Вышедших на HBO «Оставленных» продают как «шоу от создателей «Остаться в живых». Купившись на подобную родословную, одни проклянут сериал еще на пилотной серии; другие, скорее всего, заочно тупо его проигнорируют. Ознакомиться с сериалом, так или иначе, стоит. На данный момент, несмотря на Дэймона Линдлофа в упряжке сценаристов, «Оставленные» производят впечатление не столько «Лоста», сколько близкого родственника эгояновского «Светлого будущего» — вместо сложносочиненной мистики мы имеем тягучую многофигурную драму о жизни города, который мучается фантомными болями.
Сериал поставлен по одноименной книге Тома Перротты (взъерошенную американскую повседневность писатель здорово препарировал в сценарии фильма «Как малые дети»). Уже в прологе около сотни жителей американского пригорода исчезнут — просто так, на ровном месте, испарятся бесследно, словно и не было. Спустя несколько минут титр честно предупредит, что прошло три года, после чего авторы шоу заведут не детективное расследование, а последовательный рассказ о том, как это мистическое событие изменило жизни тех, кто в городе остался. Выглядит всё это довольно многообещающе. Если авторам сейчас хватит ума не зацикливаться на квестах, мистике и прочей паранормальной ерунде на телеэкранах в кои-то веки появится обстоятельная притча об 11 сентября без травмирующего о нем упоминания.
Ощутимо хуже (причем уже с самой первой серии) обстоят дела с продюсерским проектом Стивена Спилберга, фантастическим телешоу «За пределами». Сериал ведет рассказ о женщине-астронавте, которая, вернувшись из одиночной миссии с космической станции, обнаруживает, что вдруг забеременела. Писали шоу люди, ответственные за хромой сценарий экранизации «Под куполом». Конструкция здесь точно такая же: каждые десять минут взвизгивают закадровые скрипочки, чтобы на ровном месте нагнать саспенса; серии заканчивается традиционным для подобных проектов клиффхэнгерами; на экране тем временем не слишком внятно прописанные персонажи ведут себя, как ходульные герои хорроров категории «Б». Попутно с магистральной сюжетной линией про загадочную беременность авторы эксплуатируют сюжеты всех своих любимых сай-фай картин: «Соляриса» (главная героиня так же видит в космосе фантомов прошлого), «Искусственного разума» (на Земле женщину ждет муж с сыном-андроидом, которому надо менять батарейки), «Бегущего по лезвию» (мечтает ли сын героини об электроовцах, нам, судя по всему, предстоит узнать совсем скоро) и многих других.
Несколько отвлечь внимание от жонглирования клише тут призвана Хэлли Берри. Оскаровская лауреатка действительно старается изо всех сил, находит в себе силы выглядеть здесь чуть ли не единственным живым существом, которому угораздило попасть в безвоздушное пространство, в фантастику из пробирки, в бескровный, слепленный из ошметков чужого кино коллаж, который вряд ли доживет до второго сезона.
А вот за кого переживать точно не нужно, так это за Гильермо дель Торо. Книжная трилогия «Штамм», написанная им в соавторстве с Чаком Хоганом, задумывалась как телесериал изначально. Дель Торо тогда, увы, не смог найти финансовую поддержку для запуска проекта. В формате романа «Штамм» однако ждал успех. К тому моменту, когда издавалась последняя книга трилогии, представители телеканалов протянулись к дель Торо в огромную очередь. Право показа в итоге получил FX, выразивший желание снять сериал максимально близким к первоисточнику.
Пилотная серия «Штамма*», снятая самим дель Торо, оправдывает надежды фанатов литературного цикла на все сто. Как и в романе, эпическая история распространения вируса вампиризма начинается с экстренного приземления самолета в JFK. Для выяснения обстоятельств на борт, где, кажется, нет ни одного выжившего, направляется команда ученых-эпидемиологов... «Штамм*» предсказуемо походит на экскурс в творчество своего создателя. По атмосфере это пока что «Мутанты», по изобразительному подходу к вампирской мифологии — скорее, «Блэйд II». По общим впечатлениям — дель Торо в лучшем виде: мрачная жутковатая сказка, достаточно кровавая, чтобы напугать, и достаточно интригующая, чтобы держать зрителя у экрана несколько сезонов.