|
|
Через тернии к звездам. Как создавался сценарий «Звездных войн»автор Кирилл Размыслович«Уникальный», «культовый», «феномен», «фильм поколения» — это лишь часть эпитетов, которые обычно можно встретить в описаниях, посвященных легендарной ленте Джорджа Лукаса, вышедшей на экраны в далеком 1977 году. Разумеется, фильмов, которые бы нравились всем не бывает, и «Звездные войны» не исключение. Но вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что картина Лукаса оказала огромнейшее влияние как на сам западный кинематограф, вместе с «Челюстями» фактически создав нынешнюю блокбастерную систему, так и на всю современную поп-культуру. Более того, само словосочетания «Звездные войны» уже давно не относится только к фильмам — это целая многомиллиардная индустрия, включающая в себя компьютерные игры, комиксы, анимационные сериалы, книги и многое другое. Но самое главное, без чего всё это было бы невозможно — это миллионы преданных поклонников, верящих в созданную Лукасом вселенную, покупающих тематические продукты, во время переписи населения вписывающие слово джедаизм в графу «вероисповедание», и в данный момент так пристально следящих за всеми слухами и новостями о седьмом эпизоде саги. Журнал Уиллса
Сейчас это кажется забавным, но вся история появления на свет «Звездных воин» представляла собой по сути один сплошной путь в неизвестность. У Джорджа Лукаса никогда не было продуманного плана того, как перевернуть кинематограф. Да, он с юношеских лет хотел сделать свою космооперу, что-то в духе «Флэша Гордона», права на которого он в свое время пытался безрезультатно выкупить, и у него было много разнообразных идей и сюжетных задумок. Проблема заключалась в том, что Лукас не знал, как соединить эти кусочки мозаики воедино и создать цельную историю. Потому он начал с самых основ. Лукас стал собирать и записывать все самые странные и экзотические имена и названия, которые только мог найти, и перетасовывать их, образуя разные фрагменты, которые он затем пытался свести в единое повествование. Первым пробным камнем стал написанный сорок лет назад, в январе 1973 года, маленький двухстраничный документ, получивший название «Журнал Уиллса». Он состоял из двух частей и начинался со следующей фразы: «Это История Мэйса Уинду, преподобного джедай-бенду с планеты Офучи, рассказанная нам Чуи Два Торпом, учеником-падаваном великого джедая». Первая часть документа рассказывала нам о Чуи Торпе, отцом которого был Хан Дардел Торп, главный пилот прославленного крейсера «Тарнак». В возрасте шестнадцати лет, Чуи поступил в межпланетную академию, где начал обучение на джедая-храмовника и стал учеником Мэйса Уинду — военного советника Председателя Альянса независимых систем. Но завистники и недоброжелатели испугались того, что Уинду станет могущественнее, чем лидер Галактической империи, и организовали против него заговор. Уинду пришлось уйти со своего поста, и Чуи решил последовать за своим учителем. Действие второй части разворачивалось спустя четыре года. Уинду и Чуи охраняют важный груз, который доставляется на планету Явин. Там их находит курьер, посланный самим Председателем Альянса, после чего Уинду и Чуи отправляются на пустынную планету Йоширо, где и начинается их величайшее приключение. На этом текст обрывался. Планета Явин (рисунок Ральфа МакКуорри)
Это не было ни сценарием, ни тритментом, ни даже синопсисом, но первый шаг был сделан. Лукас продолжил смешивать имена, и постепенно у него начал выкристаллизовываться тот самый странный мир, соединявший в себе элементы комиксов, бульварного чтива и космооперы, который он так хотел создать. Синопсис
Следующим шагом стал датированный апрелем 1973 года 13-страничный синопсис (в принципе, его правильнее было бы назвать тритментом) под названием «Звездные войны». 33 столетие. По всей галактике полыхает пламя гражданской войны. Принцесса из мятежного клана вместе со своей сокровищницей и прислугой пытается пересечь контролируемую Империей территорию и достичь безопасной планеты Офучи. Управляющий Империей Сюзерен узнаёт об этом, и его флот устраивает космическому кораблю принцессы ловушку возле зелено-голубой планеты Аквила. Драка в кантине (рисунок Ральфа МакКуорри)
