Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

Война и мир кино и Интернета

1 марта в Интернете стартовал показ российского сериала «Бессонница», снятого силами авторов и продюсеров, за плечами которых такие хиты, как «Глухарь», «Карпов» и «Меч». Создатели хотят выпустить полноценный сложнопостановочный сериал, минуя телевизионные экраны. Мы попытались разобраться в причинах такого решения и нашли не только главную проблему российского кино, но и ее решение.

Последние годы только и ходят разговоры о том, что российское кино снимается в немалом количестве, но денег собирает недостаточно. Упрекают интернет-пиратов в том, что те не позволяют фильмам собрать в кинопрокате достаточные для окупаемости деньги, кинотеатры – в том, что те воруют выручку, прокатчиков корят за то, что они неохотно берутся расписывать фильмы по экранам кинотеатров, а зрителей в том, что те игнорируют, подчас, качественные фильмы. В общем, все вокруг виноваты, а создатели отечественного кино — единственные в этом суровом бизнес-поле униженные и оскорбленные. Казалось бы, нет кинопроката, так сошел бы и телевизионный экран, тем более что это, на сегодняшний день, для многих кинематографистов — едва ли не единственный стабильный источник дохода. Но вот беда — и на голубых экранах зритель не увидит и половины производимых в России проектов. Почему так?

Причин стоит назвать несколько. Первая и главная из них — формат. Каждый эфирный телеканал имеет жесткую сетку вещания, каждый блок в котором выстроен таким образом, чтобы доля смотрения телеканала в каждый момент времени была максимально возможной, ведь от того, сколько зрителей смотрят ту или иную программу, зависит, сколько канал заработает на показе рекламы. Именно для удержания аудитории каналы последнее время стали практиковать показ нескольких серий сериалов подряд, тем самым можно быть уверенным, что не 50 минут, а 2-3 вечерних часа зрительское внимание будет приковано к их телеканалу.

Фото из блога humus.livejournal.com

Сериалы приобретаются из расчета единицы эфирного времени, и цена во многом зависит от того, в какое время планируется показывать этот продукт. Поскольку задача телеканала не потратить лишнего, в утреннем эфире идут копеечные ток-шоу, программы о вкусной и здоровой пище, дешевые сериалы и судебные шоу; в дневном эфире чаще всего можно встретить многократные повторы рейтинговых вечерних сериалов прошлых сезонов; вечером же, когда домохозяйки заняты приготовлением ужина, эфир наполняют тайны института благородных девиц и страсти спящей станицы; а вот когда основная аудитория собирается у голубых экранов, начинается ожесточенная битва за зрителя — самое прибыльное для телеканалов время, посвященное премьерным показам того, что будет удерживать аудиторию на протяжении двух недель кряду. Программирование развлекательных каналов типа СТС и ТНТ несколько отличается от федеральных монстров, но суть остается той же — приоритет в вещании отдается контенту, который сможет удерживать внимание зрителя как можно дольше. В идеале все вечера на неделе на протяжении многих лет.

Если приглядеться к этой стройной структуре внимательнее, то легко обнаружить, что в ней нет места случайности, которая может снизить потенциальный доход от рекламы. В этой сетке нет места кино. Вернее, оно есть — или поздней ночью, когда в эфире появляются фестивальные фильмы, или под утро — в эти часы можно увидеть или голливудские хиты 30-40-летней давности, или неплохое детское кино (весьма подходящее время). Чаще всего кино удается пробиться к зрителю в выходной день. Тут можно встретить какой-нибудь относительно свежий голливудский фильм, или приуроченную к юбилейной дате советскую классику, или снятый по заказу телеканала телемувик, больше похожий на кастрированный сериал, чем на настоящее кино. А где же современное российское кино? Где те полсотни кинолент, которые выпускаются на киноэкраны в течение года и еще полсотни, которые до широкого экрана не доходят? Его почти нет, потому что оно не гарантирует рейтингов. А потому телеканалы, если и покупают российский фильм для показа, то, зачастую, по цене минуты телесериала. И не важно, что на создание одной серии телепродукта в России тратится от 100 до 600 (редко — 800) тысяч долларов, а бюджет кинофильма редко укладывается в 1,5-2, а чаще стремится к 7-10 миллионам долларов.

Экономика эфирного телевидения чрезвычайно проста — купить дешевле, показать с наивысшим рейтингом и окупить эфир рекламой. При этом о качестве сериального контента все чаще забывают. Сегодня на съемки одной 50-минутной серии на заложено 6 дней. То есть 8,5 минут в день, в то время, как для большого кино норма, в лучшем случае, 2-4 минуты. Для сравнения, в советские времена на съемки телесериалов вроде «ТАСС уполномочен заявить» выделялось в два раза больше пленки, чем на среднее кино такого же уровня сложности. При этом о качестве при таком конвейере говорить не приходится — важнее сдать продукт в срок. В таких условиях конкуренции со стороны сериалов, полнометражное российское кино, которое приобретать каналам невыгодно, можно скорее увидеть где-нибудь в Интернете или на специализирующихся на кино кабельных каналах, вроде «ТВ1000 Русское кино», где отечественные кинокартины влачат свое жалкое существование и идут в нескончаемых повторах в ожидании преданного зрителя.

Стоит ли удивляться тому, что в России отсутствует институт отечественных кинозвезд? Актер узнаваем только если сыграл в телесериале, шедшем в эфире Первого, России 1, НТВ или, на худой конец, СТС и ТНТ. Именно информацию о них, многочисленных доярках из Хацапетовки, ищет в просторах Интернета среднестатистический пользователь российского сегмента всемирной паутины.

Однако российское кино можно найти и посмотреть. Прошедший год ознаменовался бурным ростом аудитории online-кинотеатров. В условиях фактической смерти носителей как таковых (продажи DVD и Blu-Ray, с повсеместным внедрением услуги широкополосного доступа в Интернет, устремились к нулю), сетевые киноплощадки (как легальные, так и нет) оказались единственным доступным способом знакомиться с наследием мировой киноиндустрии. И если кинематографисты еще пару лет назад жаловались на то, что их фильмы не доходят до зрителя, то сегодня ситуация кардинально поменялась — зритель, привыкший потреблять российское кино преимущественно в домашних условиях с телевизионного экрана, с появлением в его доме «умного» телевизора отдает предпочтение фильмам отечественного производства. Если в кинопрокате доля картин, произведенных отечественными кинокомпаниями, в минувшем году достигла лишь 18%, то 8 из 10 покупок в Интернет-кинотеатрах (именно покупок, не бесплатных просмотров) приходится на российские киноленты. Вот и говори после этого о потере интереса к нашему кино.

Фактически, кинокартины, которые оказались вне формата эфирных каналов, нашли иной путь к зрителю, который не всегда готов выбираться на просмотр отечественного кино в ближайший торгово-развлекательный центр. А минувшая осень, когда вскоре после начала кинопоказа, на легальных сетевых площадках появились «Горько!» и «Географ глобус пропил», показала, что продажа билетов в Интернет-кинотеатрах вполне может поспорить со сборами в кинопрокате — доход от показа «Горько!» online составил порядка 2 миллионов долларов! Да и «Географ» показал немногим худший результат.

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Собственно, параллельный прокат фильма в традиционных и online-кинотеатрах — изобретение не российское. Другой вопрос, что в США подобная практика существует скорее для фильмов среднего и ограниченного проката, а также для картин, ориентированных на возрастную аудиторию, чья модель потребления контента отличается от молодежной. Если до 30 лет зритель видит в кинотеатре место для проведения досуга, то более практичному и инертному старшему поколению логичнее доставлять кино до домашнего кинотеатра (благо, и скорости Интернета, и диагонали домашних ЖК-экранов это позволяют). И в этом случае показ фильма на Интернет-площадках скорее играет в плюс к рекламной кампании фильма. Выпуск же фильма исключительно на Интернет-платформах избавляет продюсеров от необходимости нести затраты на рекламные материалы в кинотеатрах, печать копий и т.п. Обычно только на выпуск картины в кинотеатральный прокат США закладывается 15-20 миллионов долларов. В случае же с Интернетом эти суммы, а следовательно и риски, существенно снижаются.

Собственно, именно попытка выпустить «Географ глобус пропил» параллельно в традиционных и Интернет-кинотеатрах (фильм первые дни проката можно было посмотреть online по цене, едва не вдвое превышающую стоимость билета в обычный кинотеатр, но это не останавливало зрителей), едва не привела к бойкоту со стороны кинопрокатчиков. Эта битва за «окна», в течение которых фильм может эксклюзивно показываться только в кинотеатрах, идет уже долгие годы. Первым режиссером, который выпустил свой фильм одновременно и в кинопрокат, и показал на платных каналах, а также выпустил на DVD, был Стивен Содерберг. Но кинофильм «Пузыри», хотя и снимался на камеру, которой пользовался Джеймс Кэмерон при создании «Титаника», был слишком радикальным и экспериментальным, чтобы собрать широкую аудиторию, поэтому каких-то выводов из результатов проката и продаж ленты на носителях, никто не делал. Но годы прошли и ситуация сильно переменилась.

Но кто бы мог подумать, что проблема формата, ограничивающего выход фильма на телеэкраны, может касаться и телесериалов, которые этот самый телеэкран и породил. Однако эта проблема не менее насущна. Прошло уже около двух лет, как Павел Бардин закончил свой сериал «Салам Масква!», снятый по заказу Первого канала, но тот так и не вышел в эфир, так как оказался слишком радикальным продуктом для сегодняшнего, слишком зависимого от власть имущих, телевидения.

Продюсеры Ефим Любинский и Геннадий Каганович, выпустившие на телеэкраны несколько популярных сериалов (не столь радикальных, как у Бардина, но создаваемых с «новой искренностью», которая не всегда соответствует форматам каналов), решили пойти иным путем, и прежде, чем начинать переговоры с телеканалами, хотят донести свое детище до зрителей напрямую. Ведь каналы зачастую с большой неохотой покупают готовый сериал. Чаще заказывают производство и постоянно контролируют процесс, с тем, чтобы продукт максимально отвечал формату телеканала. А если случается чудо, и приобретается готовый проект, то и он, как правило, проходит процесс адаптации под формат.

Поэтому продюсеры решили пойти на риск. Вложив в производство порядка 8 миллионов долларов, они сняли 16-серийный проект «Бессонница» — триллер, в котором находятся отголоски и «Голодных игр», и «Бегущего человека», и малоизвестного широкой публике сериала «Неизвестные лица». Десять незнакомцев оказываются пешками в чужой игре. Все они получили инъекцию, которая непременно станет для любого из них смертельной, стоит тому заснуть. Получить антидот сможет только последний оставшийся в живых. За их гонкой на выживание наблюдают десятки сильных мира сего, сделавших в этой игре многомиллионные ставки.

Кадр из сериала «Бессонница»

Первая серия этого проекта появилась в открытом доступе уже 1 марта на сайте dixiflex.ru, и далее каждый день будет выходить по одной серии. Просмотр первой серии бесплатен, все последующие будут стоить по 75 рублей или 960 за абонемент, который позволит смотреть все эти серии без ограничений.

Чтобы окупить затраты на производство, достаточно, чтобы 300 000 человек приобрели подписку на весь первый сезон сериала. В принципе, цель, хотя и трудно, но достижимая. Ведь число поклонников «Глухаря», «Карпова» и «Меча» превышает два миллиона человек. Однако не обойдется и без сложностей. Видеофайлы никак не защищены от копирования. Их можно скачивать в «личном кабинете», смотреть на любом доступном носителе. Фактически, авторы сериала заключают своеобразный пакт со своими поклонниками — зрители не распространяют приобретенный контент в Интернете и позволяют авторам вернуть вложения и продолжить делать кино, не оглядываясь на требования телеканалов. Учитывая, что каждая серия обошлась продюсерами в 500 000 долларов – это довольно значительный риск (и немалая, по меркам отечественного сериального производства, сумма). Если трюк сработает, а все нелегально появившиеся в открытом доступе серии удастся отловить (именно поэтому все серии сериала не были выложены в сеть одномоментно, чтобы упростить работу борцам с пиратами), то у нас есть шанс получить свой Netflix. По крайней мере, в том, что касается производства сериалов.

Возможно, создателям «Бессонницы» не стоило городить огород с созданием собственного сайта для пока что только одного проекта, а продавать его через online-кинотеатры, которые уже имеют прикормленную аудиторию и методы защиты контента от нелегального тиражирования. Наверное, возврат средств в этом случае мог бы немного растянуться во времени, но шансов вернуть инвестиции, было бы гораздо больше. Но это право продюсеров распоряжаться деньгами и рисковать ими. Сегодня же им только хочется пожелать удачи. Кто-то ведь должен быть первым.

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.