|
|
Под сенью пальмыавтор Андрей Писков14 мая на Лазурном Берегу Франции открылся 67-й Каннский кинофестиваль, традиционно считающийся главным мировым кинособытием после «Оскара». Именно в Каннах ежегодно проходят премьеры свежих фильмов ведущих кинорежиссеров планеты, авторов с большой буквы, открываются новые имена и устанавливаются тенденции развития кинематографа как искусства, а победитель смотра традиционно награждается «Золотой пальмовой ветвью». Filmz.ru решил разобраться в основной конкурсной программе фестиваля и попытаться определить, у каких фильмов больше всего шансов получить заветный приз. По традиции Каннская конкурсная программа разнообразна. Среди восемнадцати отобранных лент можно встретить как всемирно знаменитых режиссеров, так и имена почти неизвестные широкому зрителю. Впрочем, если разобраться во всем поподробнее, то список картин, которые действительно смогут побороться за обладание престижной Palme d’Or, можно сузить до пятерки. Но начнем по порядку. Все представленные в главном конкурсе ленты можно условно разделить на четыре группы, соответственно престижу их создателей и тематике представленных картин. Первая и самая тяжеловесная группа представляет собой ветеранов и бывших победителей фестиваля, которые не раз привозили свои творения в Канны: это англичане Майк Ли и Кен Лоач, бельгийцы Жан-Пьер и Люк Дарденны, выступающие тандемом, и, конечно, классик французской новой волны Жан-Люк Годар. Эти, без сомнения, великие режиссеры уже становились лауреатами «Золотой пальмовой ветви», за исключением Годара, который и без нее прекрасно себя чувствует, а братья Дарденны успели аж дважды покорить жюри основного конкурса. За всю историю Каннского кинофестиваля только пятерым счастливчикам выпадала возможность стать обладателем главного приза дважды, в связи с чем можно сделать вывод, что перечисленным мастерам вряд ли светит что-нибудь выше приза жюри. На Лазурный Берег их позвали скорее для придания веса фестивалю, и чтобы мировое киносообщество не забывало величайших из своих деятелей. Во второй группе разместились ленты, сюжеты которых, строго говоря, не тянут на выдающееся художественное высказывание, за что обычно в Каннах и награждают победителя. Сюда отнесем «Охотника на лис*» американца Беннета Миллера, повествующий об убийстве олимпийского чемпиона Дэйва Шульца свихнувшимся магнатом Джоном Дюпоном; «Пленницу*» канадца Атома Эгояна, рассказывающую об отце, который ищет похищенную дочь; «Сен-Лоран*» талантливого француза Бертрана Бонелло, представляющий собой биографию известного кутюрье; вестерн знаменитого актера Томми Ли Джонса «Местный*», сюжет которого сосредотачивается на перевозке главной героиней в исполнении Хилари Суэнк трех умственно отсталых женщин из Небраски в Айову. Все эти фильмы, судя по синопсисам, являются глубоко жанровыми картинами и вряд ли предложат каннской публике что-нибудь новаторское, став открытиями в киноискусстве. В эту же группу, с определенным риском, можно отнести и «Поиск*» Мишеля Азанавичуса. Несмотря на то, что события фильма повествуют о чеченской войне, учитывая фильмографию режиссера, состоящую целиком из комедий, сложно представить, что лента станет прорывом смотра. Томми Ли Джонс в фильме «Местный*»
Наконец, в последнюю группу попадают те из заявленных в конкурсе лент, создатели которых пока мало известны не только мировому зрителю, но даже фестивальной публике, вследствие чего их шансы на получение главной награды Канн практически ничтожны. Это «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако, мавританского режиссера, в 1980-е годы закончившего московский ВГИК, «Чудеса*» молодой итальянки Аличе Рорвахер и «Дикие истории» аргентинца Дамиана Шифрона. К этой же группе с большой натяжкой можно отнести и новую ленту двадцатипятилетнего канадского вундеркинда Ксавье Долана «Мамочка*». Несмотря на мировое признание кинокритиков и участие в других не менее важных кинофестивалях, Долан и другие его коллеги, перечисленные выше, будут бороться за «Золотую пальмовую ветвь» впервые и едва ли смогут составить конкуренцию своим более опытным коллегам. Хотя, кто знает, вдруг именно среди членов этой группы грядущий фестиваль и отыщет нового гения. А теперь давайте рассмотрим четвертую группу, состоящую из тех режиссеров, которые, на наш взгляд, являются основными претендентами на «Золотую пальмовую ветвь» 2014 года. Таковых пятеро. Начнем с главного, по мнению многих аналитиков и букмекерских контор, кандидата на роль победителя — картины «Зимняя спячка*» турецкого кинорежиссера Нури Бильге Джейлана. Талантливый автор и фотохудожник, Джейлан уже со своим первым фильмом попал в конкурс Каннского кинофестиваля, где боролся за обладание «Золотой пальмовой ветвью» в номинации за Лучший короткометражный фильм. Затем он еще четыре раза посетил престижнейший киносмотр в мире, и каждый раз увозил с собой по награде. Однако выучить свое имя многих киноманов планеты он заставил только в 2011 году, после того, как его последняя картина «Однажды в Анатолии» получила Гран-при жюри, вторую