На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : 40 ММКФ: конкурсная программа, часть 1 фильм Спитак Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи > фильм Спитак
40 ММКФ: конкурсная программа, часть 1

40 ММКФ: конкурсная программа, часть 1

автор Максим Марков | источник Filmz.ru | 21.04.2018

В российской столице в сороковой раз проходит Московский Международный кинофестиваль. Мы пристально следим за его главной - конкурсной - программой.

«Неаполь под пеленой», Италия, реж. Ферзан Озпетек

После ночи любви (бурная и весьма откровенная сцена), парень, заметно моложе Адрианы, не является на назначенное им же самим свидание - а потом начинается самое интересное.

Кадр из фильма «Неаполь под пеленой»

Занятно придуманный фильм про женщину средних лет, на которую вдруг снисходит запоздавшее откровение подлинной страсти - что в итоге заметно сказывается на её психике (подробности опущу, ибо спойлеры). Присутствуют призраки (героиня к тому же работает в морге), ясновидящая «святая», страшная детская травма, а также спрятанная под покровом неаполитанских видов (археологический музей, швейная фабрика, барабанщики на улице и пр.) детективная линия с убийством.

Но что обидно - скучновато. Люблю Ферзана Озпетека (как минимум за «Присутствие великолепия»), но эта женская драма - не без религиозных моментов - в целом оставила меня равнодушным.

«Год без Леона», Аргентина, реж. Мерседес Лаборде

41-летняя женщина осталась одна: мужчина, с которым она прожила несколько лет, умер. Его бывшая жена просит Флавию побыть какое-то время с Лусией - дочкой Леона, у той по-прежнему есть своя комната в наполовину опустевшей квартире...

Кадр из фильма «Год без Леона»

Немногословная история про то, как снова начать жить после смерти близкого человека (оттого это «без», пропавшее из официального каталога, обязательно, иначе попросту нет смысла). Очень простой в задумке и воплощении и при этом очень достойный фильм об очень важном: сохраняя в памяти любовь, надо двигаться дальше, не обрывая сложившихся в прошлом родственных связей.

Флавия не понимает, зачем она нужна девочке (отца-то нет, зачем же приходить?..), но, быть может, и понимать-то не нужно - нужно принять и обняться. Так к финалу от картины остаётся что-то хорошее.

«Воспоминания о солдате», Республика Корея, реж. Ким Джэхан

Мечтательный деревенский парнишка попадает на бессмысленную войну между Востоком и Западом, где становится почему-то (и не просто так) ординарцем генерала, массирующим тому плечи.

Кадр из фильма «Воспоминания о солдате»

Полное гуманистически-пацифистского пафоса, но с точки зрения искусства почти никакое кино: важное, но в то же время пустое. Единственное, что тут есть относительно любопытного - регулярные «встречи» солдата с родными: на стрельбище он видит жену, в бамбуковом лесу - мать, в плену - корову. Но сделано это настолько наивно, что не сильно впечатляет.

«Спитак», Россия - Армения, реж. Александр Котт

Некогда Гор уехал из Армении в Москву, а теперь возвращается: в Спитаке, где только что произошло разрушительное землетрясение - его родные: мать с отцом, бывшая жена с дочерью...

Кадр из фильма «Спитак»

Режиссёр Александр Котт принципиально отказывается от жанра фильма-катастрофы: от самого землетрясения в картине - один только кадр. Но от последствий уже никуда не деться: руины, трупы, отчаяние - всего этого в кадре предостаточно. Но ничего не педалируется, истерии, свойственной аналогичным лентам по реальным событиям, не наблюдается. «Спитак» - драма сдержанная (хотя и не без моментов) и оттого, пожалуй, даже сухая: с одной стороны, правильно, что нас не заставляют рыдать, но с другой... а что мы тогда тут делаем?..

Конечно, это очень важный фильм, который обязательно следовало сделать; но художественный ли это успех - вопрос из вопросов.

«Заблудшие», Новая Зеландия, реж. Дастин Финили

Он вышел по УДО из тюрьмы, она - кажется, из лечебницы. У него позади некая трагедия, её судьба явно тоже не баловала. Не сразу, но два одиночества встречаются - в отдалённом домике посреди благословенной тиши. Здесь им предстоит научиться снова жить и общаться с миром.

Кадр из фильма «Заблудшие»

Медитационно-меланхоличный фильм, целиком построенный на молчании (самый длинный диалог - в начале, и на том всё) и общих (максимум - поясных) планах. Камера отдалённо наблюдает за двумя неприкаянными героями (единственная «массовая» сцена - случайна игра в бинго), долгое время не выдавая нам многих подробностей (и в итоге раскрывая лишь часть секретов), заставляя нас додумывать на ходу и не делая, по суди, никаких выводов.

Последнее картину портит. Похоже (по сути своей) решённый «Год без Леона» даёт нам хотя бы финальное объятие, что здесь - непонятно.

«Стойкость», Узбекистан, реж. Рашид Маликов

В 1989-м году бывший «афганец» получает диагноз: онкология. Времени в обрез, чтобы успеть разобраться с делами.

Кадр из фильма «Стойкость»

Афганское эхо (флешбэки с одной дружбой и одним предательством плюс пара встреч с былыми сослуживцами и призрак у порога), сочленённое с социалкой (приходится дать взятку чиновнику, чтобы тот водопровод провёл в школу: угроза с жалобой в ЦК не действует) и невнятной даже не любовной, а просто женской линией (к тому же сложности по семейной части) - всё очень стойко и серьёзно, но работает хуже, чем должно бы.

«Гаспар едет на свадьбу», Франция - Бельгия, реж. Антони Кордье

Гаспар просит случайную встречную поехать вместе с ним к отцу на свадьбу (тот женится во второй раз). Так Лора знакомится с необычной семьёй - хозяевами зоопарка.

Зачин задаёт настроение: путешествующая автостопом туристка натыкается на группу людей, просит у них кофе с круасаном, идёт любопытства ради вслед за ними - и приковывается за компанию наручниками к железной дороге, протестуя против проходящего мимо состава с радиоактивными отходами. «Вы малость не в себе?» - любопытствует «спасший» её Гаспар, - но оказывается, что и у него самого семейка не из самых нормальных: сестра считает себя медведицей и ходит в шкуре усопшей любимицы, отец лечит экзему в аквариуме с рыбками и не без труда порывает с многочисленными любовницами... Маму у них, говорит Гаспар, съел тигр (на самом деле - не совсем так), отчего Лора даже переживает: в её жизни ничего такого не случалось.

Кадр из фильма «Гаспар едет на свадьбу»

Сам герой тоже непрост - с малых лет он изобретает всякие прекрасные вещи: «ребёнок-швабра», пробка от шампанского на парашюте («Пользы немного, зато красиво»), трубка, чтобы курить вдвоём, блокнот, чтобы тебе почесали спину (как «морской бой»), очиститель для пупка!.. Всё это наверняка понравится члену жюри Анне Меликян, у которой (раньше, во всяком случае) фантазия работала в схожем направлении - так что будет совершенно неудивительно, если эта лёгкая и совершенно нефестивальная комедия про важность семейных отношений на ММКФ всё-таки что-то получит.

Да, это не артхаус – что не мешает фильму быть в меру прекрасным: не великим, но отлично поднимающим настроение, заряжающим бодростью и всеми такими прочими важными вещами; порой такое кино важнее скучного «медляка», где ничего «глубокомысленно» не случается.

Кадр из фильма «Гаспар едет на свадьбу»

А ещё здесь есть пингвин, который предсказывает будущее (в зависимости от того, какую корюшку выберет), и звучит самый шикарный саундтрек, что мне попадался за последнее (довольно долгое) время.

«Гнев», Португалия - Франция - Бразилия, реж. Сержиу Трефо

На юге Португалии в 1950-м году бедняк убивает двух богачей. Лишённый ими работы, земли и любых прочих средств к существованию, он, уважаемый некогда человек, вынужден был примкнуть к пробирающимся в Испанию контрабандистам, а потом взяться за ружьё с совсем не мирными намерениями.

Кадр из фильма «Гнев»

Выразительное ч/б и выверенные мизансцены. Пронзительная немногословность и насыщенные молчанием протяжённые сцены. Скудные земли и нарождающийся социальный протест (бедные готовы работать - но работы им нет, хоть умирай с голоду). Сын-инвалид и дочь-активистка. Гриф, раздирающий тушку кролика, и путь через Долину мёртвых. «Бедные рождаются бедными, а богатые – богатыми». Всё это делает «Гнев» пока что первым претендентом на главную награду фестиваля.

См. также:

Фильм «Спитак» на 40-м Московском кинофестивале

40 ММКФ: фильмы внеконкурсных программ, часть I

Большой гид по программам сорокового Московского кинофестиваля

теги: ММКФ

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Спитак

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.