Весь семнадцатый год Общественное телевидение России показывает классику советского кинематографа, а Filmz.ru будет публиковать архив программы «КиноПравда?!» Леонида Млечина. Программа повествует о классике кино, рассказывая о фильмах советского периода c самого начала. С первого звукового фильма, который вышел в 1931 году. Это история нашей страны — только в художественной форме. Не то, что показано в этих фильмах, а фильмы сами по себе — это и есть наша история. Поэтому это такое увлекательное зрелище.«Путевка в жизнь» — это первый советский блокбастер. Популярнее был только фильм «Чапаев» братьев Васильевых.
Премьера «Путевки в жизнь» состоялась 1 июня 1931 года в специально арендованном для этого Большом зале Московской консерватории. Первый советский художественный звуковой фильм. До этого — на-помню молодому зрителю — кино было немое, и это предъявляло особые требования к киноактеру. И, кстати, профессиональные кино-критики тогда искренне сожалели о появлении звука. Им казалось, что это убивает подлинное искусство, что умирает выразительность актерской игры. Что звуковое кино это и не искусство вовсе.
Поскольку это первый опыт звукового кино, то диалогов в фильме маловато, зато заметны выразительная мимика и жесты, характерные для немого кино, когда актеры знали, как обходиться без слов. «Слово от автора», это белые стихи за кадром в начале и в конце фильма читает великий актер Василий Качалов.
Кадр из фильма «Путевка в жизнь»
Подлинный звук 1931 года не сохранился — картину восстанавливали и переозвучивали дважды — в 1957-м и 1977-м, тогда же сократили. Но все правки делал сам режиссер-постановщик фильма Николай Экк.
Михаил Жаров
В картине запечатлена исчезнувшая жизнь — привокзальная площадь, трамваи, извозчики, город, каким он был. Лица беспризор-ников очень реальны. И эта песня, рвущая душу: Позабыт, позабро-шен с молодых, юных лет... Тоска и безнадежность — это очень точно показано.
Впервые в кино играет Рина Зеленая. Там же в эпизоде появляется Георгий Жжёнов. Некоторые фразы стали крылатыми. Скажем, «ловкость рук и никакого мошенничества». Молодым зрителям особенно нравилось, как Михаил Жаров играл главаря шайки воров-малолеток, чьи куплеты «Нас на свете два громилы. Один я, другой Гаврила», уходили после кинопоказов в народ.
Михаил Иванович Жаров потом любил рассказывать, как однажды в магазине у него украли кошелек. Огорченный он пошел к выходу. И вдруг слышит, как один вор говорит другому: ты что, своих не узнал? И кошелек актеру вернули. Волшебная сила искусства!..
Иван Кырля в роли Мустафы
И, конечно, зритель следил за Мустафой по прозвищу «Ферт». Актер Иван Кырля, этнический мариец, был настолько убедителен, что его считали настоящим беспризорником. А он учился в государственном техникуме кинематографии — будущем ВГИКе, кузнице отечественных кинокадров. Фильм был для него оглушительным успехом. Он стал известным поэтом. Но прожил он недолго. В 1937 году, в разгар большого террора, его посадили по мерзкому обвинению — как марийского националиста. В 1943-м он умер в лагере.
В основу сюжета положена работа знаменитой в ту пору Болшевской трудовой коммуны имени Генриха Григорьевича Ягоды. Генеральный комиссар государственной безопасности — это маршальское звание — и в ту пору сталинский любимец Генрих Ягода много лет руководил ведомством на Лубянке.
Он с юности дружил с Максимом Горьким. Его очень ценил Дзержинский. Ягода увлекался модной тогда идеей перековки преступников, особенно малолетних преступников, беспризорников, из которых созидательный труд делает человека.
Фильм получил Гран-при на международном кинофестивале в Венеции в 1932 году.
Революция, Гражданская война, военный коммунизм, голод, репрессии, расстрелы. Людей убивают и сажают. Они умирают от голода и болезней. Дети лишаются родителей. Миллионы беспризорников. Чем они могут прокормиться? Воровством и проституцией. Советские руководители нашли решение: пусть ими займутся не воспитатели и педагоги, а чекисты. Сказано — сделано. В августе 1924 года в подмосковном Болшеве открылась трудовая коммуна. Что-то среднее между пионерским лагерем и лагерем для заключенных. Руководил коммуной кадровый чекист Матвей Самойлович Погребинский. Он родом из Полтавской губернии. Образование три класса. В двадцать с небольшим лет начал службу в органах госбезопасности. Прислали ему юных преступников-рецидивистов, каждому суд дал срок не меньше трех лет.
В первую очередь он снял охрану. Живешь в коммуне — добровольно. Следом он придал работе смысл — подростки должны получить специальность и прилично зарабатывать. И наконец, воспитанники стали отвечать за свои проступки не перед администрацией, а перед товарищами. Круговая порука. Один нарушил — всех наказали.
Он создал вполне успешное предприятие, куда пришлось еще и нанимать людей. Трудовой коллектив составил пять тысяч человек. Три фабрики, куда возили гостей. Максим Горький написал предисловие к книге Матвея Погребинского под названием «Трудовая коммуна ОГПУ», чаще ее называют «Фабрика людей». И это точное название. Горький назвал Погребинского «ликвидатором беспризорности». Как раз когда фильм снимался, пошла новая волна беспризорников. Это результат коллективизации и раскулачивания, то есть уничтожения русского крестьянства. И не только русского. Семьи справных крестьян высылали. Люди умирали по дороге. Детей-беспризорников сажали.
Николай Баталов в роли Матвея Погребинского
Погребинского и сыграл Николай Баталов.
Матвей Погребинский сделал изрядную карьеру в органах госбезопасности. Он стал начальником областного управления в Горьком. Орден Красного знамени, орден Красной звезды, Почетный работник органов госбезопасности. Комиссар госбезопасности 3-го ранга, генеральское звание.
Коммуне в 1933 году присвоили имя Ягоды. Но сталинская любовь недолга. Каждые несколько лет он менял команду на Лубянке. Приходили новые люди. Прежняя команда отправлялась в топку. Когда Генриха Ягоду, уже бывшего наркома внутренних дел, арестовали, комиссар госбезопасности Матвей Погребинский не стал ждать, когда и за ним придут. 4 апреля 1937 года он застрелился. Оружие начальнику областного управления внутренних дел полагалось. Посадили его жену, дали ей восемь лет. Коммуну распустили. Кого-то арестовали и даже расстреляли. Книгу Погребинского изъяли из библиотек. Из фильма «Путевка в жизнь» вырезали всякое упоминание о Болшевской коммуне. Но фильм остался! Как часть нашей истории. И как произведение искусства, созданное талантливыми людьми.
// Настоящее кино