Говорят, что если тайну знает больше, чем один человек, то это уже на тайна. Если адаптировать эту пословицу по отношению к сценариям, то можно вывести следующую формулу: если ты известный сценарист и даешь свою новую работу кому-то на ознакомление, то всегда будь готов к тому, что завтра тебе начнут звонить люди, для чьих глаз она не предназначалась, а послезавтра ты сможешь найти ее в свободном доступе в интернете. И случай с новым сценарием Квентина Тарантино служит просто классическим подтверждением данных слов.Не прошло и трех дней, как скрипт «Гнусной восьмерки*», который изначально получило всего шесть человек, стал доступен для всех желающих его прочесть. Конечно, утечки сценариев случались и раньше — но особенность данной ситуации заключается в том, что в этот раз Тарантино не стал терпеть такой наглости по отношению к своему материалу, и потому объявил о заморозке фильма. Разумеется, есть вероятность, что в будущем режиссер изменит свое мнение и вернется к проекту — но пока что эти перспективы выглядят крайне туманно. Чтобы понять, многое ли рискуют потерять зрители, если кино так и останется лишь на бумаге, попробуем разобраться, что же представлял собой тот злополучный сценарий.
The Нateful Eight
Автор: Квентин Тарантино
Жанр: вестерн, триллер
Логлайн: Двое охотников за головами возвращаются со своей добычей в город Ред Рок. По пути они останавливаются переждать бурю в галантерейной лавке, где помимо них собралось несколько путников. Но все ли из них те, за кого себя выдают?
Объем: 140 страниц
Версия: от 12 декабря 2013 года
Вайоминг. Некоторое время после окончания гражданской войны. Охотник за головами Джон Рут по прозвищу «Виселица» (ибо он всегда доставляет добычу живой к месту назначения, после чего она отправляются на неизбежную встречу с петлей) конвоирует женщину по имени Дэйзи в город Ред Рок, где ему должны заплатить за нее 10 000 долларов. По дороге Рут встречает еще одного человека.
О. Б. (кучер) видит черного мужчину посередине дороги. Тот сидит на хорошем кожаном седле на замороженных трупах троих белых парней и курит трубку (черный мужчина, а не три мертвых белых парня).
Этим человеком оказывается другой охотник за головами, отставной майор-кавалерист Маркус Уоррен (разумеется, эта роль писалась с расчетом на участие Сэмюэля Л. Джексона). Майор тоже направляется в Ред Рок, где должен получить 8 000 долларов за свою мертвую добычу.
Вскоре, в компанию к героям добавляется еще один человек — южанин Крис Мэннокс, который является сыном известного бандита. Мэннокс, который лишился лошади, тоже держит путь в Ред Рок и утверждает, что его назначили новым городским шерифом.
Рут категорически не верит его словам и подозревает, что Мэннокс может быть сообщником Дэйзи — но не хочет рисковать потерять деньги (ибо их должен выплатить именно шериф) и потому заключает с майором Уорреном сделку: тот прикрывает Руту спину, а взамен Рут помогает майору доставить его добычу в Ред Рок, после чего они поделят между собой всю прибыль.
По пути дилижанс останавливается в галантерейной лавке «У Минни». Надвигается серьезный буран, и следующие несколько дней героям придется провести вместе в одном помещении в ожидании улучшения погоды. Проблема в том, что хозяева лавки отсутствуют. Вместо них герои встречают внутри четырех незнакомцев:
1) Щеголеватый англичанин Освальдо Мобрэй, который утверждает, что является новым палачом Ред Рока. Эта роль практически наверняка написана под Тима Рота, тем более что с персонажем Освальдо связана одна весьма очевидная отсылка к мистеру Оранжевому.
2) Молчаливый ковбой Джо, утверждающий, что приехал проведать маму. Существует мнение о том, что партия Джона Рута предназначалась для Майкла Мэдсена — но актер также вполне мог рассматриваться и на эту роль.
3) Престарелый генерал армии конфедератов, который приехал похоронить сына. Без сомнений, эта роль предназначалась Брюсу Дерну.
4) Француз Боб, утверждающий, что хозяева уехали по делам на неделю и оставили его присматривать за заведением.
Джон Рут просто нутром чует, что тут что-то не в порядке и, как минимум, один из этой четверки не тот, за кого себя выдает. И потому охотник за головами предпринимает все возможные, порой граничащие с паранойей меры предосторожности, чтобы уберечь себя от гипотетической опасности. Но это не помогает — начинает литься кровь, и, как это всегда бывает у Тарантино, проливается ее много…
Творчество Тарантино пользуется огромной популярностью по ряду причин: из-за искрометных диалогов, неожиданных поворотов, умелого переплетения сюжетных линий, черного юмора и отсылок к многочисленным фильмам. Но всё же самым главным элементом всегда являлись колоритные персонажи, скреплявшие воедино все тарантиновские сюжеты.
И если говорить о персонажах нового сценария, то больше всего времени, пожалуй, уделено Джону Руту и майору Уоррену. Не доверяющий никому, крайне осторожный и за счет этого всегда настраивающий против себя всех окружающих, Рут является, вероятно, самым интересным действующим лицом в данной истории.
Майор Уоррен тоже крайне колоритен и весьма брутален. Просто дело в том, что это роль Сэмюэля Л. Джексона, и потому при чтении работы представляешь себе скорее не персонажа, а данного актера, изображающего очередного крутого до мозга костей парня, способного на всё. А такие роли у Джексона уже бывали, и не раз.
Что касается действующих лиц второго плана, то они все обладают неплохим потенциалом, но, возможно, что определенная доработка им бы не помешала (разумеется, нельзя забывать, что это лишь первая версия сценария).
А вот что в новой работе Тарантино действительно удивляет, так это ее крайний минимализм. Не считая нескольких общих планов красот Вайоминга, которые судя по пометкам Тарантино, должны были сниматься на 70-миллиметровую пленку, всё действие, в общем-то, разворачивается в двух локациях: до 34-й страницы внутри дилижанса, после, за исключением одного флэшбека, в помещении лавки. Некоторые даже сравнивают такой аскетизм с театральной постановкой, и такое мнение, безусловно, имеет под собой основание. Возникает стойкое ощущение, что Тарантино, снявший недавно самый дорогой фильм в своей карьере, решил тряхнуть стариной и вернуться к истокам своего творчества, сделав картину, чье действие разворачивалось бы «в четырех стенах».
Неудивительно, что по общему духу данный сценарий напоминает помесь «Бешеных псов» и расширенной сцены в таверне из «Бесславных ублюдков». Длительное время не происходит ничего особого. Персонажи появляются один за другим, разговаривают, рассказывают о себе и о своем прошлом. Но мы подозреваем, что герои собрались тут неспроста, кто-то из них не тот за кого себя выдает, и потому пристально следим за поведением каждого. Тарантино же использует это недоверие как движитель сюжета, постепенно нагнетая напряжение.
Собственно, его мастерство в построении длинных диалоговых сцен, как правило, и срабатывает за счет того, что мы знаем, что скоро случится что-то плохое, что-то безумное, после чего всё полетит в тартарары. Раздастся крик «Всем сохранять спокойствие, это ограбление», бдительный офицер гестапо обратит внимание на необычный акцент персонажа Майкла Фассбендера, техасский рейнджер Эрл Макграв узнает, что выбрал весьма неудачное время, чтобы зайти в магазин.
Другое дело, что в сценарии «Восьмерки» это самое безумие наступает лишь после 80-й страницы (т.е. по сути восьмидесятой минуты фильма), когда начинаются отравления, пытки, русская рулетка, мексиканская дуэль и прочие киноманские радости. До этого же, напряженные ситуации хотя и возникают несколько раз, но они не приводят ни к каким последствиям. И потому возникает некоторое сомнение в том, что общего напряжения хватило бы для того, чтобы заставить зрителя не скучать на протяжении первых 80-ти минут ленты. Все-таки хорошо написанный сценарий, это еще не фильм, и то, что читается легко, на экране иногда может показаться затянутым. Так что, возможно, Тарантино следовало бы разбавить первую половину хоть каким-то разовым действием, или флэшбеком, или немного ускорить наступление активных событий.
Но главной проблемой сценария является не позднее начало действия, а концовка. Дело в том, что финал истории, скажем прямо, не может похвастаться какой-то особой изобретательностью и во многом является самоповтором из предыдущих фильмов Тарантино. Режиссер никогда не стеснялся внезапно убивать самых колоритных персонажей в самые неожиданные моменты. Но обычно это всегда вело к чему-то, к каким-то другим запоминающимся сценам, или же концовка сама по себе отлично закрывала основную сюжетную арку, после чего оставалось лишь подняться с кресел и начать аплодировать. Здесь же после заключительной сцены, к которой вели 137 страниц сценария, хочется воскликнуть: «И это все?! Больше ничего не будет?!».
Конечно, мы обязаны делать поправку на то, что это лишь первая версия сценария. В ней есть великолепная сцена между майором Уорреном и генералом-южанином, есть несколько неожиданных поворотов и хороша нагнетаемая атмосфера взаимного недоверия и подозрительности. Есть, разумеется, и постоянные фишки режиссера, вроде табака «Red apple», который курят герои.
Но всё же надо признать, что данный сценарий выглядит слабее, чем две предыдущие работы Тарантино. Да, будь он написан каким-то малоизвестным автором, то воспринимался бы с куда большим восторгом. Но Тарантино всё же имеет репутацию одного из лучших голливудских драматургов современности — его сценарии, по сути, являются отдельным жанром и читаются как самостоятельные художественные произведение. И потому «Восьмерке» определенно не повредила бы последующая доработка и полировка.
Но, как мы все знаем, скорее всего, никакой доработки не будет. Тарантино уже объявил о новых творческих планах, и нам остается лишь задаться вопросом: «Стоит ли жалеть, что «Гнусная восьмерка» так и не будет снята?»
И ответ на данный вопрос — стоит. Да, это не был бы «Джанго освобожденный» или «Криминальное чтиво», но всё же, даже со всеми недостатками и учетом того, что это лишь первая версия, из такого материала должен был получиться как минимум крепкий камерный фильм, на съемки которого бы не ушло слишком много времени. И его общая простота в чем-то тоже являлась бы плюсом — по крайней мере, в этот раз никто бы не стал обвинять режиссера в претенциозности, угоде политкорректности или незнании истории.
Кроме того, нельзя забывать, что самый простой сюжет часто может быть серьезно улучшен порой весьма небольшой инъекцией нового материала. В качестве примера можно привести недавнюю «Гравитацию» — по сути, всего две, добавленные по сравнению с начальным скриптом сцены, привнесли в весьма простую историю душу и мощный драматический подтекст, из-за чего она стала восприниматься совсем по- другому. Тут всё могло сложиться точно так же.
И напоследок: теперь остается только гадать, сколько времени Тарантино потратит на сценарий своего нового проекта, и уж тем более никто не даст гарантию, что его не постигнет судьба «Гнусной восьмерки». Уж слишком маловероятно, что даже после всех этих событий желающие без спроса ознакомиться с его творчеством куда-то исчезнут.
// Настоящее кино