Интервью с режиссером Гэвином Худом о фильме «Игра Эндера»
автор Борис Новиков, Александр Голубчиков | источник Filmz.ru | 07.11.2013
Режиссер Гэвин Худ побывал в Москве в рамках промо своего нового фильма «Игра Эндера». Мы встретились с ним, чтобы узнать не только о том, как его занесло в этот проект, но выяснить его мнение по поводу того, как сейчас обстоят дела с фильмами, предназначенными исключительно для подростков.
— Первый вопрос будет немного гиковским.
— Отлично! — Я знаю, что первая версия сценария долгое время пребывала в производственном аду. Первым, кто начал действительно что-то делать с этим фильмом, был Вольфганг Петерсен. Как вы нашли этот сценарий? Или как он нашёл вас?
— Очень хороший вопрос, знаете ли. Насчёт Вольфганга Петерсена: я никогда с ним не встречался, но он проделал потрясающую работу, когда вместе со сценаристами работал над проектом у Warner Bros. В какой-то момент, по неизвестным причинам, они решили прекратить разработку. Я не знал об этом, когда занялся этой картиной. Я просто искал книгу, чтобы снять по ней фильм. Я хотел сделать что-то для своих детей, у меня их двое, мальчик и девочка, и мне нужно было такое кино, которое можно смотреть всей семьёй. Оно должно быть весёлым, но при этом чтобы его можно было обсудить, чтобы в нём были какие-то интересные идеи. Я много читал, раздумывал, чем заняться, и мой агент предложил мне прочесть эту книгу. Это было пять лет назад. Я прочёл и подумал: «Ого! Мне эта книга очень нравится! У кого на неё права, кто ей занимается?» Мне сказали, что раньше права были у Warner Bros., но теперь они у маленькой компании OddLot, и они как раз ищут сценариста. Мол, хочешь встретиться с ними, хочешь заняться этой книгой? Я сказал: «Конечно!» — и прочитал её ещё раз. Наметил в общих чертах, каким именно образом можно оставаться верным её духу, темам и идеям, в ней высказанным, в кинематографической форме, ведь это совсем другой язык. Как сохранить впечатления от книги, пользуясь другими инструментами?
В общем, я дождался собеседования с правообладателями. «Здрасьте, меня зовут Гэвин, и я хотел бы экранизировать эту книгу вот таким способом». И на следующий день мне сказали, что мой подход их устраивает, и что они хотят со мной работать. Вскоре я приступил к работе, а потом мне рассказали о том, что было до меня, и я подумал: «Боже мой, вот я попал! Можно же так опозориться!» В общем, мне потребовалось больше года, чтобы написать сценарий. Мне, наверное, повезло. Я изначально решил, что наилучший способ передать то, что чувствует на протяжении всей истории главный герой, — это всё время быть рядом с ним. В книге были замечательные главы, в которых рассказывалось о брате и сестре Эндера, но без его участия. Когда они все вместе, это есть в фильме, но от фрагментов, когда они порознь, мне пришлось отказаться в пользу истории Эндера. Я хотел придерживаться его истории, потому что это все-таки «Игра Эндера». Мне это казалось хорошим вариантом, но другие люди полагали, что нужно побольше интриги, и в результате стало, как мне кажется, совершенно непонятно, на чьей же истории нам следует сосредоточить своё внимание в двухчасовой картине. И я настоял на своём, и, кажется, смог повлиять на продюсеров. Надеюсь, и зрители со мной согласятся. Очень надеюсь.
Гэвин Худ и Эйса Баттерфилд на съемках «Игры Эндера»
— Вы говорили, что на начальном этапе работы над сценарием, когда шли поиски студии, готовой заняться фильмом, один из студийных боссов спросил…
— «Почему он не надаёт пришельцам по шее?» Хотите, чтобы я рассказал эту историю? — Да, и расскажите, что вы на это ответили.