Но имперские агенты узнают про план Скайуокера и устраивают засаду на территории космопорта. После перестрелки повстанцы угоняют первый попавшийся транспортный корабль. Начинается космическая погоня — имперские истребители преследуют героев по всей галактике, пока, наконец, их поврежденный корабль не падает на планете Явин, которую населяют огромные, покрытые шерстью аборигены, использующие для передвижения неких птицеподобных существ. Эти существа окружают выживших, и Скайуокеру приходится принять вызов и сразиться с их лидером. Как можно заметить, для своей первой истории Лукас взял очень много элементов из ленты «Скрытая крепость» — и вряд ли кто-то удивится, узнав, что режиссер даже планировал выкупить права на ее ремейк. Дальнейшие переписывания, конечно, изменили очень многое, но всё же можно сказать, что фильм Акиры Куросавы определенно являлся одним из важнейших источников вдохновения для создания саги. В мае 1973 года Лукас показал свой синопсис студии United Artists. Та оценила бюджет планируемого фильм в три миллиона долларов, после чего отказалась от такого странного и дорогостоящего проекта. Следующей студией, которой Лукас предложил свой материал, стала «Юниверсал» — и снова его ждал отказ. Наконец, предложением Лукаса заинтересовался глава студии «20 Век Фокс» Алан Лэдд-мл. Интересно, что он тоже достаточно скептически отнесся к самой идее фильма, но поверил в талант Лукаса и потому выделил ему 150 000 долларов (как позже сказал сам Лукас, «он инвестировал не в фильм, а в меня»), чтобы тот написал полноценный сценарий и затем поставил фильм. На то, чтобы перейти от синопсиса к сценарию, Лукасу потребовался год. В мае 1974 года он представил так называемый «черновой сценарий». Черновой сценарий
Из открывающего текста мы узнаём, что на протяжении ста тысяч лет джедаи-бенду были самыми бесстрашными воинами во всей вселенной. С их помощью Империя завоевала бесчисленное количество миров. Но после образования Новой империи и Великого восстания, рыцари ситхи уничтожили практически всех джедаев. Ранний дизайн роботов (рисунок Ральфа МакКуорри)
В качестве платы за помощь аквиланцы должны в прямом смысле слова пожертвовать своими лучшими умами — сопровождающий принцессу генерал Скайуокер передаст им сохраненные сознания тридцати ученых планеты, чьи тела после операции по извлечению разума уничтожаются, чтобы они не достались Империи. Такой была самая первая версия сценария «Звездных войн». Она всё еще весьма сильно отличалась от всем известного фильма, но ее сюжет уже стал к нему чуточку ближе. Были намечены основные сюжетные линии, и, как можно заметить, несколько идей чернового сценария Лукас использовал в дальнейших частях саги. Так эпизод с астероидным полем попал в пятый эпизод, осада имперской базы и ее захват с использованием угнанного танка вошли в шестой эпизод, а подсюжет с находящейся в блокаде независимой системой очень напоминает завязку первого эпизода. Наверное, нет смысла подробно останавливаться на недостатках этой версии — само ее название свидетельствует о том, что это лишь черновик. В ней есть откровенно схематично обозначенные персонажи, хватает мелких эпизодов, которые, вероятно, должны были продемонстрировать размах созданной Лукасом вселенной, но при этом никак не влияют на сюжет, и в ней слишком много слабомотивированных сюжетных ходов, вроде вообще ничем не объясненного перехода ситха на сторону джедаев. Стоит отметить еще пару любопытных фактов из этого сценария. Например, столица Империи в этой работе представала в виде ослепительно сверкающего города, возвышающегося над атмосферой Альдераана на платформе, установленной на башне, чье основание скрыто от наблюдателя облаками (внешний вид этой конструкции сравнивается с грибом). Позже эта концепция трансформировалась в Облачный Город из пятого эпизода. В сценарии также можно найти почти все имена, которые так или иначе затем использовались в трилогии, но, как правило, абсолютно в другом качестве: так, Биггс — это один из королевских отпрысков, Таркин — сенатор всего с одной репликой, а Антилес — космический торговец, которого можно увидеть в баре на Альдераане. Столица Империи (рисунок Ральфа МакКуорри)
Интересно также то, что в этой версии концепция Силы еще толком не проработана: джедаи и ситхи — это, по сути, просто отлично тренированные воины, и что именно дает им владение Силой нам не поясняют. Кроме того, световой (в сценарии он назван лазерным) меч является стандартным вооружением всех имперских солдат, а не отличительным атрибутом владеющих Силой воинов. В июле 1974 года Лукас представил новый драфт, который известен как «первый сценарий». В сущности, это всё тот же черновой сценарий, с парой косметических отличий. Основная разница между ними заключается в том, что Лукас по известной только ему причине зачем-то поменял большую часть названий и имена персонажей. Вот лишь некоторые примеры: • 18-летний Анникин Старкиллер превратился в 16-летнего Джастина Валора. Интересно, что на основе первого сценария «Звездных войн» совсем недавно был выпущен комикс, что, пожалуй, в очередной раз доказывает, каким же воистину огромным культурным феноменом является созданная Лукасом сага, если даже ее альтернативные сценарии находят свою аудиторию. Приключения Старкиллера. Эпизод 1. Звездные Войны
Второй сценарий «Звездных войн», датированный 28 января 1975 года и снабженный указанным выше замысловатым заголовком, стал важной вехой в истории проекта. Во-первых, его сюжет был уже куда ближе к итоговому фильму. Во-вторых, для создания облика персонажей и пейзажей планет Лукас нанял художника Ральфа МакКуорри. Рисунки МакКуорри во многом заложили основу для визуального стиля картины (можно только гадать, как выглядела бы франшиза, обратись Лукас к другому автору) и они очень помогли режиссеру во время презентации сценария руководству студии, раздумывающего над тем, не прикрыть ли сомнительный проект. «Во времена величайшего отчаяния придет спаситель, и он будет известен как: сын Солнц». Поединок Деака и Дарта Вейдера (рисунок Ральфа МакКуорри)
Тут стоит сделать небольшое отступление и отметить, что концепция Силы в этом сценарии, пусть и стала ближе к тому, что получилось в итоговом фильме, но всё еще с ней не совпадает. Светлая сторона Силы называлась Ашла, темная — силой Богана. Не только джедаи, но и обычные люди могли чувствовать колебания в Силе, причем сила Богана позволяла ее обладателю ломать дух противника, заставляла его сложить оружие и сдаться. Первый дизайн повстанческих истребителей
«И тысячи новых систем присоединились к восстанию, пошатнув всю империю. Имя Старкиллера снова стало вселять ужас в сердца рыцарей ситхов, но прежде его сыновьям пришлось пройти через множество испытаний… самым трудным из которых стало похищение семьи Оуэна Ларса и поиски Принцессы Ондоса». Стоит добавить, что когда эта версия сценария была готова, Лукас посчитал, что сюжету недостает женского персонажа и раздумывал над тем, чтобы поменять пол главного героя на женский. Были даже сделаны скетчи и наброски — но в дальнейшем Лукас отказался от этой идеи. Как бы то ни было, но переделанный сценарий и великолепные рисунки МакКуорри сыграли свою роль — Лукасу удалось окончательно убедить студию дать зеленый свет проекту, на который был выделен бюджет в 8 250 000 долларов. Впрочем, студийные чиновники всё равно особо не надеялись на большие сборы и потому, чтобы максимально сократить издержки, согласились оставить за Лукасом все права на персонажей и 40% от кассовых сборов ленты, получив взамен урезание его режиссерского гонорара. Интересно, как сложилась бы судьба франшизы, останься все права на нее за «20 Век Фокс»? Приключения Люка Старкиллера
К лету 1975 года проект вступил в стадию подготовки к съемкам, и Лукас столкнулся с неожиданной проблемой, которая могла поставить крест на всем — студия «20 Век Фокс» закрыла отдел по производству спецэффектов. В результате Лукасу пришлось создать собственную компанию, которая могла бы заняться созданием спецэффектов к фильму. Так родилась знаменитая Industrial light and magic. Вариант Хана Соло и Люка в виде девушки
Параллельно Лукас продолжал дорабатывать сюжет, в чем ему помогали сценаристы Глория Кац и Уиллард Хайк, с которыми он уже работал вместе над «Американскими граффити». 1 августа 1975 года Лукасом была представлена очередная, еще более близкая к итоговой, версия сценария под названием «Приключения Люка Старкиллера». В ней впервые появлялся персонаж Кеноби — легендарный генерал и автор «Дневников клонических войн». В этой версии он имел роботизированные конечности (Лукас явно очень хотел хоть как-то использовать тему полуробота-получеловека) и первоначально не горел желанием помогать Люку в его миссии. Кроме того, в отличие от фильма, Кеноби не погибал, а улетал вместе с героями на Явин. Также из основных отличий скрипта от будущего фильма было: • В сценарии всё еще присутствовал Киберкристалл, который служил предметом религиозного поклонения ситхов, число которых всё еще не ограничивалось лишь одним Дартом Вейдером. Съемки фильма
Стоит отметить, что даже к началу съемок Лукас всё еще продолжал вносить коррективы в сюжет, некоторые из которых даже не были записаны на бумаге. Так, в режиссерском сценарии, датированным 15 марта 1976 года (ровно через неделю начались съемки в Тунисе) главного героя на большинстве страниц все еще звали Старкиллером. В этой версии персонаж Дарт Вейдер оставался жив, а погибал уже Кеноби. Причем по поводу авторства последней задумки мнения расходятся — и Лукас, и игравший генерала сэр Алек Гиннесс утверждали, что это была их идея убить персонажа. Сам режиссерский сценарий носил весьма пространное название «Приключения Люка Старкиллера, как они записаны в журнале Уиллса (Сага 1). Звездные войны». Лукас всё еще хотел хоть как-то использовать в создаваемой им мифологии Журнал Уиллса, с которого, собственно, и начались «Звездные войны», но, в конце концов, так и не смог реализовать эту идею. Что же касается названия картины, то в итоге оно сократилось до простого заголовка «Звездные войны». Известно, что студийные чиновники были недовольны им, но когда Лукас предложил им подобрать вариант получше, никто так и не смог придумать ничего вразумительного. Подзаголовок «Эпизод IV: Новая надежда» был добавлен в открывающие титры уже во время повторного проката картины в 1981 году. Самыми значительными из эпизодов, присутствовавших в сценарии, но вырезанных в процессе монтажа, стали сцены в начале фильма, где Люк наблюдал в бинокль происходящую на орбите битву, и его последующий разговор с Биггсом. Из-за этого в итоговом варианте монтажа главный герой впервые появляется на экране примерно на 17-й минуте, что достаточно необычно. Вырезанная сцена: Люк наблюдает за битвой
Еще одна отснятая, но затем вырезанная сцена, позже была выпущена при переиздании ленты — речь идет об эпизоде разговора Соло с Джаббой Хаттом. Правда, в оригинале Джаббу играл актер Декланд Маллхоланд, одетый в меховой костюм. Стартовавшие 22 марта 1976 года съемки сопровождались рядом сложностей — из-за разразившейся в первые же дни песчаной бури были повреждены декорации и сорван весь съемочный график. Затем игравший С3PO Энтони Дэниелс получил травму ноги. Когда съемки переместились в Англию, стало еще хуже, ибо большинство членов съемочной группы не верили в итоговый продукт и относились к фильму достаточно пренебрежительно. Отношения Лукаса с оператором Тейлором Гилбертом не сложились с первого дня: Гилберт считал, что Лукас со своим мнением насчет того, как устанавливать освещение и какие линзы стоит использовать для съемок той или иной сцены, лезет не на свою территорию, и потому вообще старался как можно меньше общаться с режиссером и сознательно избегал встреч с ним. С монтажером Джоном Джимпсоном дела пошли еще хуже — Лукасу категорически не понравилась черновая версия картины, и после того как Джимпсон отказался перемонтировать фильм, Лукасу ничего не оставалась кроме как уволить его на середине производства. Впоследствии, новым монтажом ленты занимались Ричард Чю, Пол Хирш и тогдашняя жена режиссера Марсия Лукас. Из-за всех этих сложностей Лукас впал в депрессию, которая усугубилась, когда он вернулся в Калифорнию и узнал, что собранная им команда из ILM полностью сделала только 3 из 365 запланированных спецэффектов фильма, но при этом уже потратила один миллион долларов, что составляло ровно половину от всех выделенных ей денег. В тот же день у Лукаса разыгрались сильные боли в груди. Когда режиссер вышел из больницы, то дал клятву, что во чтобы то ни стало завершит картину, после чего никогда больше не будет снимать. В результате ILM пришлось фактически в авральном режиме делать эффекты к фильму, потратив куда больше денег, чем изначально планировалось. Когда Лукас показал отснятый материал (еще без большинства спецэффектов) своим друзьям-режиссерам Стивену Спилбергу, Мартину Скорсезе, Брайану Де Пальма и Джону Милиусу. Все из них, кроме Спилберга, посчитали, что Лукаса ждет провал. Впоследствии, вера Спилберга в проект принесла ему немалые деньги — режиссер поспорил с Лукасом насчет того, что «Звездные войны» окажутся куда большим хитом, чем «Близкие контакты третьей степени». Тогда Лукас, абсолютно уверенный, что фильм Спилберга станет самой кассовой картиной 1977 года, предложил другу «обменять» 2,5% от прибыли «Контактов» на 2,5% от прибыли «Звездных войн». Тот согласился, и, как выяснилось несколько лет назад благодаря одному из его интервью, этот спор до сих пор приносит ему деньги. По сути, единственным источником поддержки для Лукаса оставался Алан Лэдд-мл. Когда из-за простоев и задержек общий бюджет картины вырос с 8 до 11 миллионов долларов, ему удалось уговорить правление не закрывать проблемный проект. Но на полноценный маркетинг картины денег уже не осталось. Из-за всего этого релиз фильма был перенес с Рождества 1976 на май 1977 года. Известно, что владельцы кинотеатров отказывались демонстрировать никому не известный фильм с сомнительным сюжетом, и студии приходилось буквальной силой уговаривать их ставить сеансы, угрожая, что в противном случае они не получат картину «Другая сторона полуночи», на которую в том году возлагали весьма большие ожидания. Сам Лукас не захотел приходить на премьеру фильма в Калифорнии и уехал с женой в отпуск на Гавайи, убежденный, что его картину ждет оглушительный провал. И вот, 25 мая 1977 года, проект, в который мало кто верил, дебютировал в тридцати двух кинотеатрах. А всё, что было потом, уже давно вошло во все кинолетописи.
читать также: все новости о фильме Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |