На лондонской премьере фильма «Капитан Филлипс» мы пообщались с режиссером Полом Гринграссом, расспросив его о настоящем капитане Филлипсе и настоящих сомалийцах.
— Вы помните тот момент, когда впервые услышали об истории с капитаном Филлипсом? Вы о нем узнали из телевизора, из газеты? Что вы тогда подумали об этом?
— Честно говоря, я ничего о нем не знал, пока не прочитал сценарий. Что-то я наверняка слышал, какое-то воспоминание осталось, но тогда я не помнил, чтобы я что-то видел или читал об этом. В каком-то смысле это было даже хорошо, потому что я мог взглянуть на эту историю свежим взглядом, и это, наверное, помогло мне принять решение. — А вы знакомы с капитаном Филлипсом лично?
— Да, конечно. — Что он думает по поводу фильма?
— Я показал ему фильм не так давно, в конце весны, и ему понравилось. Думаю, впечатление было даже несколько чересчур сильным. А его жена так вообще плакала. Но думаю, он гордится тем, что фильм снят. Наверное, когда придет время, он сам об этом расскажет.
Том Хэнкс в роли капитана Филлипса
— Во время просмотра фильма я был очень впечатлен работой актеров, игравших пиратов. Где вы нашли этих парней?
— Молодых сомалийцев? — Да.
— Я хотел, чтобы сомалийцев играли сомалийцы, и решил искать их в европейских или американских сообществах сомалийцев, среди молодых людей, которые могли заниматься актерством в школе или колледже, юношей, которые не были профессиональными актерами. Мы организовали открытый кастинг в актерской школе в Миннеаполисе, где проживает самое большое в США сообщество сомалийцев. На пробы пришло около восьми сотен людей. Пришлось отсмотреть много народу. А эти четверо парней, которые сыграли пиратов, пришли на пробы вместе, поскольку были друзьями. Я помню, что, когда увидел их, то подумал: «В них есть что-то такое особенное». Они одарены от природы, но, кроме того, они весьма умны и очень дисциплинированы, но, что важнее всего, они хотели говорить о Сомали, хотели говорить о своей стране и говорить о ней правду. Мне кажется, что им это удалось.
Настоящие сомалийцы
— Обычно вы, снимая кино, смешиваете разные жанры. Например, вы можете смешать серьезную социальную драму с боевиком. Тяжело работать сразу для двух противоположных целевых аудиторий?
— Я не думаю, что целевые аудитории такие уж разные. Мне кажется, если ты хочешь, чтобы на твой фильм шли, нужно относиться к зрителю уважительно, дать ему что-то такое, на что он потратит свое время и не пожалеет об этом. Нужно дать ему что-то кинематографичное. Надо рассказать историю понятным языком, надо показать убедительных персонажей, предоставить шанс пережить некий эмоциональный опыт. Если ты сможешь дать всё это сразу, и при этом зритель узнает в твоем фильме реальность, он пойдет в кино. Конечно, это тоже не однозначно, никогда не знаешь, пойдет он или нет, пока фильм не выйдет, но надежда будет.
— И, видимо, последний вопрос: расскажите немного о вашем следующем проекте. Я имею в виду фильм с Джорджем Клуни по сценарию Криса Террио.
— Крис Террио пишет сценарий, работа, вроде, спорится. Я, правда, сомневаюсь, что это будет именно следующий мой фильм, загадывать сложно. Действие разворачивается в Нью-Йорке, а в целом это будет что-то вроде кино про гангстеров. Я никогда не снимал гангстерских фильмов, а очень хочется.