3D.
// Настоящее кино