Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

Питер Уир. Хозяин последней волны

Творческий Путь Питера Уира можно условно разделить на две части – австралийский новатор и американский режиссер. Впрочем, его работы, созданные на базе Голливудских студий, заставляют удивляться не меньше, чем его первые фильмы, созданные на родине. И хотя в его послужном списке присутствуют в основном сухопутные ленты, такие как «Общество мертвых поэтов» и «Шоу Трумана», ощущение, что все герои его картин живут, словно бы отрезанные от мира бескрайним океаном, на краю Земли, остается и в них.

Независимость и увлеченность своими идеями Уир начал проявлять с юных лет. Сперва он бросил учебу в университете Сиднея чтобы полностью посвятить себя продолжению отцовского дела по продаже недвижимости, а спустя некоторое время забросил и это занятие. Душа рвалась повидать мир, тот, который находится с другой стороны Земли, в далекой, по меркам отрезанной от мира Австралии, Европе. Испытав радость познания неведомого, Уир обнаружил в себе потребность творческого самовыражения. По этой причине он не стал возвращаться на фирму к отцу, а пришел на местное телевидение, изучил новые для себя профессии оператора и художника-постановщика, а в свободное время создавал короткометражные телевизионные ленты, которые, и это признавали все, с кем Уиру приходилось работать, сильно отличались от привычного продукта массовой индустрии развлечений, более того, многие из канонов жанра переворачивали с ног на голову. Уже в 1969 году рвение молодого таланта заметили на киностудии Commonwealth Film Unit и подписали с ним контракт. Обязанности были прежние, но исполняя работы помощника оператора у него появилось больше возможностей создавать собственное кино. Творческое рвение не заставило себя долго ждать.

По признанию киноведов, вклад Уира в возрождение австралийского кинематографа в конце 70-х заключается в его способности изобразить неизбежное разрушение рационального мира неведомыми силами, которые не подчиняются законам нашего мира. Он заработал репутацию самого элегантного режиссера Новой Австралийской кинематографии, возведенную на его восприятии своего континента – от ландшафтов до культурного наследия – с чувством неподдельного удивления.

Первый полнометражный фильм Уира, «Автомобили, которые съели Париж», снятый в 1974 году, рассказывал об ужасе, таящемся в небольшом австралийском городе на отшибе под названием Париж, основная прибыть в котором происходит от строительства скоростных шоссе. Страшная история в готическом стиле была пропитана фетишистским черным юмором. Совсем иной предстала и атмосфера призрачного ужаса в «Пикнике у Висячей скалы» (1975). В той истории, происходящей на рубеже столетий, девочки из пансиона благородных девиц отправляются на прогулку к местной достопримечательности – Висячей Скале. Трое из них, отделившись от группы, пропадают при загадочных обстоятельствах. В ленте прослеживались мотивы сексуальной революции, человеческой жестокости и потребности найти сенсацию на горе и отчаянии других людей. В полной мере мотив противостояния обыденного и мистического окружающего мира нашли воплощение в «Последней волне» (1977). Люди Цивилизации перестали верить в то, что творится внутри человека, что позволяет ему предугадывать и предвещать события. Так австралийского аборигена за его предсказания приливной волны, которая поглотит город, отправили в психиатрическую лечебницу. Но не только шаманствующий местный житель, но и редкие представители Большого города, имевшие корни в семьях предсказателей, чувствовали неизбежность надвигающейся катастрофы. По признанию Рассела Кроу, сыгравшего в последней на сегодняшний день постановке Питера Уира «Хозяин морей. На краю Земли», «Последняя волна» была одним из самых страшных фильмов его детства. С ним трудно не согласиться. Ощущение опасности невозможности противостоять силам природы, которые обрушивали на пустынные земли дождь из булыжников, непрекращающиеся несколько недель в засушливых местах, ливневые дожди, возгласы аборигена, предвещающего катастрофу – на протяжении всего фильма всепоглощающее ощущение скорой опасности и конца света не позволяли зрителю расслабиться, ибо все происходящее было почти реальным. В любой миг непредсказуемая природа может нанести свой удар.

Апофеозом идеи ранних картин Уира о невозможности противостояния стабильного развитого общества наполняющим его опасностям и не подчиняющимся людской воле силам природы стала утопия 1981 года «Галлиполи». Слаборазвитое в культурном отношении общество, все могущество которого происходило от сильного чувства товарищества и лояльности, идет войной против обслуживаемой ими империи, в которой нет никаких предприятий, а проживают только привилегированные классы. Картина получила большой международный резонанс, показав во всей красе очевидную изоляцию Австралии от мира в контексте снобистского, очевидно эксплуататорского и некомпетентного в деле управления удаленными территориями, Британского господства. А международный успех ленты позволил прославиться по всему миру молодому актеру Мэлу Гибсону.

В австралийском кино конца 70-х начала 80-х годов старались избегать романтических отношений и психологии сосуществования мужчин и женщин. Однако в 1982 году своей картиной «Год, опасный для жизни» он поднял проблему вымирания малочисленных народов в странах третьего мира. Австралийский журналист (Мэл Гибсон) и работница посольства Сигурни Уивер начинают испытывать сильную взаимную привязанность, переросшую в любовь, во время политического противостояния в Джакарте в 1965 году. Уир поставил на первый план в развитии взаимоотношений не только людей, но и время, место и обстоятельство действия, ибо в случае другого развития ситуации, эти люди наверняка не узнали бы друг о друге, или испытывали совсем иные чувства. Картина, к сожалению, не получила общественного признания, но, хотя и не была взята ни одним американским кинодистрибьютором, считается первой Голливудской лентой Уира.

В триллере «Свидетель» (1985), Уир достоверно воссоздал простые, но не всегда адекватно воспринимаемые широкой общественностью, особенности многочисленной секты амишей — жителей ланкастерского района Пенсильвании, ведущих почти натуральное хозяйство и оторванных от цивилизации, находясь, в буквальном смысле, окруженными ею. Эти особенности особенно выгодно смотрелись, контрастируя с коррумпированным миром городской полиции. Харрисон Форд исполнил в этой картине роль честного полицейского Джона Бука, которому приходится совмещать я в себе эти два таких непохожих мира. Уиру виртуозно удалось создать фильм, согласно голливудским требованиям, удержаться от создания глянцевого боевика и не принести в жертву свой особенный стиль повествования. Эти старания были вознаграждены номинацией на премию «Оскар» за лучшую режиссуру. Недооцененной оказалась работа Харрисона Форда и в ленте Уира «Москитный берег» (1986), где он предстал в образе изобретателя-идеалиста, который отправляется со своей семьей из цивилизации в глухую деревню в Центральной Америке. Но там его «американские» качества приобретают разрушительную силу. Фильм стал одним из самых мрачных творений Уира, чему немало поспособствовала сценарная адаптация Пола Шрейдера трудно экранизируемого романа Поля Тэро.

Работа над «Обществом мертвых поэтов» стала, своего рода, обращением к Голливудской системе создания кинокартин, чем к элитным заведениям. Здесь Робин Уильямс предстает преподавателем литературы и пытается привнести в традиционное образование элитного учебного заведения свежую струю, заинтересовать юных студентов литературой, зародить в них жизни, уснувшую под благосостоянием их родителей. Его попытки наталкиваются на непонимание руководства школы, родителей учащихся его класса и в итоге приводят к трагическим последствиям. За эту картины Уир был во второй раз выдвинут на соискание премии «Оскар» как режиссер, но премию фильм получил за лучший оригинальный сценарий, а за режиссуру в том году получил награду Оливер Стоун за фильм «Рожденный 4-го июля».

Но если говорить о полноценном пришествии Уира в Голливуд. То случилось это годом позже, в 1990-м, когда на экраны вышла романтическая комедия «Вид на жительство». Эта лента с Энди Макдауэл в главной роли стала пропуском в американское кино для Жерара Депардье. Неожиданно для многих эта лента была также номинирована на премию Американской киноакадемии. На этот раз в категории «Лучший оригинальный сценарий». В 1993 году были «Бесстрашные» драма с Джеффом Бриджесом и Джоном Туртурро о том, как по-разному люди противостоят трагедии. А за этим последовало пятилетнее затишье.

Питер Уир вернулся с большим шумом вокруг своего имени. Перспективный и очень модный комедийный актер Джим Керри в его картине 1998 года «Шоу Трумана» был одновременно и комиком и трагиком. Его герой, живущий в идеальном мире, неожиданно обнаруживает, что все, что происходит вокруг него – это телевизионное шоу, где каждый шаг транслируется на телеканалы всего мира и его жизнь – это шоу a-la «За стеклом». Случилось так, что во многом благодаря Уиру Кэрри решил повзрослеть и его последние работы куда меньше эксплуатируют его способность комедианта и выдающегося мимика. Так было и с Харрисоном Фордом и Робином Уильямсом. Увидеть в человеке его скрытый талант – это дар, которые отличают Уира он многих.

И вот спустя еще пять лет Уир возвращается на большой экран с еще одним масштабным проектом. История двух друзей, воевавших вместе еще во флоте адмирала лорда Нельсона – капитана корабля «Сюрприз» Джек Обри и судового врача и корабельного натуралиста Стивен Мэтьюрин – завоевала сердца миллионов читателей по всему миру благодаря двадцати томам их приключений, описанных в книгах Патрика О'Брайана. События происходят в 1805 году. Оторванный от мира, корабль «Сюрприз» бороздит просторы океанов и выполняет задание Королевы Англии не пустить французский фрегат в Тихий океан, где солдаты армии Наполеона могут нанести непоправимый ущерб индийским колониям страны. Уникальность ленты в том, что до сих пор никто не воссоздавал с такой тщательностью быта, порядков и обычаев, царящих на кораблях британского флота. Во многом это стало возможным благодаря исторически достоверным романам Патрика О’Брайана. Люди месяцами не видят земли, они обязаны находиться рядом друг с другом на протяжении времени, которое бы иным показалось вечностью. И только мастерство капитана, соблюдение строжайшей дисциплины и уважение позволяют морякам выживать в этих невыносимых условиях. Вот так Уир снова оторвал людей от мира, на этот раз цивилизация уменьшена до размеров военного корабля, и снова противопоставляет человека стихии, над которой тот не властен. И вновь исследует богатство и многогранность человеческой души. И в очередной раз, стараниями режиссера, перед нами главный претендент на премию «Оскар». А поскольку из года в год сильных и качественных картин становится все меньше, «Хозяин морей. На краю Земли» делает серьезную заявку на победу. Общественное признание он уже получил.

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.