Этот сериал настолько не вписывался в привычные для успешных шоу рамки, что канал NBC выпустил его на территории США крайне осторожно: практически без маркетинга, в период летнего межсезонья. Что тут скажешь, «Пересекая черту» за океаном провалился. Но вот странное дело: сериал собрал отличные рейтинги в Европе и Азии, его продали в 180 стран и, как ожидалось, продлили на второй сезон.
Итак, о чем тут речь. Уильям Фихтнер играет бывшего нью-йоркского копа Карла Хикмэна. Из-за травмы руки он больше не может держать ни ручку, ни оружие. Он подсел на морфий, плохое настроение и работает мусорщиком на карнавале в Голландии (такой типичный коп с BBC или ITV). Старый приятель Луис Даниэль (Марк Лавуан) зовет его поработать в отряде суперполицейских из Международного Уголовного Суда, который расследует преступления, совершенные на территории разных стран. Кстати, в реальности Суд криминалом не занимается, но похожий отдел есть при Совете Безопасности ООН. Карл, от нечего делать, соглашается.
В отряде — семеро смелых. Два француза, два американца, итальянка (Габриэлла Пессион, «Уилфред»), немец (Том Влашиха, «Игра престолов») и ирландец (Ричард Флуд, «Титаник: Кровь и сталь»). Все роли поделены, как в большинстве киношных команд: есть специалист по мафии, есть главный по оружию, есть мастер гаджетов. И есть — учитель, Дональд Сазерленд в роли многозначительного Дорна. В первых сериях он выглядит типичным «свадебным генералом», который ходит из угла в угол и умничает по любому поводу.
Шенген принес немало хорошего — границы стерлись, торговля и путешествия стали проще. Глобализация проникла и в преступный мир. Бандиты оказались будто в заповеднике — украл в одной стране, спрятался в другой. Прикрыли один канал наркотрафика — потоки можно перенаправить через другие страны. Невольно задумаешься: неужели в Европе действительно нет интернациональной полиции?
Героями сериала движет понятное чувство — сделать Европу безопаснее. И личные драмы, конечно же. Карл ищет возможность справиться с недугом, наркотиками и вернуться в строй, Луис расследует гибель сына от рук русского маньяка. За каждым героем — серьезная, продуманная история. На официальном сайте биографии персонажей не умещаются на одной странице. Да и масштабные сюжеты не вписываются в привычный сериальный час — в первом сезоне целых три сдвоенных серии, представляющие собой качественное и яркое действие.
Серии нашпигованы интригами и экшном, сюжеты закручены на фоне привычных для европейцев (и экзотичных для остальных) пейзажей. Интересно наблюдать не только за расследованиями, но и за становлением нового отдела, за тем, как складывается команда, как молодые сотрудники зажигают искру в разочарованных «стариках». Все они оставили привычную жизнь ради работы, и кроме друзей-коллег у них никого нет. Носятся по всей Европе, сутками выслеживая негодяев. Наблюдать за этими трудоголиками — одно удовольствие. Тем более, что оснащен отряд совершенно фантастическими устройствами — например, трехмерный сканер, который позволяет воссоздать картину преступления в виде масштабируемой объемной голограммы.
Что же до неудачи в США, то NBC лишь транслировала этот детективный сериал. А в остальном — он полностью европейский: от режиссеров и сценаристов до локейшенов и большинства актеров. А в качестве продакшн-студий выступили чехи, немцы и французы. В общем, отличный нестыдный европейский сериал, четко рассчитанный на международную аудиторию. Впрочем, тотальная англоязычность (даже польский гаишник говорит по-английски) оставляет привкус некого «спагетти-детектива». Актеры второго плана тоже не дотягивают до основного состава, причем катастрофически. Кривляются, переигрывают. Всё это лишает сериал цельности, свойственной американским конкурентам. Но то, что хорошие сериалы могу порой объединять Европу — это отличный тренд. Пусть даже это и делается ради увеличения бюджетов.
// Настоящее кино