Прошлогодняя «Хроника», собравшая по всему миру 120 миллионов долларов при 12 миллионном бюджете, наглядно продемонстрировала, что жанр found footage по-прежнему способен приносить отличную прибыль при относительно небольших затратах. Вероятно, именно этот успех и сподвиг студию Dreamworks примерно за полмиллиона долларов приобрести и запустить в производство сценарий «Проблеск*», который занял 8 место в «Черном списке 2012».5 мая 2013 года группа путешественников нашла коллекцию видеопленок в лесах центральной Пенсильвании. Данный фильм смонтирован из этих записей.
Glimmer
Автор: Картер Бланшард
Жанр: фантастика, found footage
Логлайн: Когда трое приятелей исчезают в лесу, где, по слухам, обитают призраки, двое их друзей находят оставленные пропавшими знаки. След приводит их к депозитной ячейке, где хранится видеозапись, рассказывающая, что же именно произошло с пропавшими людьми
Статус: пре-продакшн
Объем: 98 страниц
Место в «Черном списке 2012 года»: 8 (29 голосов)
Пятеро старшеклассников из маленького городка — Тайлер, его лучший друг Бен, Эллисон, к которой они оба неравнодушны, а также сын местного богача Майк и его шикарная подружка Кейси — решают совместить приятное с полезным: как следует оторваться вдали от дома и снять любительский фильм.
Для этих целей просто идеально подходит находящееся в местном лесу место, печально известное тем, что здесь уже несколько сотен лет пропадают люди. Группа отправляется туда, разбивает палаточный лагерь недалеко от старой могилы, а потом купается в местной пещере. Проснувшись утром, Тайлер и Эллисон обнаруживают, что их друзья и видеокамера пропали.
Недельные поиски не дают никакого результата. Такое ощущение, что старшеклассники просто исчезли, не оставив после себя никаких следов. Но вскоре Тайлер обнаруживает необычный знак на своей парте, идентичный тому, что был нарисован у входа в пещеру. Самое странное в этой истории то, что, судя по внешнему виду, знак вырезан уже давно, хотя Тайлер уверен в том, что раньше его тут не было.
Вскоре он находит такой же знак на дереве возле своего дома. Новые следы приводят Тайлера и Эллисон к ключу от депозитной ячейки в местном банке. Открыв ячейку, они находят видеокамеру, которая исчезла вместе с их друзьями. Просмотрев запись, они узнают, что случилось с их товарищами. Нет, их не похитили инопланетяне, в них не вселилось обитающее в округе зло и они не стали жертвами древних демонов или призраков. Оказывается, той ночью пропавшее трио обнаружило в пещере нечто вроде временного портала, который отправил их в 1977 год.
После того, как первоначальный шок спал, друзья стали осваиваться в этом мире. Особенно быстро адаптируется Бен, который понимает, что он, бывший неудачником в XXI веке, в 1970-х может быть королем. Проблема лишь в том, что своими поначалу неосознанными действиями он влияет на историю, по принципу, который использовался в фильме «Радиоволна». Как только герой исправляет что-то в прошлом, в будущем мгновенно происходят изменения, но видят их лишь Тайлер и Эллисон.
Например, Бен, у которого нет денег на покупку машины, убеждает владельца местной лавки Джека, что он из будущего, и в качестве платы называет ему победителей десяти следующих «Супербоулов». В настоящем Джек становится миллионером и скупает весь город. Или, столкнувшись со строгим учителем истории (эдаким аналогом мистера Стрикленда из «Назад в будущее»), который принимает его за отца, Бен хамит ему и говорит, что тот всю жизнь проведет в этой школе. В настоящем выясняется, что учитель тридцать лет назад как уволился из школы и теперь преподает в университете.
Но это еще цветочки, ведь вскоре ребята сталкиваются со своими родителями. Результатом необдуманных поступков Бена становится то, что некоторые герои просто исчезают из реальности. Сам же Бен после этого решает окончательно порвать со своим временем, и пользуясь знанием грядущих событий, стать богатым и влиятельным человеком.
Что касается Тайлера, то по мере того, как он наблюдает происходящие на его глазах изменения (помимо того, что друзья просто исчезают, его давно умерший брат внезапно оказывается живым, но при этом прикованным к инвалидному креслу), он решает отправиться к той пещере, чтобы найти портал и во что бы то ни стало остановить Бена.
Концепция «Проблеска» во многом похожа на ту же «Хронику»: как и там, в центре сюжета история пары друзей-старшеклассников, которые случайно получают необычные возможности, затем сталкиваются с непредвиденными последствиями их применения, а потом в финале один друг пытается остановить другого. Вполне вероятно, что подобная схожесть и ожидание того, что фильм сможет привлечь такую же аудиторию, послужило дополнительным аргументом для студии, когда принималось решение о запуске ленты в производство.
В целом, идея о путешествиях во времени, поданная в формате «found footage» достаточно интересна, и то, что рано или поздно кто-то попробует снять такой фильм, вероятнее всего, было неизбежно. При этом автор достаточно грамотно выстраивает повествование: завязка буквально кричит о том, что нас ждет еще один хоррор или слэшер, и потому появление фантастического элемента воспринимается достаточно неожиданно.
Но, к сожалению, при всей интересности идеи автору не удалось избежать ряда проблем.
Во-первых, это действующие лица и, в частности, отрицательный герой. Если мы могли понять Эндрю из «Хроники», и даже в эпилоге ему можно было сопереживать, то в «Проблеске» Бен с самого начала ведет себя как придурок, который делает все наперекор тому, что ему говорят. Само же противостояние бывших друзей начинается лишь в конце и не вызывает особых эмоций, как в силу скоротечности, так и в силу того, что нам лишь озвучивают, что Бен и Тэйлор лучшие друзья, но почти не показывают их дружбы.
Вторым и намного более важным моментом являются проблемы с логикой, которые начинаются ближе к концу скрипта. Конечно, практически в любом фильме такой тематики можно найти какие-то натянутости и нестыковки, благо сама по себе концепция путешествия во времени достаточно парадоксальна.
Но дело в том, что хронопарадоксы могут и должны быть важным подспорьем для сюжета. Главное — чтобы они подчинялись четким и понятным зрителю правилам, которые установил автор. Но в случае с «Проблеском» многие пункты сценария противоречат сами себе. Например, нам говорят о том, что действия героев в прошлом строго синхронизированы с настоящим, а потом выясняется что это не совсем так. Или внезапно оживший брат главного героя, оказывается, тоже помнит о путешествиях во времени из своей альтернативной жизни, хотя совершенно неясно, как это работает. И таких необъяснимых моментов достаточно много. Возможно, не столько, сколько их было в недавней «Петли времени», но они определенно беспокоят во время чтения сценария.
В данный момент фильм находится в стадии подготовок к съемкам. Режиссурой займется Ринган Ледвидж, у которого в активе лишь вышедший в 2007 году хоррор «Пропавшие»; главная роль досталась Логану Лерману, а съемки самого фильма, по плану, начнутся в мае 2013-го в Питтсбурге.
Пока что сложно загадывать, удастся ли создателям повторить успех «Хроники». С одной стороны, у них есть похожие составляющие, интересный концепт, да и уже упомянутой выше «Петле времени» намного более странный с точки зрения логики сценарий ничуть не помешал собрать отличную кассу и критику.
С другой стороны, мода приходит и уходит, и далеко не всегда попытка войти дважды в одну и ту же реку оказывается удачной. К тому же, и «Петля времени», и «Хроника» могли похвастаться приличной режиссурой и интересными персонажами, которые во многом вытягивали на себе историю. А вот будет ли должным образом отполирован скрипт и сможет ли продемонстрировать свой талант Ринган Ледвидж, вероятно, станет понятно лишь ближе к выходу фильма на большие экраны.
// Настоящее кино