«Темное дитя*» — второй сериал BBC America. Правда, сначала его готовили по заказу канадского канала Space, а американцы присоединились чуть позже. Оттого его действие разворачивается в неопределенном мегаполисе в северных широтах. Здесь обитает неблагополучная сирота по имени Сара Мэннинг (Маслани). Ей около тридцати лет, она родом из Британии. Сара одевается в стиле Лисбет Саландер, но попроще, у нее нет татуировок и чрезмерного пирсинга, как и выдающихся талантов. Ее существование безнадежно. Ухажер Вик (Майкл Мэндо) продает наркотики и поколачивает ее. Дочурка Кира живет на попечении у некоей миссис С. (Мария Дойл Кеннеди), воспитавшей Сару и ее сводного брата Феликса (Джордан Джаварис), ехидного и жеманного гея, который снимает студию над парильней в разбомбленном граффити доме где-то на отшибе, приторговывает кокаином и рисует с голой задницей посредственные картины.
Однажды ночью Мэннинг брела по перрону и увидела женщину, похожую на нее как две капли воды. Та разделась, разулась и без тени сомнения шагнула под поезд. Оправившись от шока, Сара прихватила сумочку двойника. Поскольку погибшая, Элизабет Чайлдс, была обеспеченной дамой, Сара решила прикинуться ею в банке и обналичить счета, а заодно инсценировать свою смерть, чтобы отделаться от назойливого Вика. Однако план тут же сорвался: за Сарой следил напарник Элизабет по имени Арт Белл (Кевин Ханчард) — Мэннинг пришлось вживаться в шкуру детектива. На беду к концу первой серии объявилась другая вылитая копия Сары, во второй — еще пара (всего же их десять). Выяснилось, что все они клоны, и кто-то пытается их уничтожить.
По прошлогоднему «Легавому*» — этой фанерной драме о хмуром полицейском в Нью-Йорке середины XIX века, с которой BBC America вступил в большую игру, — было видно, что каналу не до излишеств. Заметно это и в новом сериале, хотя для съемок не понадобились ни дорогостоящие декорации, ни исторически достоверный гардероб. В триллере, где фигурирует международная тайная организация с коварными помыслами, а на кону жизнь и смерть, всегда есть, где разгуляться. Однако «Темное дитя*» — экономное, а потому почти камерное шоу: герои любят ходить в гости, чтобы обсудить дальнейшие планы и поговорить по душам, чаще стреляют по банкам и мишеням, чем друг по другу, не превышают скорость и по возможности избегают неприятностей. Словом, сериал Грэма Мэнсона («Куб») и Джона Фосетта («Оборотень») не назовешь зрелищным.
«Темное дитя*» разгоняется неторопливо — ему требуется время, чтобы расставить фигуры на доске: не считая второстепенных персонажей, в первом сезоне десять клонов. Впрочем, трое из них погибли до событий, с которых начался сериал, а на стороне Сары только двое — осторожная наседка из пригорода Элисон и чудаковатая исследовательница Косима. Чтобы Маслани было проще, черты ее героинь вырисованы чуть преувеличенными. Однако ее задача всё равно неординарная. Порой она предстает на экране сразу в трех ипостасях, и ей приходится играть самой с собой; вдобавок клоны то и дело притворяются друг другом: Сара — Бет и немкой Катей, Элисон и фанатичка Хелена — Сарой. Меняя одежду, парики, мимику и акценты, Маслани с блеском воссоздает достоверные, пускай не слишком сложные, схематичные, но отчетливо различимые характеры.
С другой стороны, гипертрофированность ее героинь производит неожиданный комический эффект и тем самым, во-первых, сглаживает надуманные сюжетные ходы, примиряя зрителя с некоторым неправдоподобием истории, во-вторых, уравновешивает пафос авторов. Мэнсон и Фосетт наследуют традиции научной фантастики и провозглашают, что разумные, но в той или иной мере искусственные организмы принципиально не отличаются от людей: их сущность не исчерпывается биологией — как и нас, их по-разному формирует среда и свободная воля. Одни идут в полицейские, другие торгуют наркотиками, третьи воспитывают детей. В этом отношении клоны или, допустим, андроиды подлинны, они не чьи-то копии и не мыслящие автоматы. А трансгуманизм (в сериале — «неолюционисты») с его неявной брезгливостью к обычному человеку и ортодоксальная религия («пролетианцы») с воплями о личном оскорблении господа — молот и наковальня для созданий, мечтающих о нормальной жизни.
Вот только авторы, сведя этот конфликт к борьбе двух подпольных группировок, позволяя себе нестыковки и давая Саре и ее приятельницам поблажки, невольно доказывают, что для достижения цели хватит смекалки, везения, артистичности и обворожительной улыбки Маслани. На деле же этого достаточно только для номинации от сообщества критиков.