|
|
Большой гид по программам сорокового Московского кинофестиваляавтор Максим МарковСроки ММКФ в этом году перенесены из-за грядущего Чемпионата мира по футболу - и вместо июня главный кинофестиваль страны пройдёт с 19-го по 26-е апреля. В московском конкурсе нынче - шестнадцать картин. Три из них представляют Россию - и очевидно, что на «Спитак» Александра Котта заранее смотрят как на фаворита соревнования. Некогда на ММКФ считалось чуть ли не правилом отдавать главный приз российскому участнику, но эта «традиция» давно подзабылась: находились и другие достойные ленты. Однако Котт - большой труженик и незаурядный мастер, и понятно, что его рассказ о трагедии 7-го декабря 1988-го года будет заметно отличаться от посвящённого этой же теме «Землетрясения». Другое дело, какие на этот раз попадутся конкуренты. Между тем «Царь-птица» Эдуарда Новикова отдаёт дань другой моде: привечать - наконец-то - на высшем уровне якутское кино. А «Ню» - это режиссёрский дебют актрисы и певицы Ян Гэ, прижившейся у нас уроженки Пекина. Три фильма представляют республики бывшего СССР: «Ночной бог» Адильхана Ержанова - Казахстан, «Стойкость» Рашида Маликова - Узбекистан, а «С пеной у рта» Яниса Нордса – копродукция Латвии, Литвы и Польши. Кадр из фильма «Неаполь под пеленой»
Первый конкурсный фильм будет показан уже на открытии фестиваля - и это неспроста: постановщик «Неаполя под пеленой» - итальянский режиссёр Ферзан Озпетек, довольно хорошо известный у нас уже потому, что его работы добираются до российского проката. Шесть лет назад его «Присутствие великолепия» уже украшало конкурс ММКФ и было заслуженно вознаграждено Призом зрительских симпатий. Относительно известным можно назвать и Харальда Цварта: пусть его имя наверняка вам ничего не скажет, но хотя бы про парочку его фильмов - например, «Розовая пантера 2» и «Каратэ-пацан» - вы точно слышали. Нынче он привезёт в Москву свою норвежскую военную драму «12-й человек». В свою очередь Клер МакКарти принимала участие в выходившем у нас австралийском альманахе «10 мгновений судьбы». Её американская «Офелия» только что нашумела на фестивале «Сандэнс» - благодаря как сюжету (шекспировская трагедия глазами заглавной героини), так и актёрскому ансамблю: Дэйзи Ридли, Наоми Уоттс, Том Фелтон, Клайв Оуэн (вот только приедут ли они - пока неизвестно). Кадр из фильма «Офелия»
А вот турецкий режиссёр Мурат Дюзгюноглу знаком фестивальным завсегдатаям по фильму «Почему я не Тарковский?» - который по понятным причинам не столь давно был в конкурсе ивановского «Зеркала». Сейчас он привезёт в российскую столицу свою новую работу «Халеф». Киноманам также могут что-то сказать имена Сержиу Трефо, Роберты Торре и Антони Кордье. Первый представит на ММКФ ленту «Гнев» (Португалия - Франция - Бразилия), вторая расскажет, как «Ричард спускается в ад» (Италия - Франция), а третий поведает про то, как «Гаспар едет на свадьбу» (Франция - Бельгия). Для Кима Джэхана «Воспоминания о солдате» (Республика Корея) - вторая режиссёрская работа, «Год Леона» Мерседес Лаборде (Аргентина) и «Заблудшие» Дастина Финили (Новая Зеландия) - режиссёрские дебюты. Судить игровой конкурс будут хорошо известные нам Анна Меликян и Настасья Кински, а также победитель прошлогоднего ММКФ - китайский режиссёр Лян Цяо и актёр Джон Сэвэдж (американский тренер из «Движения вверх», игравший в таких знаменитых лентах, как «Охотник на оленей», «Волосы», «Крестный отец 3»). Председателем жюри назначен итальянский продюсер Паоло дель Брокко, председатель правления кинокомпании «RAI Cinema», принимавшей участие в создании фестивальных хитов уровня «Реальности» и «Моря в огне». Кадр из документального фильма «Генезис 2.0»
В то же время жюри документального конкурса возглавила Ольга Свиблова - бессменный директор московского Мультимедиа Арт Музея. Компанию ей составят британский режиссёр Лиз Макинтайр и литовский кинодеятель Саулюс Бержинис. Им предстоит посмотреть восемь картин, в числе которых – «Генезис 2.0» Кристиана Фрая и Максима Арбугаева, копродукция Швейцарии, России, Китая, Республики Кореи и США о найденной в Северном Ледовитом океане туше мамонта. Здесь же отметим, что традиционно одной из сильнейших подборок фестиваля считается программа документального кино «Свободная мысль», где сразу выделяется «Человеческий поток» прославленного китайского художника Ай Вэйвэя. Третий конкурс ММКФ - конкурс короткого метра. Как мы уже сообщали, главным сюрпризом в нём является участие Марины Жигаловой-Озкан - генерального директора «Уолт Дисней Компани СНГ», которая, оказывается, вовсю учится на режиссёрском факультете Высших курсов сценаристов и режиссёров. Вместе с однокашником Юрием Зайцевым она представит на фестивале курсовую работу под названием «Материя» - с Максимом Матвеевым в главной роли. Второй участник от России - Владимир Мункуев со своим «Счастьем». А вот в «Уголке короткого метра» наших лент заметно больше: целых шесть названий. Кадр из короткометражного фильма «Материя»
Однако как водится (и это не является секретом), большинство зрителей приходит в киноцентр «Октябрь», дабы оценить внеконкурсные новинки. В этом году мы будем лишены возможности в числе первых увидеть каннских лауреатов - но и без них собранные программы выглядят на первый взгляд очень даже солидными: в каждой можно найти как минимум по одному потенциальному хиту. Из Берлина, например, приедут «Недотрога» Адины Пинтилие и «Профайл» Тимура Бекмамбетова - победители главного конкурса и «Панорамы» соответственно («Фильмы, которых здесь не было»), а также получившее «Серебряного медведя» «Лицо» Малгожаты Шумовской («Время женщин»; оно, впрочем, уже через неделю выходит в российский прокат). Киноэстеты, как правило, сразу бегут на «8 1/2 фильмов». Нынче там покажут четырёхчасовую «короткометражку» Лав Диаса «Время чудовищ», трёхчасовую ленту Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт и он идиот», «Спутник Юпитера» от венгра Корнела Мундруцо с Мерабом Нинидзе и «Радугу» - первый фильм по сценарию братьев Тавиани, который Паоло Тавиани поставил в одиночку: Витторио Тавиани долго болел и скончался в минувшее воскресенье (к слову, на ММКФ покажут также их работу 1972-го года: «У святого Михаила был петух»). Кадр из фильма «Радуга»
«Эйфория сопротивления» в свою очередь покажет новые работы Абделлатифа Кешиша («Мехтуб. Любовь моя. Песнь первая»), Матье Амальрика («Барбара») и Шмуэля Маоза («Фокстрот»), а также румыно-французский фильм «Поророка», исполнение главной роли в котором только что принесло Богдану Думитраке новообразованную премию «Золотая арка». Но центральное событие программы - документальная картина «Осёл», поставленная легендарным театральным режиссёром Анатолием Васильевым - это почти трёхчасовая «эпическая ода ослу», фильм-аллегория о многочисленных ипостасях заявленного в названии животного. Самой же яркой по количеству звёздных имён получилась в этом году программа «Мастера», в которой представлены новые ленты действительно именитых мастеров. Тут и «55 шагов» Билле Аугуста с Хеленой Бонэм Картер, Хилари Суонк и Джеффри Тамбором, и «В поисках праздника» Паоло Вирци (а это один из самых титулованных итальянских режиссёров наших дней) с Хелен Миррен и Дональдом Сазерлендом, «Первая реформаторская церковь» Пола Шредера с Итаном Хоуком и Амандой Сейфрид, «Иней» Шарунаса Бартаса с участием Ванессы Паради, «Явление» Ксавье Джанноли с Венсаном Линдоном, «Молитва» Седрика Кана, «Звонок отцу» Серика Апрымова... И свежая работа выигравшего полтора месяца назад иноязычный «Оскар» Себастьяна Лелио – «Неповиновение» с Рэйчел Вайц и Рэйчел МакАдамс. Кадр из фильма «Чайка»
Даже в программе «Спектр» (не самой хитовой) есть «Миссис Хайд» с Изабель Юппер и Роменом Дюрисом, а также наверняка любопытная «Песнь древа» - первый мюзикл, снятый на киргизском языке. «Русский след» тоже интригует по меньшей мере двумя названиями: «No-One» Льва Прудкина с Елизаветой Боярской в одной из главных ролей расскажет одновременно и про путч 1991-го года, и про Крым как «проблемную точку»; а «Чайка» из ЮАР - это тамошняя адаптация великой чеховской пьесы. В рамках «Специальных показов» состоятся премьеры фильма-спектакля Сергея Алдонина «Сергей Прокофьев» и милитари-патриотического экшена «Танки» Кима Дружинина. В программе «Ателье» - документальные ленты «И смех, и снег Славы Полунина» и «Мастерская» о киномастерской первого фильма, созданной тридцать лет назад Алексеем Германом (продюсером фильма Сергея Карандашова выступил Герман-младший). А для тех, кто по каким-либо причинам пропустил прокатные сроки (или для иностранных гостей?) - подборка «Кино для всех и каждого», составленная из значимых российских картин последнего времени: «Аритмия», «Довлатов», «Движение вверх» и пр. Кадр из документального фильма «Вспоминая Ингмара Бергмана»
Традиционно одной из сильнейших сторон Московского кинофестиваля являются его ретроспективные показы - особенно с учётом того, что в столице так мало мест, где на большом экране показывали бы классику мирового кино. В этом году главным хитом данного направления обязана стать приуроченная к столетию великого режиссёра программа «Бергман. Известный и неизвестный», вобравшая 21 картину (что чуть менее половины всего наследия). Здесь есть и его дебютный «Кризис», о котором мы уже успели рассказать в рамках нашего проекта «Ни дня без Бергмана» (следующие главы подоспеют в свой черёд - в том числе и в дни фестиваля), и подлинные шедевры уровня «Девичьего источника», «Сцен из супружеской жизни», «Фанни и Александра». Довершит ретроспективу часовая документальная лента Йорна Доннера «Вспоминая Ингмара Бергмана». Другая именная коллекция - не менее шикарная и давно обещанная: «Брюс Ли. Человек-легенда». Здесь - и не нуждающиеся в представлении «Большой босс», «Кулак ярости», «Путь дракона», «Игра смерти», и куда менее известная у нас драма 1960-го года «Сирота». Кадр из фильма «Сирота»
Две шикарные по составу участников программы собраны благодаря двум значимым юбилеям. «Две недели длиной в 50 лет» отмечают полувековой стаж каннского «Двухнедельника кинорежиссёров» - и это повод показать и увидеть во всём великолепии «Кроткую» Робера Брессона, «Обещание» братьев Дарденнов, «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани, «Седьмой континент» Михаэль Ханеке, «Про уродов и людей» Алексея Балабанова и даже «Политех» Дени Вильнёва. А «Свои» позволяют напомнить, кого за свои сорок выпусков («К 40-летию...» в названии - это, конечно же, ошибка: ведь в прошлом веке фестиваль проводился раз в два года, поэтому ММКФ сильно старше своей нумерации) так или иначе «открыли» в Москве. А это - ни много ни мало! - прошлогодний каннский триумфатор Рубен Эстлунд, дебютировавший у нас с лентой «Гитара-монголоид», двукратный оскаровский призёр Асгар Фархади, некогда привозивший к нам драму «Танцуя в пыли», и даже Данкан Джонс, участвовавший в ушедших уже «Перспективах» с «Луной 2112». Кроме того - в «Специальных показах» - есть возможность пересмотреть эйзенштейновского «Александра Невского» (с намёком?..), а также увидеть «Зной» Ларисы Шепитько и «Красное яблоко» Толомуша Океева. Кадр из фильма «Танцуя в пыли»
Добавим к этому экранизацию фантастического триллера братьев Стругацких «Отель "У погибшего альпиниста"» в программе «Век кино стран Балтии», состоящую из пяти картин подборку «Открытие. Кино Шри Ланка», «Идентификацию» Сэмуела Тивьерджа с Сами Насери (фильм закрытия) - и признаем, что сказать «Да опять смотреть нечего» про нынешний Московский кинофестиваль (впрочем, как и про прошедшие) уж точно никак нельзя! Картин покажут много, картины эти на любой вкус - приходи и смотри!
читать также: все новости о фильме Спитак
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |