Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения писателя и сценариста Кира Булычева, благодаря произведениям которого советские дети в большинстве своем впервые узнавали о таком жанре как фантастика. Мы решили вспомнить шесть фильмов Кира Булычева, которые отзываются в наших сердцах ностальгией, а также еще один, который, вполне возможно, появится в ближайшем будущем.Через тернии к звездам
Неземная Елена Метёлкина в роли созданного в пробирке гуманоида с планеты Десса, в голове которой звучит приказ коварного Туранчокса: «Нийа, иди на Астру» — для советских детей это было, наверное, одно из самых ярких впечатлений. Взрослая аудитория была знакома с «Туманностью Андромеды» и «Планетой бурь», подросткам же, в отсутствие «Звездных войн», приходилось довольствоваться фильмами Ричарда Викторова «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной». Перелом случился в 1980 году, когда на экраны вышел двухсерийный кинофильм «Через тернии к звездам». Герои ленты под музыку из «Юноны и Авось» в условиях невесомости вызволяли с погибшего космического корабля инопланетное существо, так похожее на человека, летали к погибающей в результате экологической катастрофы планете, отправлялись в Мексику к пирамиде Чечен-Ица для просмотра древнего ритуала и создавали новую планету из биомассы.
Вадим Ледогоров, Елена Метелкина, Александр Лазарев и Борис Щербаков. Кадр из фильма «Через тернии к звездам»
Не всё задуманное Булычевым и Викторовым удалось воплотить на экране — что-то резала цензура, чем-то пришлось пожертвовать из соображений бюджета. В восстановленной сыном Ричарда Викторова и немного перемонтированной версии 2001 года музыку заменили, некоторых актеров переозвучили, добавили эффектных планов, но вернули в картину один из режиссерских замыслов. Сцены на гибнущей Дессе снимали в Таджикистане на территории заброшенного нефтеперерабатывающего завода в Исфаре — месте, где Тарковский планировали снимать своего «Сталкера». В связи с этим вместо слова «Конец» Викторов хотел написать «Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня», но в Госкино этого не допустили. В обновленной версии, которую делал сын Ричарда Викторова Николай, в финале появилась фраза «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля».
Тайна третьей планеты
«Тайна третьей планеты» могла бы быть первой экранизацией Булычева, вышедшей на киноэкраны, но производство анимационного фильма заняло долгих четыре года. О девочке Алисе советская детвора уже знала — повести о ней печатались в «Пионерской правде» и альманахе «Мир приключений». Экранизация была осуществлена Романом Качановым, более известным своими работами в жанре кукольной анимации. Для режиссера, оживившего Варежку, Чебурашку и Крокодила Гену, это был лишь четвертый подход к технике рисованной анимации.
Кадр из анимационного фильма «Тайна третьей планеты»
Оригинальную повесть для ее анимационного воплощения пришлось переработать — убрать незначительные сюжетные линии, третьего капитана Всеволода, которого пытала парочка космических пиратов, переименовать Крыса с планеты Крокрыс в Глота с планеты Катрук и оставить птицу Говоруна без второго клюва и золотой короны. Но, как ни странно, вовсе не этот фильм стал причиной настоящей алисомании в Советском Союзе.
Гостья из будущего / Лиловый шар
Телевизионный многосерийный фильм «Гостья из будущего» имел мало общего с повестью «Сто лет тому вперед», но, как ни странно, именно он сделал героиню книжного цикла Кира Булычева столь популярной. Захватывающие приключения с перемещением во времени, удивительная девочка Алиса в исполнении Натальи Гусевой, правильные советские пионеры, за которых Татьяна Дасковская в финале пятой серии молила словами Юрия Энтина, чтобы оно не было к ним жестоко. Возможно, стимулом к переработке оригинальной истории Булычева стал чехословацкий сериал «Приключения в каникулы», который за год до «Гостьи из будущего» показали по советскому центральному телевидению. В нем инопланетная девочка Майка ходила по потолку, бродила по воде и сверкала глазами. Возможно, не лучший пример для подражания, но некоторое сходство между фильмами, определенно, есть.
