Некогда «настоящий мистический», ТВ-3 уже несколько лет позиционирует себя, как канал, показывающий «все грани реальности». Телеканал, на котором появилось шоу «Удиви меня», в 2013 году попробовал себя в жанре мистического детектива «Пятая стража», а в новом сезоне, который стартует уже в августе, готовит несколько совсем новых для нашего телевидения проектов, в том числе и русскую версию сериала «4400».
Производство собственного контента для канала — гарант привлечения аудитории, которая ищет чего-то нового. И в условиях конкуренции с неэфирным вещанием, как Интернет и VOD, каналам требуется производить все больше оригинальных проектов. А поскольку бюджеты каналов не бесконечны, то появление многочисленных разновидностей так называемой «докудрамы» в своем эфире — это не дань моде, а скорее насущная необходимость. Стоит он относительно недорого, им можно заполнять дневные эфиры, когда рейтинги минимальны, а зрители у экрана в основном относятся к категории домоседов и домохозяек. По мнению гендиректора телеканала Дарьи Фиалко, причина популярности формата и в том, что он дает максимальное погружение в историю, и при этом оптимально эффективный по производству.
Кадр из сериала «Слепая»
В эфире ТВ-3 в новом сезоне появится два новых шоу в этом жанре: «Слепая» и «Чтец». Главной героиней «Слепой» стала жительница глухой деревни, обладающей даром видеть чужие сны. Исполнительница главной роли действительно слепа, что позволило добиться нужной степени достоверности происходящего, истории, которые разыгрываются актерами-героями, как правило, имеют некоторое отношение к реальности, так что любители покопаться в житейских историях, наверняка останутся довольны.
Александр Раппопорт в телепроекте «Чтец»
А вот «Чтец» немного из другой оперы. Исполнитель главной роли в проекте Александр Раппопорт, как выяснилось, не только актер, но и практикующий психолог и физиономист, а это значит, что нам предстоит увидеть нечто вроде сериала «Обмани меня», только с актерами, изображающими героев реальных событий. Зрители вместе с ассистентами Раппопорта изучат язык тела и мимики и, возможно, узнают для себя что-то новое о людских характерах.
Но все это форматы для возрастной аудитории. Нас же более интересует, чем порадует канал любителей приключений и фантастики. И тут есть чем удивить. Во-первых, не так давно в Санкт-Петербурге завершились съемки первого сезона проекта «Иные», в основу которого лег американский сериал «4400» о людях, которых похитили инопланетные пришельцы. А поскольку оригинальный сериал просуществовал лишь четыре сезона и не был завершен, вполне логичным был вопрос к продюсеру канала, как они с этим справились, и ждать ли нам продолжения.
Если мы сравним самые дорогие спецэффекты со стоимостью Миронова, Машкова и прочих, то мы поймем, что эти спецэффекты — кажущаяся дороговизна
«Сериалы никогда не производятся на один сезон», — начинает объяснение Дарья Фиалко. — «Есть, конечно, спецсобытия, но законченные истории, не требующие продолжения, но, в основном, в сюжете закладывается, что если он будет успешным, то будет и второй, и третий сезон. История написана таким образом, что у нас есть микрофинал этого сезона, но есть мощный крючок на продолжение. Что касается американской адаптации, то это была наша большая боль. Когда мы покупали формат, мы посмотрели тогда два сезона и не осознавали, что у сериала нет финала. А когда осознали, было уже поздно. Когда находишься в процессе драки, уже не бросишь. Тем более история безумно нравилась, но история не может быть без финала, по крайней мере, в российском телефильме. В американском случае история пишется последовательно, серия за серией, ни продюсеры, ни сценаристы заранее не знают, к чему это приведет. Мы же сразу придумали и арку сезона, и арку сериала, и это существенно повлияло на результат. Уверена, что те, кто видел оригинальный сериал, немало удивятся».
Вполне разумным было в ответ на это поинтересоваться, почему в России производство сериалов в жанре мистики и фантастики исчисляется единичными случаями — «Закрытая школа», «Темный мир: Равновесие» (оба производства СТС), да «Пятая стража», которую с большой натяжкой можно назвать мистическим. Справедливости ради стоит вспомнить еще проекты «Иное» (НТВ) и «Тайный город» (РЕН), но ни первый, ни второй, в силу объективных причин, не пользовался популярностью. И все-таки, почему не снимают?
«Комплекс причин. Рынок еще до этого не дорос. Только сейчас в России появилась высокого уровня сериальная продукция — в прошлом и позапрошлом году — когда мы смогли приблизиться к мировому уровню. До этого сложно было сравнивать то, что производилось у нас, в Америке и Европе. Наверное, это какой-то следующий шаг. Мы понимать, как строится история, сценаристы научились работать по определенным моделям, в рамках своего таланта, но с определенным ремеслом. Наверное, это следующий этап, чтобы научились такие истории снимать. Можно сказать, что это дорого. Да, конечно, дорого. Но если мы сравним самые дорогие спецэффекты со стоимостью Миронова, Машкова и прочих, то мы поймем, что эти спецэффекты — кажущаяся дороговизна. Нужно, чтобы появились люди, которые умеют снимать эту мистику и фантастику. Кто-то должен снять большой жанровый фильм. Каждый год американские студии проводят скрининги и показывают свои пилоты. И из ста пилотов, процентов шестьдесят будет фантастически-мистическими. Потому что там есть такая культура. То же касается и кино. Там есть на это спрос, есть огромная аудитория, которая это потребляет и есть люди, которые это умеют делать. А мы пока только учимся. Так что основные причины — это нет подготовленной аудитории, нет профессионалов».
Кадр из фильма «Леонардо да Винчи» цикла «Мечтатели»
Так или иначе, ТВ-3 делает новую попытку. Но не только «Иными» нам будут удивлять в новом сезоне. Канал заказал украинской студии Film.ua производство четырехсерийного (по 52 минуты каждая) игрового проекта «Мечтатели», который расскажет о жизни и творчестве Леонардо Да Винчи, Жюля Верна, Николы Тесла и Константина Циолковского. Журналистам предоставили возможность ознакомиться с серией про Да Винчи и, стоит признать, качество продукта довольно высокое — авторы, очевидно, взяли на вооружение технологии съемок «Игры престолов» и «Борджиа», чтобы сделать продукт, отвечающий возросшим требованиям современного телезрителя. Надо думать, что произведенные серии будут востребованы и за пределами российских и украинских телеканалов. Показ же первой серии проекта «Мечтатели» приурочат к выходящему на канале ТВ-3 первому сезону «Демонов Да Винчи».