На большие экраны выходит «Риддик» — фильм, на который Вин Дизель сделал главную ставку в своей кинокарьере. Мы решили вспомнить самые интересные факты о создании трилогии про преступника, которого разыскивают по всей галактике и освежить в памяти биографию того, которому мгла — лучшая подруга.В кромешной тьме
Риддик был придуман братьями-сценаристами Джимом и Кеном Уитами. Интересно, что по их оригинальной задумке этот персонаж должен был быть женщиной. Идею своей истории братья почерпнули в рассказе Айзека Азимова «Приход ночи» (Nightfall). Скрипт, получивший название Pitch Black («Черная дыра»), лег на стол продюсеру Тому Энгельману. Идея планеты, которая оживает по ночам и становится еще более суровой, чем прежде, привела его восторг, и он загорелся желанием превратить эту историю в фильм.
Дэвид Туи
К работе над лентой приступила компания Interscope Communications, а на должность постановщика пригласили сценариста и режиссера Дэвида Туи. Туи, уже работавший с фантастикой, также воспринял проект с энтузиазмом. Подойдя к вопросу со своей точкой зрения, он переписал сценарий, внеся в него ряд корректив (в частности, именно у него Риддик превратился в мужчину) и отшлифовав историю до того вида, который мы знаем сейчас.
Транспортный корабль терпит крушение на пустынной планете в системе трех звезд. Группа уцелевших, среди которых пилот Кэролайн Фрай (Рада Митчелл), мусульманин Имам (Кит Дэвид), прикидывающийся копом охотник за головами Уильям Джонс (Коул Хаузер) и, собственно, его пленник, беглый преступник Ричард Б. Риддик (Вин Дизель), ищут способ выбраться из этого негостеприимного места. Но вскоре выясняется, что даже с тремя солнцами на небе, день на этой планете не бесконечен. Раз в двадцать два года случается затмение, и тогда на волю вырываются кровожадные твари, пожирающие всё живое на своем пути. Таким образом, Риддик, обладающий способностью видеть в темноте, становится единственной надеждой людей на выживание.
Несмотря на то, что в «Черной дыре» Риддик подавался всего лишь как «один из...», именно он вытягивал на своих мощных плечах весь фильм. Матерый уголовник и профессиональный убийца, хладнокровный, прагматичный и невозмутимый, затмил собой всех прочих героев вместе взятых. Для Вина Дизеля эта роль стала настоящим прорывом в его актерской карьере. По задумке продюсеров, в конце картины Риддик должен был умереть, а потенциальный сиквел крутился бы вокруг героини Рады Митчелл, однако впоследствии их было решено поменять местами — уж больно колоритным, комплексным и самобытным вышел антигерой Дизеля.
Кадр из фильма «Черная дыра»
«Черная дыра» вышла в прокат 18 февраля 2000 года. Ее вообще не планировали выпускать на большой экран — студия готовила ей путь прямиком на рынок домашнего видео, но теплые отзывы зрителей во время тестовых просмотров заставили кинокомпанию поменять свое решение. Фильм с бюджетом в 23 млн долларов собрал по миру всего в два с небольшим раза больше (то есть едва окупился в прокате), но выход ленты на домашних носителях развил успех картины и принес студии вожделенную прибыль, что и позволило говорить о начале разработки продолжения.
Новые горизонты
Дэвид Туи видел в персонаже Риддика потенциал для большой франшизы и построения своей вселенной, подобной «Звездным войнам». Но в Universal посчитали, что замах режиссера на фильм с бюджетом в 50 миллионов долларов слишком велик, и решили обратиться к Дэвиду Хейтеру, ответственному за «Людей Икс 2»: он предложил сделать приквел «Черной дыры» с теми же самыми сюжетными ходами, что не очень понравилось продюсерам. Вслед за Хейтером последовало общение с Акивой Голдсманом, который переписал всё с нуля и перенес действие на некую разумную планету. Этот вариант с экологическим подтекстом также не очень впечатлил боссов Universal.
Время шло, гонорары Вина Дизеля после успеха «Форсажа» и «Трех иксов» росли, а правильного сценария так и не было найдено. Но и Дэвид Туи все эти годы не сидел без дела и разрабатывал свою идею персонажа Риддика, которая выросла в нечто мегалическое, берущее свои корни во «Властелине колец» и «Безумном Максе». Остановить фантазию режиссера было невозможно, а ковать железо надо, пока оно еще было горячо. Студия дала производству зеленый свет, но, кажется, в этот момент студийные боссы уже пожалели, что не согласились на первоначальную идею Туи.
«Хроники Риддика» оказались тем, к чему никто — ни поклонники «Черной дыры», ни обычные кинозрители, ни пресса, — оказались не готовы. Туи наслаждался данной ему властью и бюджетом. Перед зрителями распахнулся целый мир, мрачный и грязный, но очень своеобразный — этакая помесь средневековья и высоких технологий. Риддик превратился из просто абстрактного антигероя из ниоткуда в персонажа куда более глубокого и даже таинственного. Оказалось, что он — один из немногих уцелевших обитателей планеты Фурия, по которой некогда огнем и мечом прошлись некромонгеры — военный культ, поклоняющийся смерти и уничтожающий целые миры в ее честь. Теперь, следуя предназначению мистических Элементалов, он должен остановить угрозу всему сущему и восстановить равновесие во Вселенной.
Джуди Денч сыграла роль представительницы расы Элементалов по имени Аэреон. Вин Дизель настолько хотел поработать именно с ней, что заставил сценаристов переписать персонажа под женский образ, а также каждый день заваливал цветами гримерку мисс Денч, пока та, наконец, не согласилась.
Новые места, новые герои, новые сюжетные повороты — фильм вываливал на зрителя целую массу информации, словно из рога изобилия. Переварить ее, к сожалению, удалось далеко не всем. Критики буквально вкатали фильм в асфальт, а зрители добили его окончательно — при затратах на производство в 105 млн долларов обратно создателям вернулось всего 115. Для столь самобытной франшизы это оказалось сродни приговору.
В попытке как-то подогреть интерес с проваливающемуся в тартарары релизу, вслед за фильмом сразу на DVD вышла анимационная короткометражка «Хроники Риддика: Темная ярость». Она служила сюжетным мостиком между первой и второй картинами. В ней наш уголовник вместе с выжившими после событий «Черной дыры» Джеки и Имамом оказывался на корабле, леди-капитан которого коллекционировала замороженных преступников. Естественно, Риддику мысль стать жемчужиной такой коллекции совсем не понравилась.
The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena
Нельзя не отметить, что Вин Дизель всегда был большим поклонником игр (причем как компьютерных, так и настольных). Плодом такой любви стала собственная студия-разработчик Вина, Tigon Studio, первым же проектом которой (совместно со Starbreeze Studios) стал экшн от первого лица The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher's Bay, вышедший летом 2004-го. Дизель снова сыграл титульного персонажа. Сюжетно игра являлась приквелом «Черной дыры» и рассказывала о побеге Риддика из «Бухты мясника», одной из самых суровых тюрем в галактике. Кроме того, она раскрывала правду относительно того, откуда у Риддика взялось его знаменитое ночное зрение — это не результат операции, а наследие его народа. В 2009-м игра была переиздана, а также вышло ее продолжение Assault on Dark Athena, в которой Риддик и Джонс попадали в плен к наемникам-работорговцам на огромном дредноуте «Черная Афина».
Обе игры были крайне тепло встречены общественностью, но, к сожалению, общей печальной ситуации это исправить не могло. Кассовый провал «Хроник Риддика» стал поводом для того, чтобы студия Universal положила франшизу в долгий ящик без намерений когда-либо к ней возвращаться. Казалось бы, вот он, конец...
Держаться корней
Но, вопреки всем печальным предпосылкам, Риддика никто не забыл. Прекрасно осознавая, что в Universal не намерены более возиться с фильмами о Ричарде Риддике, Дизель согласился на камео в «Форсаже 3» в обмен за право выкупить права на своего персонажа.
С тех пор прошло немало лет. В воздухе постоянно витали слухи о полновесной третьей части. Сами Туи и Дизель нередко заявляли, что очень любят тему Риддика и жаждут к ней вернуться, несмотря ни на что. При этом режиссер отмечал, что у нового фильма не будет большого бюджета (что вполне ожидаемо), и что это будет независимое кино. Студия Universal Pictures сохранила за собой права на распространение картины, однако все остальные заботы ложились целиком на плечи создателей. Те, впрочем, были готовы на всё ради фильма. Вин Дизель позже рассказывал, что ему пришлось заложить собственный дом, чтобы вложиться в сорокамиллионный проект. Звучало всё это, как минимум, интригующе.
Кадр из фильма «Риддик»
Следующие несколько лет Дизель не давал интересу фанатов угаснуть, подогревая их его записями в Facebook’е, но первый по-настоящему весомый аргумент в пользу реальности «Риддика» появился лишь в конце 2009-го года — Дэвид Туи закончил работу над сценарием.
Режиссер сдержал свое слово, отказавшись от размаха «Хроник Риддика» в пользу куда более скромной и личной истории, как то было в «Черной дыре». Вся тема с маршальством Риддика у некромонгеров сворачивалась в самом начале, уступая место классической схеме «охотник-жертва» в антураже пустынной планеты с природными катаклизмами и злобными чудовищами. По большому счету, Туи затевал этакий вольный ремейк «Черной дыры», разве что вместо уцелевшего экипажа замаячили наемники. И пусть это выглядело как шаг назад, зато фильм снова обрел рейтинг R (у «Хроник Риддика» был «детский» PG-13), обещающий должный градус суровости.
Для работы над лентой Туи снова собрал команду, уже работавшую над предыдущими частями франшизы: оператор Дэвид Эггби, композитор Грэм Ревелл, монтажер Трейси Адамс и другие. Также постепенно подбирался и актерский состав. Хорди Молла и Мэтт Нэйбл приняли предложение возглавить на экране две конкурирующие группы наемников, охотящихся за головой Риддика. Кэти Сэкхофф согласилась перевоплотиться в сильную, волевую воительницу, этакий аналог Эллен Рипли. А из прошлого фильма в триквел перекочевал лорд-некромонгер Ваако в исполнении Карла Урбана. К слову, в режиссерской версии, которая будет примерно на восемь минут длиннее театральной, планируется уделить особое внимание именно его персонажу.
Из-за проблем с финансированием работа над картиной проходила совсем не так гладко, как хотелось бы. Так, в октябре 2011-го производство вообще было прекращено, а для бригады были перекрыт доступ в павильоны монреальской студии. Причиной тому послужила крупная задолженность компании Вина Дизеля One Race Films. Впрочем, через месяц создателям удалось урегулировать этот вопрос, и в декабре работа продолжилась.
Вин Дизель в фильме «Риддик»
Непосредственно съемки стартовали в январе 2012 года и продолжались 47 дней в локациях Новой Зеландии и в Белой Пустыне, что в Египте. Дэвид Туи рассказывал, что крутиться всем приходилось, как белкам в колесе, поспевая быть везде и делать всё. Отдельной темой стала конвертация картины в IMAX. Задача не из простых: Туи и Эггби снимали «Риддика» в широкоэкранном формате 2.40:1, тогда как «родной» формат IMAX — 1.09:1. Поэтому режиссеру пришлось вручную изменять размер каждого кадра для всех необходимых сцен, благо, что съемка на «цифру» вместо пленки позволила это сделать. Что до 3D, то Туи посчитал его «не настолько крутым, как экран семидесяти футов в высоту», и потому решил просто отказаться от него.
Уверенности в том, что картину, как минимум, увидят за пределами киностудии, добавило и то, что Lionsgate International взяли на себя заботы по международным продажам ленты (а в возможностях дистрибуции этого канадского киногиганта последние годы уже никто не сомневается). Да и Universal, имевшие право «первой ночи», увидев результат работы Туи над проектом, взяли на себя дистрибуцию картины на территории США.
Взгляд в будущее
Вера Вина Дизеля в свой проект (а также опасение остаться бездомным с женой и двумя детьми на руках), побуждала его день за днем подогревать интерес к картине. Аккаунт актера в Facebook (а он насчитывает 47 миллионов подписчиков — больше только у Уилла Смита) пестрел фотографиями со съемок, концептами и кадрами из фильма — всё для того, чтобы не дать своим верным поклонникам забыть, что его Риддик скоро вернется.
Еще на ранних этапах работы над «Риддиком» Туи и Дизель рассказывали, что у них есть планы еще на два продолжения, которые в итоге всё же приведут героя на его родную планету. В этом плане выходящий фильм видится даже не столько продолжением, сколько попыткой начать всё еще раз. Если картину ждет финансовый успех (а первые данные по сборам позволяют предположить, что создатели, как минимум, окажутся не в убытке), то впереди нас ждет четвертая часть, вновь более масштабная и снова, возможно, с присутствием некромонгеров. Тут впору бы вспомнить поговорку про снаряд, воронку и два раза... Хотя, зная натуру Туи, ожидать можно чего угодно.
// Настоящее кино