Павел Арсенов и Наташа Гусева на съемках «Гостьи из будущего»
Фильм сделал Наталью Гусеву звездой, но сама она продолжать кинокарьеру не собиралась и позже появилась на киноэкранах всего несколько раз — в том числе и в картине «Лиловый шар». Фильм вышел в 1988 году, однако успеха «Гостьи из будущего» повторить не смог. Было очевидно, что все актеры работают немного из-под палки, к тому же Алиса была слишком взрослой для этой сказочной истории.
Вячеслав Невинный и Наталья Гусева в фильме «Лиловый шар»
Судьбы героев «Гостьи из будущего» сложились по-разному. Гусева, как и ее героиня Алиса, посвятила свою жизнь изучению биологии, Алексей Фомкин, сыграв в нескольких эпизодах «Ералаша» и паре фильмов, также не нашел себя в кино, а в 1996 году погиб при пожаре. А Елена Метёлкина, второй раз появившаяся на экране в фильме по произведению Булычева, продолжила работу в качестве модели в универмаге ЦУМ.
Шанс
Вторым по популярности книжным циклом Булычева был «Великий Гусляр» — отчасти сатирическая и более взрослая фантастика, нежели похождения девочки из будущего. Едва ли не единственной экранизацией произведений этого цикла стал «Шанс», в основе которого лежала повесть «Марсианское зелье». Несколько жителей Великого Гусляра стали обладателями эликсира молодости, который дал им возможность исправить ошибки молодости.
кадр из фильма «Шанс»
Чтобы зритель не запутался, героев в молодости озвучивали те же, кто играл этих персонажей в старшем возрасте. Так Сергей Жигунов, к примеру, говорил голосом Игоря Ясуловича. Фильм не стал культовым, но это одна из первых киноролей Сергея Жигунова.
Подземелье ведьм
Книг об агенте Космофлота Андрее Брюсе в библиографии Булычева было только две: роман «Агент КФ» завораживал сценой драки в открытом космосе, в результате которой Андрей Брюс больше не мог поднимать глаза к звездному небу, а «Подземелье ведьм» рассказывал историю о планете, на которую Андрея отправили с миссией наблюдателя. Там неведомые представители высокоразвитой цивилизации решили провести эксперимент по ускорению эволюции. В романе можно было найти отголоски произведения Стругацких «Трудно быть богом», написанного за двадцать лет до этого, но звезды сошлись так, что «Подземелье ведьм» в экранизации Юрия Мороза вышло на экраны почти одновременно с лентой «Трудно быть богом», созданной по мотивам романа братьев Стругацких немецким режиссером Петером Фляйшманном.
Сергей Жигунов и Николай Караченцов на съемках «Подземелья ведьм»
Почетный гардемарин Жигунов (говорил он голосом Владимира Антоника) вступал в схватку с новой звездой боевиков Дмитрием Певцовым, который совсем незадолго до этого появился на экранах в экранизации криминального романа Виктора Доценко «По прозвищу «Зверь». Предметом их противостояния была жена режиссера Марина Левтова, на заднем плане бродили мультяшные мамонты, а финальные титры венчала песня в исполнении Маши Распутиной «Ты и я». По сути, от прозы Булычева в фильме остались лишь канва сюжета да придуманный им же язык аборигенов (в титрах фильма указан профессор лингвистики Л.Х. Минц — один из псевдонимов писателя). При всех своих недостатках эта картина стала одним из немногих реальных блокбастеров позднего советского кино, которое уже превращалось в кино корпоративное.
Пленники трех планет
Фильм Олега Ряскова так и не был снят, а Дарья Мельникова, для которой была написала роль Алисы Селезневой в новой экранизации, возможно, так и не воплотит эту героиню на экране. Крест на экранизации, в числе прочего, поставил и финансовый кризис, разразившийся в 2008-2009 годах. Права на постановку отошли Тимуру Бекмамбетову, режиссером картины, скорее всего, станет Дмитрий Киселев, но новостей о фильме нет с 2010 года. Пока что в компании «Таббак» разрабатывают анимационный сериал «Алиса знает, что делать», профинансированный из средств инновационного фонда Сколково, а там, кто знает, может и до игровой экранизации дойдет.
// Настоящее кино