За восемь лет, прошедших со дня выхода первой картины, произведенной на студии Legendary Pictures, совокупные сборы фильмов, созданных под крылом студии Томаса Талла, превысили 8,5 миллиардов долларов — более чем по миллиарду за каждый год существования кинокомпании. На этой студии перезапустили историю о Бэтмене, дважды возрождали вселенную Супермена, позволили Заку Снайдеру реализовать мечту — экранизировать «300 спартанцев» и «Хранителей», и весь мир заразить похмельной лихорадкой «Мальчишника в Вегасе». Мы решили напомнить о самых интересных фактах и вехах в истории самой успешной современной компании в области развлечений, имя которой Legendary Entertainment.Для людей вроде Томаса Талла в английском языке есть одно очень точное слово: фэнбой. Это не то же самое, что фанат, и уж тем более совсем не то же самое, что фанатик, хотя признаки как одного, так и другого в каждом фэнбое, безусловно, присутствуют. Если говорить совсем коротко, то fanboy — это гик с более узкой специализацией. Томас Талл — в первую очередь комикс-гик. У этого человека в подвале дома хранится более сотни коллекционных фигурок всех мастей, а уж количество комиксов, имеющихся в его собственности, попросту не поддаётся счёту. В общем-то, нет ничего удивительного в том, что именно этот очень, как говорится, «конкретно» сдвинутый на комиксах парень оказался во главе одной из самых известных и самых перспективных голливудских кинокомпаний — Legendary Entertainment.
Обычным фэнбоем Талла, конечно, назвать нельзя, потому как при всей его повёрнутости на комиксах и супергероях, перелистывание страниц с иногда весёлыми, а иногда и совсем не весёлыми картинками и обсуждение прочитанного с такими же чокнутыми приятелями отнюдь не стало смыслом его жизни. В Томасе обнаружился весьма прочный деловой стержень и живой, подвижный, словно ртуть, интеллект, схватывающий всё, что необходимо знать в той или иной ситуации. Вряд ли много лет назад, когда он был ещё ребёнком, кто-либо мог подумать, что всё это зреет в скромном мальчишке, который рос в семье без отца, когда денег, которые зарабатывала его мать, едва-едва хватало, чтобы прокормить троих детей? Жизнь была тяжёлой, и спасение маленький Том находил в выдуманных историях. «Звездные войны», мрачные комиксы Фрэнка Миллера, разумеется, классика DC и Marvel, лучшие литературные образцы фэнтези и фантастики... Они знакомили мальчика с мирами, которые были непостижимо реальными — и недостижимо фантастическими. Как и всякий фэнбой, он с готовностью принимал как само собой разумеющееся предлагаемые обстоятельства, даже если они противоречили законам природы, и даже регулярно выскакивающие из кустов рояли не могли сбить его с пути истинного. Талл заболел комиксами.
Но комиксы комиксами, а о будущем приходилось думать в контексте мира реального, и, отучившись в школе, Томас благополучно поступил в колледж, где начал изучать основы бизнеса. По окончании обучения он начал создавать собственные маленькие предприятия, которые потом продавал за приличные деньги, пускал эти деньги на новые проекты, которые потом продавал снова... Но нельзя всё время заниматься маленьким бизнесом, если твой мозг и талант настроен на рост и развитие. Эта, если можно так выразиться, «бизнес-эволюция», в конечном итоге, победила, и вот как это было.
Сначала Томас Талл не планировал создавать собственную кинокомпанию, в стенах которой он мог бы производить интересное ему кино. Более того, по его собственному признанию, он вообще не планировал заниматься непосредственно кинематографом. Его первый масштабный план как бизнесмена заключался в том, чтобы выкупить у студии MGM архив кинофильмов легендарной компании Orion Pictures, а потом в качестве правообладателей работать с кинематографистами в области производства ремейков и сиквелов. То есть, он хотел именно того, чем в конечном итоге стала заниматься самостоятельно, очнувшись от многочисленных пертурбаций, эта самая студия. Однако Талла и его напарника Уильяма Фэя опередил другой мейджор — Sony Pictures, — решивший наложить лапу на имущество Metro Goldwyn Meyer, фактически с грохотом захлопнув дверь в большой Голливуд перед самым носом Талла. Но тот не унывал. Идея не сработала — будем придумывать новую. Но мысль создать собственную производственную кинокомпанию пришла ему в голову далеко не сразу. Произошло это после того, как, оказавшись однажды в числе приглашенных на деловой ужин, Томас познакомился с тогдашним вице-президентом MGM. Именно этому человеку в ходе исключительно деловой беседы Талл неожиданно поведал о своём тогдашнем увлечении —собственной революционной концепции использования хеджевых фондов и прямых инвестиций с Уолл-стрит в производстве художественных фильмов. Он знал, о чём говорил, поскольку на тот момент сам был владельцем одного такого фонда, занимавшегося инвестициями в различные IT-компании. На слово Таллу, естественно, никто не поверил. «Докажи!» — примерно так можно перевести выдвинутое ему встречное предложение, и Том, привыкший отвечать за свои слова, рьяно принялся доказывать, что его концепция работает. Этот момент можно считать зачатием Legendary Entertainment.
В течение года Томас Талл подробно и вкусно рассказывал всем потенциальным инвесторам о том, какую выгоду они получат, вложившись в производство — нет, не одного фильма, а целого пакета картин, так как в этом случае можно уравновесить количество хитов и количество провалов и практически полностью нейтрализовать возможность понести убытки. При этом, уже тогда, в процессе поиска денег, Талл понимал, что в кинобизнес нельзя прийти на «чуть-чуть», крупная игра требует больших временных затрат, и его будущая компания должна сходу стать серьёзным игроком на много лет вперёд. Идея снять пару фильмов и посмотреть, что получится, пошла в мусорную корзину ещё до того, как рискнула зародиться. Что особенно приятно, молодой бизнесмен при этом не обещал никому производить «Завтраки у Тиффани» с «Касабланками»: его целевой аудиторией были гики, такие же фэнбои, как он сам, и Талл никогда и ни от кого этого не скрывал. В течение года ему удалось собрать почти шестьсот миллионов долларов, которые были вложены в кинокомпанию, нескромно названную Legendary — «легендарная». И чтобы все окончательно поняли, что в кинобизнес этот парень пришёл всерьёз и надолго, логотипом его детища стал таинственный узор — так называемый «щитовой узел», встречающийся во многих культурах, включая скандинавскую, но в данном случае речь идет о кельтском символе, который историки датируют приблизительно 5000 годом до н.э. Он был найден в Ирландии и представлял собой сплошную, непрерывную линию, изгибы которой сплетались в причудливый узор. Этот символ означал одновременно вечность, точность (в смысле отсутствия искажений) и единство.
Тем, кто чуть ли не брал его на «слабо», предлагая доказать жизнеспособность предложенной концепции, Томас, что называется, показал нос: основанная в 2000 году Legendary Pictures уже в 2004 заключила договор с одной из крупнейших киностудий в мире Warner Bros. Подписанный контракт обязывал Талла и его сотрудников в течение пять лет выпустить под эгидой мейджора двадцать пять художественных фильмов, причем, не просто произвести их на свет, но и профинансировать их совместно с WB в соотношении 50/50.
— Мы не хотели просто вкладываться в производство фильмов, не хотели быть пассивными инвесторами, — рассказывал позднее Томас Талл. — Мы хотели стать настоящей производственной компанией, которая работает согласно своим собственным соображениям и производит свою же интеллектуальную собственность.
Первый фильм, который Legendary произвела на свет, по иронии судьбы, стал не только началом деятельности компании в кино, но и началом новой жизни одного из самых популярных супергероев на планете — Бэтмена.
Кадр из фильма «Бэтмен: Начало»
Лента «Бэтмен: Начало», которую во время пре-продакшна, а также и во время съёмок, СМИ окрестили британским «Бэтменом», несмотря на чуть ли не единогласно положительные отзывы критиков, бокс-офис взорвать не сумела: при бюджете в $150 млн фильм собрал чуть больше $373 млн. Не самые впечатляющие сборы, но и разочарованием их назвать сложно. Успех — безусловно. Оглушительный — разумеется, нет. Всё ещё было впереди, и Legendary ринулась исполнять обязательства перед Warner Bros. В следующем году верный себе и своим увлечениям Талл выпустил в свет многострадальное «Возвращение Супермена» — и получил щелчок по носу, поскольку фильм повёл себя в прокате, мягко выражаясь, малоактивно, при затратах в $270 млн обойдя своего собрата по DC Comics всего на $20 млн. Однако, это не заставило руководителя Legendary потерять веру в режиссёров: он продолжал давать им куда больше творческой свободы, чем это нынче принято в кинобизнесе, хотя судьба, похоже, решила доказать ему обратное. Следующий фильм, спродюсированный компанией, — шьямалановская «Девушка из воды» выступил из рук вон плохо, не нагуляв и на две трети собственного не особенно большого бюджета. Провал был столь громким, что Алан Хорн, тогдашний руководитель производства Warner Bros., вызвал Талла к себе на ковёр и попросил его переубедить себя в том, что дальнейшее сотрудничество с Legendary имеет для «Уорнеров» смысл. Как показало дальнейшее развитие событий, переубедил, хотя весь этот год Томас ходил по лезвию ножа.
Мультфильм «Гроза муравьев» и лента МакДжи «Мы — одна команда» стали третьим и четвёртым проектами Талла за 2006 год, не оправдавшими надежд своих создателей в кассовом плане. Но Томас, как мы помним, будучи разумным и талантливым бизнесменом, учёл подобную возможность ещё в момент создания компании и не собирался опускать руки, тем более что на подходе был ещё один рискованный проект, который Legendary подхватила тогда, когда уже никто не хотел за него браться. В 2007 году на экраны громовой поступью вышли «300 спартанцев», и перед их натиском дрогнули не только персы во главе с Дарием, но и зрители. Снятая Заком Снайдером за $65 млн экранизация комикса Фрэнка Миллера вымела из карманов публики по всему миру почти полмиллиарда долларов, и это при том, что многие, хоть и далеко не все, уважаемые критики один за другим ставили фильму низкие оценки и даже называли его полнейшим идиотизмом. Это не помешало фильму стать хитом, а Заку Снайдеру забраться на три-четыре ступеньки вверх по голливудской лестнице.
После собравшего неплохую кассу эммериховского доисторического эпика «10 000 лет до н.э.» настал час главного триумфа Томаса Талла и его команды. Вышедший в 2008 году второй фильм трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене «Темный рыцарь» в буквальном смысле оказался бомбой, преодолев миллиардную планку мировых кассовых сборов. Это была не просто победа, это было сродни завоеваниям Александра Македонcкого, падению Римской Империи, одним словом, это было... погодите-ка... легендарно. Именно этот грандиозный успех и заставил Талла уже не с нежной ностальгией, а со вполне конкретными мыслями в очередной раз вспомнить о прочитанном ещё в колледже комиксе Алана Мура и Дэйва Гиббонса «Хранители». Его не остановило то, что это произведение считалось неэкранизируемым (в конце концов, и киноадаптация «Властелина Колец», поразившего воображение Томаса в глубоком детстве, тоже когда-то считалась невозможной). Его не смутили многочисленные попытки перенести комикс на экран, предпринимавшиеся аж с восьмидесятых годов. Зато у него был Зак Снайдер, наглядно показавший, что снимать движущиеся «покадровые» копии комиксов он умеет очень хорошо. У него был практически безграничный кредит доверия от Warner Bros. У него, в конце концов, была мечта, вера в себя и знание своего зрителя.
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Трудно сказать, в чём именно Талл допустил просчёт, но, скорее всего, он ошибся именно в последнем пункте — в зрителе. Сообщество фэнбоев велико — но не настолько, чтобы снятый очень близко к исходному материалу фильм оказался новым «Тёмным рыцарем». На съёмки было потрачено $130 млн — меньше, чем на вторую часть трилогии о Бэтмене, — но сборы оказались удручающими: в США фильм еле-еле преодолел порог в $100 млн, а общая сумма составила всего лишь $185 млн. Это был провал по всем статьям, и ответ на вопрос, содержащийся в слогане «Who Watches the Watchmen?», если перевести его буквально, прозвучит так: «Хранителей» посмотрели главным образом такие же гики, как и он сам. Об этом же говорят и продажи на DVD: покупатели, решившие приобрести фильм в домашнюю коллекцию, потратили в сумме чуть более $45 млн, в то время как тот же самый «Тёмный рыцарь» обошёлся любителям посмотреть кино дома почти в $218 млн за один и тот же отрезок времени в пятнадцать недель. Эти данные нельзя назвать стопроцентно точными, но общую картину они передают верно.
Даже если вычеркнуть из списка релизов «Хранителей» и «Тёмного рыцаря», нельзя сказать, что 2009 год получился для Legendary неудачным: в том же году, продолжая традицию разбавлять фантастику, фэнтези и комиксы «современностью», компания выпустила убойный хит Тодда Филлипса «Мальчишник в Вегасе», оценённый зрительскими массами в почти полмиллиарда долларов. Но прочие же релизы, среди которых и «Там, где чудища живут» Спайка Джонза, и даже «Ниндзя-убийца», искренне порадовавший любителей олдскула, откровенно не дотягивали даже до самоокупаемости. Тем не менее, именно в 2009 году Legendary принялась расширять сферу деятельности.
Наблюдая за тем, в каком виде и с каким потенциалом выходят в свет лицензионные игры, основанные на фильмах Legendary, в частности, «Бэтмен: Начало», «Возвращение Супермена» и «Хранители», Талл решил, что ситуация ему не по вкусу. Игры делались на скорую руку, и видно было, что Warner Bros. стремится не столько выпустить интересный продукт, сколько снять побольше сливок с кинопроектов, вне зависимости от их успеха в прокате. Так на свет появилось игровое подразделение Legendary, которое возглавила Кэти Врабек, экс-президент Activision Publishing, также работавшая в Electronic Arts. Образование этого департамента пришлось как нельзя кстати: к тому времени компания Томаса Талла уже внесла в список запланированных на будущее проектов экранизации таких игр, как Gears of War и, разумеется, Warcraft, поэтому непосредственный контакт с миром гейм-девелопмента кинематографистам был попросту необходим.
Концепт «Годзиллы»
Это была лишь первая попытка расширения Legendary Pictures. В 2010 году Талл осуществил ещё одну свою мечту: новое крыло компании занялось комиксами. Первой ласточкой стал новый графический роман Фрэнка Миллера «Священный ужас», вышедший в свет в 2011 году. Поскольку главный герой комикса сражался не с кем-нибудь там, а с организацией «Аль-Каида», произведение едва ли не сразу после публикации обвинили в антиисламской пропаганде, что тоже можно считать своего рода успехом: значит, история зацепила по-настоящему. К настоящему моменту Legendary Comics выпустили не так много продукции, но зато успели обзавестись собственным комикс-сериалом «Хроники Башни» (The Tower Chronicles), начавшим свой путь в прошлом году и уверенно продолжающим его в этом, а также выпустили историю в картинках по мотивам фильма «Тихоокеанский рубеж», рассказывающую, по традиции, о событиях, предшествующих тому, о чём будет само кино. Что касается основной своей деятельности, то ставку Legendary Pictures по-прежнему делала на нереальное и фантастическое: в 2010 году самыми кассовыми проектами компании оказались «Битва титанов» Луи Летерье и «Начало» Кристофера Нолана (сборы первого — почти $500 млн, второго — более $825 млн); эти две ленты удачно обрамлялись достаточно успешной комедией «Впритык» и отлично выстрелившим «Городом воров» Бена Аффлека. Картину портил только «Джона Хекс», которого, в конечном итоге, решили выпустить сразу для домашнего видео, и больших экранов фильм толком так и не увидел. В том же 2010 Талл снова вспомнил о своих давних, но так и не осуществившихся планах о правах на ремейки и сиквелы, и выкупил у Toho короля экранных чудовищ — Годзиллу. Вряд ли тогда он представлял себе, каким мучительным окажется процесс возвращения гигантского ящера в кинотеатры, и насколько тернистым окажется этот путь, но съемки фильма, к счастью, всё-таки стартовали, и долгожданные разрушение и смерть зубастый великан начнёт сеять в середине мая 2014 года.
В 2011-м Legendary продолжила расширение горизонтов и объявила о запуске Legendary Television. Управление новым департаментом поручили бывшему генеральному директору AMC Джереми Элису, а главным партнёром компании в этом вопросе снова стала студия Warner Bros., точнее, её телевизионное крыло. Талл не изменял себе и в этом случае: с малыми экранами он собирался работать точно так же, как и с большими, ориентируясь на фэнбой-аудиторию, состоящую, главным образом, из лиц мужского пола (хотя процент пола прекрасного при этом постоянно растёт, что не может не радовать). Сделка была заключена в январе 2011 года, но уже в конце августа 2012 представители обеих сторон сообщили общественности о прекращении совместной деятельности на телевизионном поле: Legendary Television была закрыта, так как за год компании не удалось добиться на этом поприще ничего вообще. Аналитики полагают, что всему виной упомянутый выше нестандартный подход, сработавший в большом кино, но совершенно не подходящий к специфике телебизнеса. Закрытие подразделения не означало, что Талл и его команда решили забыть о телевидении; планы покорить малые экраны у них остались, но сначала надо было придумать, как именно это сделать лучше всего.
Но это явилось не единственным новым поворотом в судьбе компании: в том же 2011 году Томас Талл двинулся на восток и объявил о создании Legendary East — департамента, главной задачей которого была работа в Китае. По своей сути это совместное предприятие, причём, Legendary принадлежало 40% новой кинокомпании, 10% — их китайским партнёрам Huayi Brothers International, а оставшаяся доля акций была выставлена на продажу с условием, что руководство LE может владеть не более 11% от этих 50%. Первоначально планировалось, что Legendary East будет ежегодно выпускать на китайской базе один-два англоязычных фильма, все прочие же будут считаться местной копродукцией и потому не будут попадать под установленные правительством Поднебесной ограничения: не более двадцати импортных картин в год с правом на долю в кассовых сборах. Даже более того: эти фильмы, считаясь фактически китайскими, имели право претендовать на более значительную долю бокс-офиса, нежели иностранное кино. Одной из первых англоязычных ласточек нового крыла компании должен был стать проект «Великая китайская стена*», однако в январе 2012 года партнёрство с Huayi Brothers International было расторгнуто, и Legendary East продолжило поиски нового местного партнера, с помощью которого могла бы создать в Китае сразу несколько тент-полов. Процесс затянулся более чем на год, но в конце мая 2013-го всё-таки увенчался успехом: компания подписала трёхлетний договор о совместном производстве кино с крупнейшим китайским производителем кинопродукции China Film Co. Для Legendary это был отличный способ освоить кинотеатральный рынок Китая, который, по данным MPAA, является топовой площадкой за пределами США: в 2012 году в Китае было продано билетов в кино на сумму в $2,7 млрд.
В Америке дела Legendary шли, на первый взгляд, более чем неплохо: провал «Запрещенного приема» всё того же Зака Снайдера быстро забылся после громкого успеха второй части «Мальчишника в Вегасе», а умеренно яростный «Гнев титанов» был безжалостно затоптан финальной частью нолановской трилогии о Тёмном Рыцаре, снова преодолевшей миллиардную планку. Затем кривая пошла немного вниз благодаря недотянувшему «Джеку — покорителю великанов» и оказавшемуся намного слабее предшественников третьему «Мальчишнику», но «Человек из стали» уверенно выправил положение: к настоящему моменту фильм наконец-то исправившегося Снайдера, в которого Томас Талл всегда искренне и всей душой верил, собрал почти $590 млн. И тут грянул гром: Legendary объявила о разрыве отношений с Warner Bros.
Отношения между компанией и мейджором начали портиться задолго до старта новой истории о Супермене, фактически — ещё во время грандиозного триумфа «Тёмного рыцаря»
Собственно, «гром» — это сказано очень громко. Отношения между компанией и мейджором начали портиться задолго до старта новой истории о Супермене, фактически — ещё во время грандиозного триумфа «Тёмного рыцаря». Фильм финансировался Legendary и WB пополам, поэтому половину гигантских сборов картины пришлось отдать Таллу и его команде. Джефф Робинов, руководивший студией последние семь лет, оказался между молотом и наковальней: с Таллом его связывали очень тёплые отношения, он доверял ему как кинематографисту, но желание вышестоящего начальства из Time Warner делать из проектов компании (особенно это касалось экранизаций комиксов DC) свою нераздельную собственность, финансируемую из своего кармана и, соответственно, отдающую в этот самый карман все прибыли, постоянно портило ему нервы. В июне 2013 года Робинов фактически плюнул на всё и принялся едва ли не в открытую искать новую работу. Для Legendary это означало одно: конец творческой свободе, потому что новое руководство студии непременно воспользуется тем, что разросшийся до восьмилетнего контракт с Таллом заканчивается, и предложит ему условия, удобные только для мейджора, но никак не для того, кто привык работать с режиссёрами, способными мыслить и действовать максимально самостоятельно. И Томас принялся искать для своего детища новый дом.
Поиски продлились недолго. В двадцатых числах июня 2013-го появились первые сообщения о том, что фаворитом в этой гонке, если её, конечно, можно так назвать, является корпорация Comcast, владеющая медиахолдингом NBCUniversal. 6 июля посыпались известия о том, что заключение договора не за горами, а 10-го об этом было объявлено официально: с начала 2014 года Legendary будет работать вместе со студией Universal. Под эгидой Warner Bros. остаётся «Тихоокеанский рубеж», на 75% профинансированный Legendary, как и «Годзилла», чьё пришествие состоится только в следующем году; вторая часть «300 спартанцев», которая выйдет раньше запланированного срока, не в августе 2014, а в марте, да еще «Седьмой сын» Сергея Бодрова. Судьба фантастического проекта «Кибер*» с Крисом Хемсвортом, который готовит Майкл Манн, а также ленты «Призрак*» (Spectral) — более мрачной и совсем не комедийной вариации на тему «Охотников за привидениями», которую, вероятнее всего, будет снимать Ник Матье, пока неясна, но, вероятно, эти картины уже будут сниматься под патронажем Universal. То же самое, думается, ждет и Warcraft, с которым также пока ничего толком не ясно: в одном из недавних интервью Томас Талл признался, что никто из тех, кому поручено работать над экранизацией этой культовой видеоигры, включая и его самого, понятия не имеет, с какой стороны подступиться к материалу и как сделать из всего этого кино. Работа над сценарием идёт, работа осторожная и скрупулёзная, но когда начнутся съёмки, никто сказать не может. Раньше 2016 года фильм, скорее всего, на свет не появится. А пока же можно поинтересоваться, каким же вышел плод совместного труда Legendary Entertainment и Гильермо дель Торо под названием «Тихоокеанский рубеж» — ещё одна мечта, осуществившаяся благодаря Томасу Таллу и его товарищам по оружию.
// Настоящее кино