На вологодском фестивале Voices мы встретились с французским режиссером Жераром Кравзиком. Нам удалось обсудить с ним проблемы современного кинопроизводства, узнать, в чем разница между американскими и французскими актерами (не в пользу последних, кстати), а также выяснить, как же все-таки Франция поддерживает свой кинематограф.
Несколько лет назад, во время работы над «Красным отелем», вы сказали, что главная проблема мирового кино — кризис идей.
Я так сказал? Да.
Правда? Вы не помните?
Нет. Может быть, так оно и было, но сейчас я так не думаю. Мне кажется, сейчас кризис не идей, а выпуска фильмов. Проблема же не в том, чтобы сделать кино. Сегодня можно снять кино на маленькую камеру, на «айфон». Если у вас хороший сценарий, который можно реализовать через маленькую камеру, если у вас есть знакомые хорошие актеры, фильм можно снять за очень небольшие деньги. Проблема, повторюсь, не в том, чтобы снять кино, а в том, чтобы его показать. Это очень сложно. Во Франции это серьезнейшая проблема. Каждую неделю можно увидеть до пятнадцати новых фильмов. Каждую неделю. Со всего мира, не только французские. Просто нет возможности охватить все пятнадцать. Зрители просто не знают, что выходят пятнадцать новых фильмов, они знают, может быть, парочку, если не один, на промо которого потрачены большие деньги. Вот в чем беда. Каждую неделю выходит пятнадцать фильмов, и если на тот или иной фильм приходит недостаточно много зрителей, его просто снимают с проката. И владельцы кинотеатров меняют фильмы, на которые не продается достаточно билетов, на другие. Раньше, выпуская свой фильм, вы получали не меньше месяца, чтобы сработало сарафанное радио. Сейчас потолок — две недели.
В России та же проблема.
Да во всем мире эта проблема. Так что дело не в кризисе идей. Кризис в том, что показать фильм сложно, нужно вкладываться в это, потратить нормальные деньги на рекламу, чтобы люди знали о вашей картине, что она выходит в прокат. Только после этого зритель сможет выбирать, на что пойти. Иногда кажется, что, если ваш фильм вышел на экраны, то этого вполне достаточно, но это не так. Это как если бы вы хотели, чтобы в большом супермаркете продавалась ваша вода в бутылках. Если никто не знает, что это за вода, ее не выставят на главную витрину. Вы можете радоваться, что ваша вода продается в большом супермаркете, но ее никто не знает и не покупает, так что дела ваши, в общем-то, неважные. Не по этой ли причине большинство режиссеров уходит на ТВ снимать сериалы?
Нет, я думаю, телесериалы просто новый формат, у вас есть больше времени, чтобы рассказать свою историю. И аудитория больше. И есть деньги, чтобы сделать как надо. Это очень интересно, потому что можно позволить себе сделать что-то новое, можно быть смелее, рассказывая историю. Иногда даже больше, чем в кино. Но кино, конечно, все равно продолжает оставаться зоной свободы.
В новостях писали о том, что вы собираетесь делать французскую версию«Карточного домика». Это будет ремейк или именно французская версия по лицензии?
Французская версия, она будет очень отличаться от оригинала. Но идея же та же самая? В чем отличие? Это будет делаться для Netflix или для кого-то другого?
Для Netflix. Это история про мэра Марселя, политическая драма, никак не связанная с «Карточным домиком». Кевина Спейси у нас ведь нет. Зато у вас есть Жерар Депардье.
Это еще не точно, но, скорее всего, он как раз и будет играть мэра Марселя. А как обстоит дело с «Такси Бруклина*»? Идея была в том, чтобы сделать телеверсию по мотивам киносериала?
Нет, это совсем другая история. Сценарист — американец, это не комедия, а детективный сериал. «Такси» — экшн-комедия, а «Такси Бруклина» — серьезный рассказ про полицейских. Юмор, конечно, присутствует, но в целом там не очень смешно.
Шайлер Ли и Джеки Идо — главные герои сериала «Такси Бруклина»
А что интереснее — делать экшн-комедию или сериал?
Что касается сериала, то интересно работать с американской командой и актерами, это совсем другой стиль работы. На самом деле, разница между французами и американцами в этом смысле состоит в том, что во Франции съемочная команда меньше. В плане профессионализма, техники и прочего французы американцам не уступают, их просто меньше. А вот актеры очень отличаются. Американцы очень профессиональны, они всегда знают свой текст. Даже самые что ни на есть эпизодники, вплоть до «кушать подано», изумляют своим профессионализмом. Французы совсем другие. А что не так с французскими актерами?
Иногда бывает так: допустим, по расписанию актер должен быть на съемочной площадке в девять часов, в девять уже начинаются съемки. Но в девять он еще не готов, он готов только в 9:45 или в 9:50. Съемки с опоздавшим все-таки начинаются, проходит какое-то время, и он говорит: «А нельзя ли побыстрее закончить, а то у меня вечером обед назначен». Американцы в этом смысле доступны двенадцать часов в сутки, вне зависимости от того, есть у них сегодня съемки или нет. Как только они нужны, они немедленно выходят и отрабатывают, не возникает никаких проблем. Французы же... При первом же сложном моменте — показать какие-то особые эмоции, поработать с тем, чего нет, но что добавят мастера спецэффектов — они немедленно сообщают, что им надо подготовиться. Так, чтобы сразу — никогда. Однажды я работал с одной американской актрисой, в ее сцене звучит выстрел, она начинает плакать, на заднем плане происходит взрыв, в общем, много всего. Всё это отсняли за полтора часа. А с француженкой и целого дня бы не хватило. Конечно, я преувеличиваю, не надо думать, что все актеры во Франции такие. Но многие.
В индустрии судачат, что французское правительство помогает французскому кино, чтобы оно было более доступно для зрителя. Здесь у нас вечно на вас ссылаются: мол, правительство помогает французскому кино... Миф это или нет? Какая помощь оказывается французскому кино, чтобы оно доходило до зрителя?
Нет-нет, это не совсем так. Во Франции нет такого правила, что главным должно быть французское кино. Нет никаких законов, по которым французскому кино отдается предпочтение. В Париже можно увидеть кино со всего мира, никто не пытается вытянуть французские фильмы за счет других. Но есть система на уровне производства: часть дохода от каждого билета идет в общую кассу, то есть, не в карман продюсерам, и эти деньги реинвестируются в новые фильмы. Неважно, какой это фильм — французский, американский, русский, абсолютно любой. От каждого билета определенные деньги — я не помню конкретный процент, но получается немалая сумма — поступают в этот фонд, который перераспределяется с целью производства именно французских фильмов. Платит дистрибьютор или кинотеатр?
Все. Процент идет с проданного билета, часть — продюсера, часть — дистрибьютора, часть — владельца кинотеатра. И часть возвращается в кинематографический центр. Всё уже распределено. Этот закон вышел после Второй Мировой войны и он работает до сих пор. Если просто навязывать законодательно, заставлять смотреть французские фильмы, это не сработает, люди все равно будут смотреть то, что им нравится, независимо от страны производства. Это бессмысленно.
На съемках третьего «Такси»
Не так давно вы объявили о том, что собираетесь делать фильм на русскую тему. Расскажите поподробнее.
Это история, разворачивающаяся в Париже. Это комедийный фильм про друзей, бадди-муви. После Парижа герои вынуждены отправиться в Россию. Я не скажу, по какой причине, слишком рано. Актерский состав, скорее всего, будет смешанный, французско-российский. Надеюсь, получится это устроить. Каких-то актеров уже можете назвать?
Нет, еще слишком рано. А российский актер Жерар Депардье участвует?
Не могу сказать! Просто еще рано раскрывать карты. Это деликатная тема. Я уже отправил завершенный сценарий продюсеру, если он ему понравится, то он его разошлет актерам. А если не понравится, придется переписывать.
«Такси 5» будет про Uber Taxi или GetTaxi?
С «Такси» вообще странная история. Люди во всем мире мечтают о новой серии. У меня есть идеи, но не знаю… Времена изменились, актеры изменились, да и я тоже… Все стали старше. Гонять по городу уже не так здорово, как раньше. Но, может быть, что-нибудь и сделаем.