— Мы работали над сценарием, очень гордились тем, что он такой непростой, с сюжетным поворотом, что и зрелищности хватает — есть крутая батальная сцена, но при этом и отличные персонажи. Начали предлагать сценарий студиям. В одной из этих студий прочитали сценарий, и один из ее руководителей мне сказало: «Слушайте, мне всё нравится, нравится сама идея — вторжение пришельцев, с которыми сражается маленький мальчик, но… Но на кой нужны все эти моральные тонкости, внутренняя борьба? Почему он просто на надаёт пришельцам по шее? Эти фильмы только так имеют успех». И я такой: «Ё-моё…» Но мне повезло. Я уже готовился воевать с продюсерами, потому что это вообще ни в какие ворота, но они высказались раньше меня. Боб Орси, Джиджи Прицкер, Линда МакДоноу сказали сразу: «С ними мы работать не будем. Мы все любим книгу, её идеи, и должны их сохранить. Будем добывать деньги без студий». На это потребовалось время. Бывало, я думал, что мы никогда не снимем этот фильм. Но что было здорово: я сделал короткий 45-тисекундный тизер, у меня был сценарий, и мы разослали это всё дистрибьюторам, включая и российских, и французских, и немецких с английскими. И многие страны купили фильм заранее и дали нам средства, на которые мы его и сняли. Я очень надеюсь, что всё получилось, что мы не подведём российского дистрибьютора, потому что он рискнул деньгами на этом проекте. Это здорово — представлять наш фильм здесь, в Москве. Наш российский дистрибьютор присоединился к проекту два с половиной года назад, ждать пришлось долго. Им-то фильм понравился, что, конечно, радует.
(Организаторы интервью сообщают, что время вышло.)
— Давайте ещё один вопрос. Вы же последний? — А можно два вопроса?
— Давайте сделаем два. — Один короткий, а один…
— Один очень маленький, а второй ну прямо простыня! Давайте. — Как вы думаете, почему сейчас снимают так немного фантастики и фэнтези только для подростков? Большинство таких фильмов либо для семейной аудитории, либо совсем для детей, как сказки, например, а прочее делается уже для старших возрастов.
— Да, вы правильно говорите, я с вами как отец соглашусь. Существует пустая ниша для молодой, но уже умственно развитой аудитории. Я надеюсь, что «Игра Эндера» зацепит юных зрителей, что они смогут проассоциировать себя с Эйсой Баттерфилдом и Хейли Стейнфилд, нашими чудесными молодыми актёрами. Но я надеюсь, что и поколение постарше тоже посмотрит фильм, пойдя на Харрисона Форда или сэра Бена Кингсли. Или они просто вспомнят о своём собственном детстве. Я, например, когда прочёл книгу, всё думал, чем же она меня цепляет? А я пошёл служить в армию, когда мне было семнадцать, оказался далеко от дома, вдали от родных, в меня стреляли, меня заставляли проявлять агрессию, вонзать штык в манекен, и хвалили меня за это. Всё дело в интересных темах. Молодёжь наша умна и способна стать ещё умнее, если помогать им в этом, говорить с ней на интересные темы. Фильмы, которые делают для них, где есть только плохие и хорошие, очень глупы, да и к чему они? Я бы хотел показать своим детям большой, красивый, весёлый, зрелищный фильм с битвами, с космосом, но при этом ещё и с душой, с крепкими персонажами, чуть посложнее, чем другие, но которые будут ближе к нашей реальности. Надеюсь, у нас это получилось. Это фильм для молодёжи, для умственной развитой, по моему мнению, молодёжи.
Эйса Баттерфилд и Харрисон Форд в фильме «Игра Эндера»
— И последний вопрос. Что такое, по-вашему, настоящее кино?
— Это прекрасный вопрос, чтобы на него ответить, надо быть философом, а я всего лишь режиссёр. Отвечу, конечно. Кино, как и любой вид повествовательного искусства, это возможность для каждого из нас побывать в мире, увиденном кем-то другим, представить себя в иной вселенной. И в процессе мы начинаем понимать, что у нас, у людей, куда больше общего друг с другом, чем нам кажется. Неважно, русские мы, южноафриканцы, британцы или американцы. Люди с древнейших времён и до времён будущих всегда обладали и будут обладать одними и теми же эмоциями. У нас есть технологии, мы говорим на разных языках, но что нам всем нужно? Нам нужна любовь. Мы огорчаемся, если нас предают. Мы чувствуем ревность, гнев, печаль, и благодаря повествовательному искусству мы узнаём о собственной человечности. Кинематограф — это прекрасный инструмент, это новая современная форма повествования. — Большое спасибо!
— Вам спасибо!
Для отправки комментария необходимо зайти на сайт под своим именем. Введите ваши данные в соответствующие поля ниже. Если у вас ещё нет логина и пароля, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
E-mail:
Пароль:
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).
За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.