Майкл Мэдсен — частый гость в нашей стране, но Владивосток, кажется, полюбился ему как-то особенно. В прошлом году он приезжал на кинофестиваль «Меридианы Тихого» в качестве почётного гостя, в этом вернулся уже членом жюри. Но, несмотря на то, что мы сталкивались друг с другом ежедневно, на беседу под диктофон нам отвели только десять минут — за которые, впрочем, мы успели вспомнить Оливера Стоуна и Ридли Скотта, пройтись по комедии Игоря Волошина и выведать пару подробностей о новом тарантиновском шедевре. А заодно узнать, что настоящее кино — это 35 мм.
Невооружённым глазом можно заметить, что у вас за спиной — двести фильмов. Зачем вам столько?
Я и не знал, что их уже так много! Мне казалось, всего где-то штук сто семьдесят (смеется). Эх, если бы мне сказали лет двадцать назад, что у меня будет под двести фильмов, я бы ответил: «Ага, мечтать не вредно»… Но вообще мне очень повезло: ведь многие из моих картин действительно хорошие, они принесли заметную прибыль, были очень успешными. Конечно, есть и такие, за которые мне стыдно, — просто хлам, дерьмо какое-то. Но ведь заранее предсказать, будет ли фильм хорошим или нет, невозможно…
И потом, вы всё же войдите в моё положение: у меня большая семья, а значит — надо зарабатывать. Пятеро детей! — и я хочу, чтобы все они жили хорошо. К тому же я люблю мотоциклы, а если хочешь покупать себе байки или что-то ещё в этом роде, то надо работать. Вот поэтому у меня так много фильмов: мне надо зарабатывать, а кино — это и есть моя работа. Да и про налоги не забывайте, их тоже надо платить. Подозреваю, что вы даже не все свои фильмы смотрели…
Да, некоторые я вообще никогда не видел. Но не я один такой. Я как-то читал биографию Джеймса Кэгни, так он тоже не все свои фильмы смотрел. Я тогда ещё подумал: «Да разве такое бывает?» Теперь-то понимаю, что бывает. Иногда так получается, что ты снимаешься в фильме, который не выходит в прокат — или выходит, но только в другой стране. Сейчас-то с этим, конечно, проще, потому что есть DVD, всякие цифровые штуки… Но всё равно я до некоторых своих работ так и не дошёл. Да и не очень-то хочу. Кстати, ты смотрел «Скорый «Москва-Россия»? Смешное кино получилось? На мой взгляд, это очень плохой фильм.
(Хохочет) А ведь я так и подозревал! Вот почему я до сих пор его не посмотрел: наверняка же дурацкий.
В фильмографии Мэдсена были и другие российские фильмы: вместе с Олегом Степченко на съемках «Сматывай удочки»
Когда-то вы играли у Оливера Стоуна (в «Дорз») и у Ридли Скотта (в «Тельме и Луизе»). Почему ваше профессиональное общение прекратилось?
Не знаю, почему. Я почти попал в «Прирожденных убийц» к Оливеру, но он взял Вуди Харрельсона, потому что на этом условии студия готова была выделить на фильм дополнительные деньги. А Ридли ещё предлагал мне роль в «Гангстере», но я не смог: снимался в это время в Нью-Йорке в телесериале «Большое яблоко»…
Мы давно с ними уже не общались, но мне кажется, режиссёры, как и прочие люди, не зацикливаются на работе с одними и теми же актёрами. Мой опыт работы с Квентином Тарантино, скорее, исключение из правил: мы начинаем уже четвёртый наш совместный фильм. Кроме Роджера Дональдсона он, кажется, единственный, кто любит работать более-менее с одним и тем же актёрским составом.
И как Тарантино с вами, с актёрами, работает? Каков его творческий метод?
С разными актёрами он разный. Я думаю, это зависит от конкретного артиста. Со мной он ведёт себя совершенно не так, как с другими. Не так, как с Тимом Ротом, например. То, как он работает с Тимом, может в корне отличаться от того, как он работает со мной.
Квентин, по-моему, гений. Величайший из режиссёров нашего поколения. Честное слово. Кто бы мог снять такие фильмы лучше, чем он?.. Мне ни один режиссёр в голову не приходит. Его пытаются копировать все, кому не лень, но по-настоящему повторить не может никто. Он полон решимости, он точно знает, чего хочет. Он очень хорошо понимает, какой фильм должен получить в итоге. Ему достаточно поглядеть вокруг, подумать немного, и — бац! — он уже понимает, куда поставить камеру, каким должен быть кадр.
Вот свой новый вестерн он снимает на семидесятимиллиметровую плёнку. Я даже не помню, когда в последний раз такое было. Он не любит цифровое кино — и я тоже не люблю. И высокое разрешение он тоже не любит, как и я. Я лучше вообще завяжу с кино, чем перестану работать с плёнкой. 35 мм — вот это настоящее кино. А всё остальное мне не нравится.
В окружении бешеных псов: кадр из фильма «Бешеные псы»
Помимо плёнки, что вы ещё можете рассказать о «Гнусной восьмёрке»?
Вряд ли я расскажу больше, чем вы и так уже знаете. Это вестерн, действие которого разворачивается после Гражданской войны. Но он совершенно точно не будет похож ни на один виденный вами фильм. Это будет что-то среднее между «Убить Билла» и «Джанго освобожденным». Никто ещё не снимал ничего подобного! Была «Грязная дюжина» и «Великолепная семерка», но и на эти фильмы он не будет похож. Трудно объяснить, какой он будет... Даже прочитав сценарий, его невозможно описать.
У Сэма Джексона совершенно офигенная роль!.. Курт Расселл будет сниматься, Тим Рот, Брюс Дерн... Потрясающий актёрский состав. А я играю ковбоя. Отличная роль, Квентин написал её специально для меня. Для начала мы устроили читку сценария на сцене — и даже это было уже очень круто. А уж каким будет готовое кино, я и представить себе не могу.