Когда сериал «Настоящий детектив» только вышел на экраны, его название звучало очень саркастично, ведь детективная линия была достаточно простой, а зрителей привлекал вовсе не процесс расследования, а монологи Раста Коула в исполнении Мэтью Макконахи. Этот персонаж представал не в образе полицейского и сыщика, а в образе пророка и философа. Раст был своего рода Ганнибалом Лектером, окончательно перешедшим на сторону закона.
Во втором сезоне вы также не найдете ни сумасшедших серийных убийц, ни сложных загадок. Создатели решили рассказать вторую историю в стиле «нуар», в основе которого лежит некая экономическая проблема Лос-Анджелеса, над решением которой бьются самые влиятельные бизнесмены. Старый добрый Город Ангелов выглядит таким же заманчивым, манящим и опасным, каким мы его видели в фильмах 50-х годов. Его внешний вид несколько изменился, но в целом это всё те же «асфальтовые джунгли». Хозяева города уже не выглядят как гангстеры: широкополые шляпы и плащи они променяли на удобные смокинги, а основной доход получают не от торговли наркотиками и казино, а от операций с недвижимостью. Но азы их работы остаются прежними: «Прежде чем начать дело, купи всех полицейских», — так думает любой гангстер, а теперь уже и предприниматель.
Новые герои больше похожи не на детективов, а на вышибал: они пьют, бранятся и предпочитают решать проблемы грубой силой. Одним словом, того обаяния, которое было у Джека Николсона в «Китайском квартале», у них не найдешь. Как и можно предполагать, расследование у этих «детективов» продвигается не особенно быстро.
Да оно и не удивительно — как и в любом настоящем расследовании, в деле так много действующих лиц, что заранее не ясно, кто из них имеет отношение к делу, а кто — нет. Второй сезон «Настоящего детектива» продолжает линию первого сезона, рассказывая о том, что в реальной жизни всё не так просто, как обычно нам показывают в рядовом полицейском сериале, а отношения между людьми, их личные проблемы и темное прошлое влияют на ход расследования куда больше, чем работа аналитического отдела и дедуктивно-индуктивный метод какого-нибудь детектива Коломбо.
Второй сезон набирает обороты с каждой серией. Нитей расследования столько, что невнимательному зрителю в них можно запросто запутаться — русская мафия, игорные дома, загрязненные радиоактивными отходами земли, выделяемые под жилую застройку, и много, даже слишком много персонажей, связи между которыми впору расчерчивать на ватмане во время просмотра каждой серии. Отступление от принципа первого сезона — один режиссер на все серии — в случае со второй частью истории оправдано: динамика нарастает с каждой новой серией, и если вначале хватало лишь нагнетания мистической атмосферы и ночных проездов на мотоцикле, на которых Джастин Лин собаку съел, то с развитием сюжета привлечение режиссеров, которым требовалось сплетать воедино множество сюжетных линий, было просто необходимо.
Новому сезону будет гораздо сложнее стать культурным феноменом, как это случилось с историей Расти Коула и Марти Харта. Дело даже не в том, что ожидания публики были в повторении успеха по принципу: «то же самое, но в два раза круче». Авторы пошли по другой дороге. Она темна, извилиста и кажется нагромождением из песка и бетона. Дело в структуре истории, которая оказалась куда ближе к классическим советским детективам вроде «Противостояния» и «ТАСС уполномочен заявить», но массовый потребитель телеконтента отвык от подобной подачи материала. И сейчас самое время прививать хороший вкус зрителю, привыкшему к шаблонным полицейским историям.
// Настоящее кино