Мы встретились с режиссером Максимом Панфиловым, чтобы поговорить с ним о его дебютном фильме «Иван сын Амира», который в этом году участвует в конкурсе «Кинотавра».
— Максим, скажите, пожалуйста, почему вы выбрали именно этот материал для режиссерского дебюта? Что вы нашли в нем?
— На эту тему был написан сценарий, который меня очень захватил. Захватил сам сюжет. Захватила история, когда молодая женщина во время войны уезжает в эвакуацию в Узбекистан и остается там. Ей там предоставляет кров довольно симпатичный мужчина, у которого есть две жены, мама, большая семья. И так случается, что у них возникают отношения, она беременеет, рождается ребенок от узбека. Она получила известие о том, что муж ее погиб, как это часто бывало. Вот такой сюжет. А вот что было дальше — довольно интересно. — Но что именно привлекло вас в этом сценарии? Каким образом он вообще к вам пришел?
— Я очень много слышал таких историй, когда люди уезжали и оставались там навсегда. Видел пару документальных фильмов. На эту тему есть очень много разных историй. Просто мне показалось это интересным кинематографическим сюжетом, где можно рассказать довольно длинную историю. Это, конечно, усложняло нашу работу, потому что история не могла произойти за два, за три дня, за четыре, за месяц, за год. Нужно было рассказать, по крайней мере, о двух-трех годах жизни героини в Узбекистане и последующей,
Внимание! Спойлеркогда за ней пришел муж, который оказался жив
.
— Вы учились на актерском факультете.
— Да, учился… — Много продюсировали...
— Я продюсировал не так много. Я учился на актерском факультете, потом на режиссерском у Меньшова, на высших курсах. Так сложилось, что вот я снял кино. — Насколько, на ваш взгляд, режиссерское, авторское кино может быть коммерчески успешным?
— Времена меняются. Мне кажется, уже есть достаточно фильмов, которые сняты авторами, и эти фильмы успешны, о них знают, о них говорят. Другое дело, что они с очень скромными цифрами приходят в прокат. Но, я думаю, что это дело времени.
— Вы снимали в Узбекистане?
— У нас было две больших экспедиции. Одна — в Узбекистан, где мы снимали в очень старых кишлаках, которые находятся, как ни странно, не так далеко от Ташкента, но которые не изменились не только за столетие, но и за трехсотлетие — они такие же. Люди так же живут, ничего там не поменялось. Разве что появилось газовое отопление кое-где. А следующую экспедицию, уже вторую часть фильма, мы снимали в Севастополе, откуда родом наша героиня. — А время действия?
— Время действия — 1942-1946 годы. Во время Великой Отечественной войны, во время, когда люди еще жили в одном государстве. В разных республиках, но в одном государстве. Когда была одна страна. Это важный фон для фильма. — Какие сложности были с воссозданием эпохи?
— Про кишлаки я сказал, там можно было и не воссоздавать эпоху. Там важно было сделать образ, декорацию дома, в котором живет героиня. Мы постарались, и мне кажется, у нас получилось. — С кем из актеров работать было тяжелее или, может быть, легче?
— У нас были замечательные актеры: и московские (Дима Дюжев, Андрей Мерзликин, Настя Смоктуновская), и польская актриса Каролина Грушка, и большое количество узбекских актеров. Их тут никто не знает, а там они хорошо известны. Большие артисты.
— Я слышал, что фильм снят по заказу телеканала «Культура».
— Нет, он снят на грант, который мы получили от Министерства культуры и при участии телеканала «Россия». Им понравился этот сюжет, понравился сценарий, мы достаточно долго искали финансирование, наверное, года два с половиной, прежде, чем запуститься. Это был небыстрый процесс. — И сколько времени заняла работа над фильмом?
— 4 мая 2011 года у нас был первый съемочный день в Узбекистане, ну а дальше, сами судите, вот я здесь.
— И заключительный вопрос: скажите, что такое, на ваш взгляд, настоящее кино?
— Настоящее кино для каждого разное. Для меня оно одно, для вас другое. Настоящее кино — это фильмы, которые вошли в наше сердце, которые нам близки, которые мы готовы пересматривать, к которым мы возвращаемся, которые мы чувствуем, переносим на себя. У каждого свое настоящее кино.