по значимости, после «Золотой пальмовой ветви», награду в Каннах. О новом фильме Джейлана известно совсем немногое, кроме того факта, что идет он три с небольшим часа: сюжет повествует о жизни вышедшего на пенсию актера в условиях провинциального населенного пункта. Столь краткий синопсис режиссер дополняет не менее лаконичным комментарием: «Это драма о людях». Тем не менее, можно не сомневаться, что грядущая картина по духу и фактуре не будет уступать великим кинополотнам Микеланджело Антониони и Андрея Тарковского, с которыми Джейлана нередко сравнивают. Другой не столь известный, но не менее важный претендент — лента «Недвижная водная гладь*» Наоми Кавасэ. Картины этой даровитой уроженки Японии уже три раза оказывались в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, принеся своей создательнице Гран-при жюри за медитативную драму «Траурный лес» в 2007 году. Как и её коллега Нури Бильге Джейлан, Кавасэ любит снимать минималистские фильмы в документальной стилистике, часто с непрофессиональными актерами, но проникнутые духом восточной мудрости и неспешности. Именно поэтому на первом плане у Кавасэ всегда была природа, на фоне которой разворачиваются размышления автора о современных проблемах, таких как снижающийся уровень рождаемости, крах традиционных семейных ценностей или человеческое отчуждение. Вот и новая картина режиссера, по первым представлениям, будет рассказывать о взаимосвязи природы и любовных переживаний. Наоми Кавасэ на съемках
Третий соперник, попавший в наш список, — сатира на Голливуд от Дэвида Кроненберга под названием «Звездная карта*». Сюжет фильма, собравшего под руководством канадского режиссера таких звезд, как Джон Кьюсак, Джулианна Мур, Оливия Уильямс, Мия Васиковска и Роберт Паттинсон, планирует впрямую сосредоточиться на механизме работы голливудской киноиндустрии и её более мелких деталей, вроде актеров, их агентов и продюсеров. В начале своей карьеры канадский постановщик, прозванный кинокритиком Джимом Хоберманом «самым смелым и сложным в плане повествования режиссером Запада», прославился как зачинатель жанра «телесного ужаса» (body horror). Его ранние ленты, такие как «Видеодром», «Муха» или «Выводок», были наполнены тошнотворными сценами жутких телесных трансформаций героев в разного вида монстров, однако и в более поздних фильмах тема переплетения психологического ужаса с физическим оставалась главенствующей для режиссера. На Лазурный Берег Кроненберга приглашали не раз, но с наградой он уехал лишь в 1996 году, получив особый приз жюри за откровенно порнографическую картину «Автокатастрофа». Учитывая злободневность свежей ленты автора и смелость высказываний в его предыдущих работах, шансы на получение заветной пальмовой ветви в этот раз у канадца достаточно высоки. Еще один крайне интригующий участник конкурса — «Зильс-Мария*» француза Оливье Ассаяса. Родившийся в семье режиссера и сценариста Жака Реми, Ассаяс довольно рано начал карьеру в киноиндустрии, первоначально в качестве помощника отца. После пяти лет работы кинокритиком во влиятельном французском журнале «Cahiers du Cinema», он снял несколько полнометражных фильмов и быстро попал в поле зрения ведущих мировых кинофестивалей. Но, несмотря на многократное участие в основном конкурсе Канн, Ассаяса ни разу не удостаивали награды. Его новая лента, объединившая ведущих мировых звезд, вроде Жюльетт Бинош, Кристен Стюарт и Хлоэ Грейс Моритц, рассказывает об успешной актрисе, которая, спустя 20 лет прибывает в швейцарский городок Зильс-Мария, чтобы сыграть в пьесе, принесшей ей мировую известность, и сталкивается на сцене с молодой голливудской старлеткой, желающей повторить её головокружительный успех. Жюльетт Бинош и Кристен Стюарт в фильме «Зильс-Мария*»
Наконец, пятый и заключительный претендент в нашем списке — свежая картина Андрея Звягинцева «Левиафан». Пожалуй, карьере этого выдающегося русского режиссера можно только позавидовать: отучившись на двух актерских факультетах (сначала в Новосибирске, потом в Москве), Звягинцев решил попробовать себя в режиссуре и за первый же фильм «Возвращение» получил главный приз Венецианского кинофестиваля 2003 года — «Золотого льва». Затем были «Изгнание», участвовавшее в конкурсе Канн, но, к сожалению, не принесшее именно Звягинцеву никаких наград, и «Елена», собравшая ворох зарубежных и российских статуэток. Неудивительно, что Звягинцев стал практически лицом современного русского кинематографа, особенно для западного зрителя, а многие критики считают его прямым продолжателем традиций Тарковского. В центре нового кинополотна режиссера история Николая, живущего в маленьком городке близ Баренцева моря, чья жизнь начинает рушиться, когда мэр города пытается конфисковать имущество героя. При помощи старого друга по армии Николай начинает решительную борьбу с продажным политиком. Кадр из фильма «Левиафан»
Верными оказались наши прогнозы, или нет, вы сможете узнать уже в субботу 24 мая после объявления результатов на церемонии закрытия фестиваля. | |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |