|
|
Режиссерская версия: Александр Митта (часть вторая)автор Максим МарковВо второй части своей «Режиссерской версии» Александр Митта вспоминает о Владимире Высоцком, рассказывает о том, зачем его однажды страховал японец, и как «Экипаж» выпустили в прокат безо всякой рекламы. А заодно объясняет, почему на рубеже 1979-1980 годов на экраны страны одновременно вышло три суперхита — и почему их коммерческие показатели так и остались непревзойденными. 1974 год: «Москва, любовь моя»
«Это была первая кооперация Японии и России, и так как в картину были вложены японские деньги, то за моей спиной меня страховал Кэндзи Ёсида: если я вдруг лажанусь — он всегда подхватит. В нашем понимании он был ассистентом и на самом деле мне не мешал, мы с ним очень дружно, нормально работали. Кадр из фильма «Москва, любовь моя»: Комаки Курихара и Олег Видов
А по жанру это была мелодрама, совершенно безобидная вещь. Власти поняли, что я поддаюсь, не настаиваю на радикальных, так сказать, каких-то движениях. У них были разные методы: одних они запрещали, других чем-то подкармливали, третьих гоняли по заграницам, но снимать не давали... А мне вот совали в руки мелодраму. Тогда в Советском Союзе снимать мелодрамы вообще никто не хотел, не было никакого оттенка уважительности к мелодрамам, это был низкий жанр, что-то отвратительное, безвкусное и ужасное. А я с удовольствием мелодраму снял и очень многому научился. Для меня это была очень полезная картина. В её центре была Комаки Курихара, балерина, суперзвезда Японии. Она, собственно, была в этой картине главная — а мы по бокам. И после того, как «Москва, любовь моя» имела успех, то следом пошёл фильм про Комаки в Питере, как бы «Ленинград, любовь моя». Его делал уже Серёжа Соловьев — «Мелодии белой ночи». Дальше планировался «Киев, любовь моя», ещё что-то «…любовь моя», но вторая картина, хотя и была прекрасной, уже не имела такого коммерческого успеха, и они эту серию закрыли». Бонус: СССР — Япония 1976 год: «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»
«Это фильм-лубок, совершенно верно. В центре этого проекта с самого начала стоял Высоцкий. Это был фильм, задуманный для него. И я с ним был хорошо знаком и дружил, и сценаристы Дунский и Фрид были его близкими друзьями. И мы все вместе как-то всё это сделали с большой радостью. Снимали мы эту картину с удовольствием, а актеры, конечно, были все первоклассные. Бонус: Владимир Высоцкий 1979 год: «Экипаж»
«Когда я снимал «Гори, гори, моя звезда», это был свежий подход — объединить в одном фильме трагедию и комедию вместе. Министр, которому показали картину, этого не понял: «Что это такое? Объясните, что мне делать — плакать или смеяться?» — «Это такой жанр: трагикомедия». — «Нет такого жанра! Я учился в университете и знаю: есть жанр ”трагедия”, есть жанр “комедия”!..» Вот. И после этого я обнаглел и решил: «Сниму-ка я фильм на четыре жанра!». В коммерческом кино это не принято — жанр должен быть чётко один. А у нас люди и так в кино ходят, не выбирают. Международный постер фильма «Экипаж»
И получилась такая картина. Где есть как бы бытовой, нормальный фильм — это история лётчика в исполнении Жжёнова. Есть мелодрама — это история Ненарокова (Анатолий Васильев). И есть то, что сейчас называют «романтической комедией», а тогда это называлось просто «комедией» — это чисто о любви, о неудачной, но трогательной любви. И сказка. То есть, во всех трёх первых жанрах люди терпят неудачу, а в сказке они берут реванш. Мы до такой степени тогда были удалены от коммерческого кинематографа Запада, что на экранах у нас не было ни одного фильма-катастрофы. Фестивальные картины приходили по своим каналам, полный набор фестивальных картин у нас был — а вот таких жанровых лент не было даже для профессиональных просмотров. Поэтому я не очень точно понимал, что такое «катастрофа». И «Экипаж» с точки зрения жанра — это абсолютно безграмотное решение, потому что в фильмах катастроф нужно схематично-упрощённое изображение человеческих характеров и быстрое внедрение в эту катастрофу. Да и после смерти Александра Лукича Птушко все навыки по созданию спецэффектов на «Мосфильме» были потеряны, всё это рухнуло. И я для этого фильма реанимировал весь цех комбинированных съёмок, дал ему, так сказать, новые силы, мы понаставили массу макетов!.. Я с удовольствием в это окунулся — но оказалось, что у жанра есть своя энергия. И эта катастрофа пожрала все остальные жанры, превратила их в длинную экспозицию. И получился фильм, который мне показался уродливым, честно вам скажу. Его предполагалось выпустить где-то в начале следующего года, но в четвёртом квартале совершенно «горел» план по прокату — и «Экипаж» срочно выкинули на экран безо всякой рекламы, вообще безо всякой информации. Он вслепую вышел в кинотеатре «Россия». Я пошёл его смотреть — пустой зал. В отчаянии думаю: «Столько сил положено — а картина идёт в пустом зале! Значит, не угадал я это всё, значит, пойду ругаться к прокатчикам: пусть хоть вслед картине рекламу какую-нибудь придумают, когда она по Советскому Союзу пойдёт...». Но были выходные — и я пошёл жаловаться в понедельник. Там такой очень симпатичный был начальник, одноглазый, Маевский. Я ему: «Как вам не стыдно, ну что такое! Мы сделали такую старательную картину! Ну, пусть она нехорошая, но всё-таки какая-то реклама должна же быть! В пустом зале идёт!» Он говорит: «Да не может быть! Пойдёмте посмотрим!» Но он-то всё знал уже — и везёт меня к кинотеатру. И там в три ряда стоит очередь!.. Для тогдашнего времени — вещь абсолютно небывалая. Это сарафанное радио всё сделало. Люди говорили друг другу: «Вот такая картина!». И всё, покатилось. В метро еду: «Экипаж, экипаж, экипаж, экипаж!..». В троллейбусе еду: «Экипаж, экипаж, экипаж, экипаж!..». Где бы ни был — все про него говорили! Прошло полгода — картину нельзя было вытащить с экранов! По официальным сведениям она собрала восемьдесят миллионов, а на самом деле гораздо больше — потому что шла без конца совершенно! И она «убила» в прокате шестнадцать картин. Мои коллеги, мои товарищи, на меня волком все смотрели: они должны были на следующие две недели свои картины поставить — а я их «вытеснил». Тогда одновременно вышли три кассовые картины: «Экипаж», «Москва слезам не верит» и «Пираты XX века». Это не случайность, это назрело у художников. Мы понимали, что люди смотрят барахло. Это сегодня такое представление о советском кино, что оно было хорошее. Было море дерьма — и в нём, так сказать, были зёрна. Сейчас то говно куда-то ушло, а зёрна остались. Были хорошие режиссёры, серьёзные — но их было очень мало по сравнению с общим потоком. Поток был такой тоскливый-тоскливый — и вдруг появляется Гайдай! Потом опять: тоскливые картины, тоскливые, тоскливые — и вдруг появляется Константин Воинов! Снова тоскливые-тоскливые — и вдруг выскочил «Экипаж»!.. Хорошие картины, конечно, держались на экране дольше по времени, но вот так, чтобы фильм занял собою всё пространство — это было только в случае с фильмами «Москва слезам не верит», «Пираты ХХ века» и «Экипаж». Такие были три картины. Но оказалось, что они не нужны! Они сминают запланированный прокат! Коммерческого проката в стране не было — и никто в успехе не был заинтересован! Картины всё-таки делались тяжело, стоили многих усилий, а студии от этого нет никакой выгоды, потому что она сдаёт работу — и всё. Прокат показывает свой план, деньги уходят в государственный бюджет... Никому большего не нужно. Система проката тогда лишала всех возможностей какой-то коммерческой выгоды — и даже просто «премиальности», так сказать, за хорошее качество. Сделал картину — отложи и делай следующую. Не так плохо, кстати. И я понял: всё, конец, больше я такое кино делать не буду. И никто не стал делать. Никто не был заинтересован в том, чтобы такое кино делали». Бонус: почему в СССР так мало было западных жанровых фильмов | |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |