Существует легенда, что после многолетней судебной тяжбы по поводу авторских прав создатели «Супермена» прокляли свое творение. В доказательство этому обычно приводят нелегкие судьбы многих исполнителей титульной роли, а также несчастья, происходившие с другими актерами и членами съемочной группы. К этому можно относиться по-разному, но стоит признать, что после беглого изучения того, как в 90-е годы прошлого века студия Warner Bros. пыталась запустить в производство новый фильм про супергероя, поневоле может показаться, что в этой легенде есть какая-то доля правды.Сценарий Алекса Форда (1998)
В 1998 году в игру неожиданно вступил новый игрок. Алекс Форд не был профессиональным сценаристом, но зато очень любил персонажа, любил настолько, что, устав ждать, когда же студия снимет фильм про Супермена, решил сам посодействовать этому. В апреле 1998 года он представил свой сценарий, озаглавленный «Superman: The Man of Steel», который не имел никакого отношения к написанным ранее работам.
По его сюжету Супермен начал постепенно терять свои способности. В то же время у жителей Метрополиса появлялся новый защитник — загадочный Металло, который начинал активно помогать горожанам, словно перенимая эстафету у слабеющего героя.
Через некоторое время мы узнавали, что в прошлой жизни Металло был наемником по имени Джон Корбен. После автокатастрофы, его тело погибло, но ученые, работающие на Лекса Лютора, спасли мозг Корбена и пересадили его в специально созданное роботизированное тело, источником питания для которого являлся криптонитовый реактор. Радиация именно от этого реактора и спровоцировала слабость Супермена. Как нетрудно догадаться, вся цепочка событий была частью хитроумного замысла Лекса Лютора, который хотел убить сразу двух зайцев — избавиться от героя с Криптона и продавить невыгодный для города контракт на использование нового источника энергии, для чего он подстроил аварию на ядерной электростанции.
Металло
Концовка скрипта чем-то напоминала финал второго «Робота-полицейского». Металло, который никак не мог смириться с тем, что теперь навеки заточен в тело робота, восставал против Лютора, уничтожал аппаратуру, с помощью которой его контролировали, после чего выходил на улицы города, сея разрушения и смерть. Ценой невероятных усилий Супермен побеждал злодея, Лютора арестовывали, но затем ему удавалось выйти сухим из воды. В финальной сцене мы узнавали, что у Лютора в разработке находится программа клонирования, а финальный титр подтверждал, что противником героя в следующей части станет Бизарро (клон Супермена).
Может быть, Форд и являлся любителем, но его работа по некоторым пунктам была явно лучше, чем те, что писались профессиональными сценаристами. Она имела более приземленный сюжет без затмений Солнца и инопланетян, не требовала огромных денежных вложений, и в целом была вполне интересно написана. Конечно, у Форда имелись свои слабые места, многие из которых были связаны с тем, что он писал с расчетом на продолжения и потому ввел в действие ряд не особо нужных для сюжета персонажей, которые должны были играть более важную роль в сиквелах.
Например, в его сценарии у Супермена было аж три подруги — Лоис Лэйн, Лана Лэнг и некая Диана, чье суммарное экранное время превышает таковое у протагониста — и при этом было совершенно непонятно, кто же из них является романтическим интересом героя. Но в принципе, это не являлось критическим недостатком, так как такие вещи не так-то сложно исправить.
Каким-то образом работа Форда попала на студию и была прочитана. Продюсеры заинтересовались этим предложением, купили сценарий и некоторое время всерьез рассматривали возможность его экранизации — ведь Форд выслал не только сценарий, но и сюжетный план на целых шесть сиквелов. Но, в конце концов, под давлением продюсера Джона Питерса, который никак не хотел отказываться от намерений поставить «Смерть Супермена», студия положила сценарий на полку.
Вероятно, не последнюю роль в этом сыграло то, что Форд был человеком со стороны — возьми продюсеры его работу за основу фильма, возможно, это бы только усилило неприятные вопросы относительно компетентности киноделов, которые до этого потратили 30 миллионов долларов и поменяли пять профессиональных авторов, но так и не получили утвержденный сценарий для съемок.
К тому же скрипт Форда хоть и должен был стать началом новой франшизы, но не соответствовал правилам голливудского ребута, когда всю первую часть нам должны показывать становление героя и рассказывать правила игры.
Сам Форд позже прокомментировал свой кинематографический опыт следующим образом: «Могу сказать, что они (продюсеры) мало знают о комиксах. Их целевая аудитория это не люди вроде меня и вас, тратящие семь долларов на билет в кино. Это родители, покупающие детям игрушки и ланч-боксы за 60 долларов. Это бизнес, и подумайте сами, что более важно — 150 миллионов долларов кассовых сборов, или 600 миллионов долларов, которые принесет мерчендайзинг?»
Сценарий Уильяма Уишера-мл. (1999 — 2000)
После отказа от услуг Форда последовала последняя попытка реанимировать «Смерть Супермена». Новым сценаристом проекта стал Уильям Уишер-мл. — давний друг Джеймса Кэмерона, помогавший ему с диалогами к первому «Терминатору» и ставший официальным соавтором второго.
Уишер пошел по стопам Дэна Гилроя и строил сценарий, избегая чрезмерного использования откровенно фантастическо-фэнтезийных элементов. К счастью для него, Джон Питерс реализовал свою мечту, показав в финале спродюсированного им фильма «Дикий, дикий Вест» гигантского механического паука, и потому больше не доставал сценариста с подобными просьбами.
Основным отличием работы Уишера (она датирована февралем 2000 года) от предыдущих версий был некий кибер-подтекст. Например, начальная сцена сценария по духу больше напоминала некий удаленный эпизод все того же «Терминатора». Мы узнаём, что компьютерная сеть Криптона обрела самосознание. Запаниковавшие ученые попытались ее отключить, и в ответ искусственный интеллект под названием Брейниак атаковал планету. Отец Супермена, Джор-Эл, понимая, что его мир обречен, отдал приказ об эвакуации и вместе с семьей попытался спастись. Брейниак успел загрузить свое сознание в киборга, который устроил охоту на Джор-Эла, в итоге убив его, а также почти всех его солдат… Но в последний момент киборг упускал сына Джор-Эла, который был отправлен в капсуле на Землю.
Кроме того, при желании можно было провести определенные параллели с «Матрицей». В некоторых экшн-сценах Брейниак демонстрировал навыки уклонения от выстрелов и бега по стенам и потолку. В финальной схватке Супермен должен был пробиться к вершине небоскреба «Лекскорп» через кучу охранников, которых Брейниак контролировал с помощью кибернетических имплантатов.
Но при всех этих нововведениях сценарию Уишера, как ни странно, недоставало некой эпичности. Автор избавился от многих сомнительных элементов из работ предшественников, но взамен не придумал ничего своего, отчего сюжет стал казаться слишком упрощенным и скоротечным.
Также Уишеру можно было попенять и за то, что в его сценарии Лютор из злодея превратился фактически в комедийного персонажа, который вечно чем-то недоволен, у которого постоянно срываются планы, отчего его каждый раз хочется искренне утешить.
Некоторое время Оливер Стоун всерьез присматривался к сценарию Уишера, но, в конце концов, передумал снимать фильм. Формула сюжета с Брейниаком никак не хотела работать, и творение Уишера стало последней главой в истории «Superman Lives».
Наконец, окончательно устав от бесплодных попыток экранизировать «Смерть Супермена» (напомним, что «Смерть Супермена» является комиксом-первоисточником, от которого уже отталкивались все последующие сценарии: и «Superman Reborn», и «Superman Lives» — прим. ред.), студия решила начать с чистого листа и начала рассматривать альтернативные предложения по развитию серии. Осенью 2000 года Кит Гриффин предложил продюсерам свой 17-страничный тритмент, в котором противником Супермена являлся Лобо, но его идея была быстро отвергнута.
В 2001 году студия наняла Пол Аттанасио для написания нового сценария. Вскоре Аттанасио был заменен на Джей Джей Абрамса, который получил от боссов крайне амбициозную задачу написать сценарий ребута всей франшизы.
Что интересно, параллельно с проектом Абрамса в разработке находился «Бэтмен против Супермена». В то время среди боссов студии Warner Brothers не было единого подхода насчет того, какое из двух направлений является более приоритетным. Оба проекта имели все шансы для реализации, причем изначально казалось, что преимущество на стороне кроссовера, которым планировал заниматься Вольфганг Петерсен (об этом мы уже подробно рассказывали). Вряд ли на тот момент кто-то мог предположить, что оба проекта так и останутся нереализованными.
«Superman: Flyby» Джей Джей Абрамса (2002 — 2004)
Джей Джей Абрамс представил свой первый 138-страничный сценарий в июле 2002 года. В открывающей сцене мы становились свидетелями опустошительной битвы на улицах Готэма между Суперменом и криптонианцем по имени Ти-Зор. В процессе схватки Супермен попадал в смертельную западню, после чего действие переносилось на 30 лет назад в прошлое.
Капсула Ти-Зора
Планету Криптон раздирает смертоносная гражданская война. Армия законного правителя Джор-Эла не в силах остановить войска его родного брата Ката-Зора, который решил узурпировать власть. Столица Криптона вот-вот падет и, чтобы спасти своего новорожденного сына Кал-Эла, у его отца не остается другого выбора, кроме как отправить его на Землю.
Согласно древнему пророчеству, изгнанному принцу будет суждено вернуться в родной мир и свергнуть тирана. Неудивительно, что, узнав о поступке своего брата, Ката-Зор приходит в ярость и рассылает своих людей по всей галактике с заданием найти и убить наследника престола.
На Земле капсула с Кал-Элом приземляется на ферме Кентов, которые решают воспитать ребенка как своего родного сына и дают ему имя Кларк — в честь Кларка Гейбла. Уже с раннего детства Кларк демонстрирует чудо-способности, но новые родители воспитывают его так, чтобы он скрывал их, и потому мальчик растет застенчивым и замкнутым. Однажды он находит среди хранящихся в доме вещей красно-синий костюм с литерой S (он находился на борту капсулы, доставившей Кал-Эла на Землю), после чего надевает его и впервые в сознательном возрасте взлетает в воздух. После полета родителям приходится рассказать сыну правду о его происхождении, что наносит герою психологическую травму, и он решает больше никогда не надевать костюм и не летать.
На одной из университетских вечеринок Кларк случайно пересекается с Лоис Лэйн. Их недолгий разговор вдохновляет его пойти по ее стопам, и через несколько лет Кларк устраивается на работу в газету «Дэйли Плэнет», где к тому времени работает и сама Лоис.
Параллельно мы знакомимся с доктором Лексом Лютором, который работает в ЦРУ и занимается изучением феномена НЛО. Лютор фанатично верит в существование инопланетян, которые могут представлять угрозу для Земли — и потому предпринимает всё возможное, чтобы выбить дополнительные деньги на свои проекты.
Однажды Лоис получает задание взять интервью у Президента США. Во время полета у самолета отказывают двигатели, и всё идет к тому, чтобы рейс закончился катастрофой. Услышав про это в экстренном выпуске новостей, Кларк находит в себе силы снова надеть костюм, после чего спасает самолет и становится мировой знаменитостью. Кларк понимает, что это его призвание, после чего он начинает летать по всему миру и помогать людям.
Узнав про существование Супермена, Лекс Лютор предлагает начальству устроить на него облаву. Но в ответ на предложение организовать охоту на человека, спасшего Президента, большие боссы лишь крутят пальцем у виска и увольняют Лютора. Это, разумеется, не останавливает одержимого доктора: он и несколько преданных ему людей начинают разрабатывать план по уничтожению Супермена.
Вскоре у Лютора появляется союзник — это сын Ката-Зора по имени Ти-Зор, который, узнав о местонахождении своего двоюродного брата, вместе с несколькими бойцами прибывает на Землю. Совместно с Лютором они составляют план по убийству Супермена. Вначале Ти-Зор десантирует на Вашингтон дистанционно управляемого 40-метрового боевого робота. Затем в бой вступает сам Ти-Зор, который дерется с Суперменом по всему земному шару, в процессе чего уничтожаются египетские пирамиды, Париж и Готэм, и, наконец, заманивает его в подготовленное Лютором помещение с криптонитом, который и убивает героя.
После смерти Супермена, Ката-Зор в знак благодарности отдает Лютору Землю. Тот занимает кресло в Белом доме и уже строит грандиозные планы по переустройству планеты. На похороны же Супермена стекаются миллионы безутешных людей, которые еще недавно хотели, чтобы он покинул Землю. Теперь, лишившись своего защитника, они горько оплакивают невосполнимую утрату.
Узнав о гибели сына, его отец, проведший последние тридцать лет в криптонианской тюрьме, совершает самоубийство, после чего мы становимся свидетелями странной сцены, в которой дух сына и отца встречаются в загробном мире. Дух Джор-Эла передает Кал-Элу всю свою силу — и наш герой оживает.
Воскресший Супермен выступает в ООН и предлагает план по уничтожению захватчиков. В стиле фильма «День независимости» земные силы собирают огромную армаду самолетов, снаряженных ракетами с криптонитом. Супермену удается заманить Ти-Зора и его соратников в Гренландию, где все злодеи гибнут под авиабомбами.
В ходе финального твиста мы узнаём, что на самом деле Лекс Лютор тоже пришелец — один из бесчисленного множества солдат, разосланных Ката-Зором по всей галактике. Между ним и Суперменом следует финальный поединок, Супермен побеждает, передает Лютора в руки полиции, после чего улетает освобождать от тирании свой родной мир.
Несмотря на ряд достаточно спорных решений, сценарий Абрамса в целом был интереснее многих предлагавшихся до него вариантов. Он был в меру зрелищен, более современен и соответствовал по духу эпохе нулевых. Пожалуй, основная проблема его работы заключалась в использовании сразу двух злодеев. Особой необходимости включать Лекса Лютора в сюжет первой части ребута у Абрамса не было: из Ти-Зора получился вполне интересный соперник для главного героя, но ему приходилось делить экранное время с Лютором. Куда логичнее было бы поступить так, как как в дальнейшем сделали создатели «Бэтмена: Начало», и оставить архиврага Супермена для сиквела или даже триквела.
Пульт управления гигантским роботом
Стоит также учитывать, что, будучи связанным условием ребута франшизы, Абрамс тратит половину истории на то, чтобы рассказать историю происхождения Супермена и задать правила игры (криптонит, работа в газете, знакомство с Лоис Лэйн), которые хорошо знакомы всем фанатам персонажа. Если снова провести параллели с «Бэтменом: Начало», то можно отметить, что его создатели могли достаточно спокойно позволить себе посвятить весь фильм тому, как Брюс Уэйн стал супергероем — ибо другие фильмы про крылатого мстителя слабо затрагивали именно историю становления персонажа. В случае с Суперменом Абрамса зрители бы получили пусть и новую, но всё же интерпретацию уже однажды виденного.
Как бы то ни было, но студия сочла сценарий приемлемым и начала поиск постановщика. Абрамс предложил свои услуги в качестве режиссера, но продюсеры побоялись доверить такую большую картину в руки дебютанта и предложили пост МакДжи — но тому пришлось отказаться в связи с занятостью над сиквелом «Ангелов Чарли».
В сентябре 2002 года Бретт Ратнер получил предложение заняться режиссурой картины. Ратнер согласился и начал поиск актеров для будущего фильма. Первыми кандидатами на роль Супермена стали Джуд Лоу и Джош Хартнетт — последнему был даже предложен контракт на три фильма, за которые актер должен был получить суммарный гонорар в 100 миллионов долларов. Но после некоторых размышлений Хартнетт отказался от столь заманчивого предложения.
После этого начался поиск новых претендентов. Рассматривались кандидатуры Эштона Кучера, Дэвида Бореаназа, Брендана Фрэйзера, Джеймса Марсдена и Мэтта Бомера, которого сам Ратнер считал самым оптимальным из всех вариантов. На роль Ти-Зора претендовал Джоэл Эджертон, на роль Лоис Лэйн — Сельма Блэр и Скарлетт Йоханссон.
Но пока шел пре-продакшн, отношения между Бреттом Ратнером и Джоном Питерсом накалились до предела. Финальной точкой стала громкая перепалка, которая возникла, когда Ратнер высказал свое мнение насчет того, что неплохо было бы, наконец, определиться с актером на роль Супермена и начать съемки.
В итоге весной 2003 года Раттнер покинул проект, и на его место был взят МакДжи, который как раз освободился, закончив работу над вторыми «Ангелами Чарли». МакДжи активно включился в проект и даже организовал несколько тестовых съемок с разными актерами — в том числе, и с участием Генри Кэвилла.
Тем временем, студия всячески пыталась не допустить раздувания бюджета, который приближался к 200 миллионам долларов. В конце концов, было принято решение снимать фильм в Австралии, а Абрамс получил задание переписать сценарий, сделав его менее масштабным.
В октябре 2003 года сценарист представил новую, 124-страничную версию скрипта, озаглавленного «Superman: Flyby». Его сюжетная линия в целом соответствовала первому варианту, но имелись и некоторые заметные отличия:
• В этой версии Лютор был не пришельцем, а человеком. Он случайно находил разбитую капсулу с умирающим солдатом Ката-Зора, который передавал ему знания об инопланетных технологиях и Кал-Эле. Пользуясь полученной информацией, Лютор создавал корпорацию «Лекскорп», которая со временем становилась самой могущественной в мире.
• Между смертью и воскрешением Супермена проходило не несколько дней, а несколько минут.
• Из сценария исчезли все упоминания о Готэме.
• Ти-Зор прибывал на Землю в одиночку.
• Из скрипта были убраны некоторые масштабные экшн-сцены на Криптоне, бои в районе пирамид и Гренландии, а также разрушение Парижа, Вашингтона и, естественно, Готэма.
• Финальный поединок происходил в Метрополисе — Ти-Зор пытался взорвать бомбу, которая бы уничтожила Землю, но Супермен, разумеется, не позволил ему этого сделать.
Концепт финальной битвы Супермена с роботом
К лету 2004 года на пре-продашкн «Superman: Flyby» потратили свыше 15 миллионов долларов. Были сделаны раскадровки всех ключевых сцен фильма и придуманы дизайны всех героев. По словам МакДжи, на роль Лекса Лютора уже был подписан Роберт Дауни-мл.
Так что же пошло не так? В решающий момент (июнь 2004 года) МакДжи выбыл из проекта по причине того, что он… не смог побороть свой страх перед полетами и отказался лететь в Сидней. В качестве дополнительного аргумента режиссер высказал мысль, что невозможно передать дух Америки, делая фильм в Австралии. Поэтому он предложил снимать фильм в Нью-Йорке и Канаде. Естественно, что имея выбор между поисками не боящегося летать режиссера и тратой дополнительных 25 миллионов долларов, продюсеры предпочли первый вариант.
И новый режиссер появился буквально через месяц — им стал Брайан Сингер, который после выхода второй части «Людей Икс» как раз взял небольшой отпуск. Он выдвинул идею снять прямое продолжение второй части «Супермена», игнорирующее события третьего и четвертого фильмов.
Студия, не желающая нести еще большие убытки и планировавшая любой ценой выпустить фильм летом 2006 года, моментально одобрила его предложение. В январе 2005 года началось строительство декораций, в марте того же года стартовали съемки, а в июне 2006 года фильм, как и планировалось, вышел на экраны, собрав в мировом прокате 390 миллионов долларов.
Эта цифра была сопоставима со сборами вышедшего за год до этого «Бэтмена: Начало». Но дело в том, что, несмотря на все попытки студии как-то ограничить бюджет фильма, он все равно вышел далеко за рамки запланированных сумм и составил 210 миллионов долларов. К этому добавились 54 миллиона затрат, оставшихся от прошлых неудачных попыток запустить в производство «Superman Lives» и «Superman: Flyby», и еще свыше 100 миллионов затрат на маркетинг. И конечно, нет нужды упоминать о том, что творение Сингера даже близко не получило такую хорошую критику, как новый фильм про Бэтмена.
Естественно, что после таких результатов ни о каком изначально запланированном сиквеле не могло быть и речи. Продюсеры снова вернулись к идее перезагрузки франшизы, и после рассмотрения ряда идей сделали ставку на тяжелую артиллерию в лице Кристофера Нолана, который в 2010 году предложил студии взять за основу ребута концепцию сценариста Дэвид С. Гойер, предложенную им на съемках «Темного рыцаря: Возрождения легенды».
После начались поиски постановщика, и выбор пал на Зака Снайдера, для которого этот фильм стал отличным шансом восстановить подпорченную предыдущими финансовыми неудачами карьеру. Новым Суперменом стал Генри Кэвилл, съемки фильма, получившего название «Человек из стали» начались в августе 2011 года и длились до февраля 2012 года.
Российская премьера одного их самых ожидаемых летних блокбастеров 2013 года уже состоялась. И теперь любой желающий может узнать, удалось ли Заку Снайдеру оправдать повышенные ожидания и порадовать, наконец, фанатов франшизы достойным фильмом о любимом супергерое. В случае же неудачи, всё наверняка снова спишут на «Проклятие Супермена».
// Настоящее кино