На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Ни дня без Бергмана: «Женские грёзы» (1955) фильм Женские грёзы Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи > фильм Женские грёзы
Ни дня без Бергмана: «Женские грёзы» (1955)

Ни дня без Бергмана: «Женские грёзы» (1955)

автор Максим Марков | источник Filmz.ru | 13.06.2018

«Женские грёзы» - пример бергмановского «середнячка»: фильм не за что ругать, но и поводов похвалить его немного. Плохим его, конечно, никак не назовёшь, но и выдающимся - тоже. Он просто не самый яркий и далеко не самый примечательный.

«Женские грёзы» (Kvinnodröm), Швеция, 1955; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Эва Дальбек, Харриет Андерссон, Гуннар Бьёрнстранд, Ульф Пальме, Инга Ландгре, Керстин Хедебю, Свен Линдберг.

Фотограф Сусанна Франк приезжает вместе с моделью Дорис из Стокгольма в Гётеборг - якобы на фотосессию, хотя куда больше её интересует проживающий здесь господин Хенрик Лобелиус, с которым она не виделась уже несколько месяцев. Отправившись с утра погулять, Дорис нехотя знакомится возле красивой витрины с относительно пожилым мужчиной, который настаивает - и покупает ей платье, туфли и дорогущее ожерелье…

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Пятнадцатый фильм Ингмара Бергмана - не плохой, не хороший. Он сделан на уровне прежних картин режиссёра и в чём-то даже лучше прочих: Бергман с лёгкостью обходится без слов, где они ему не нужны, и по-прежнему снимает свои фирменные длинные диалоги отнюдь не скучными почти безмонтажными планами. Здесь есть драма (Сусанну так обуревают чувства, что она едва не выпрыгивает на полном ходу из поезда - и в итоге безмолвно кричит в открытое окно), здесь есть определённая интрига (что нужно «дядюшке» от доверчивой девушки?..) - но в целом «Женские грёзы» не производят такого впечатления, как некоторые предыдущие работы уже вполне уверенного в себе мастера. Они как будто бы ни о чём; это два не самых поучительных случая из жизни, довольно механически объединённые в одну ленту.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Мир гламура у Бергмана получается так себе: эпизоды в фотостудии по-своему выразительны, но не конкретны, а выездная съёмка и вовсе срывается из-за опоздания Дорис. Единственная любопытная «профессиональная» подробность: ассистент делает замечание, что грудь, накрашенная губной помадой, непоправимо пачкает ткань, на что одна из моделей возражает ему, что научилась этому у Диора.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

В остальном же создаётся ощущение, что на сей раз автору в принципе всё равно, чем занимаются его героини, главное - дать им хоть какую-то «сцепку», чтобы иметь право назвать полным метром пару самостоятельных короткометражек. В финале, правда, юная героиня вздыхает, отмечая, что «трудно быть работающей женщиной, сочетать личную жизнь и работу» (до этого она поссорилась со своим возлюбленным, противившимся её командировке), но звучит это как-то не всерьёз, не вполне убедительно.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Но в чём же заключаются эти «женские грёзы»?.. С Сусанной всё просто: она влюблена в женатого, и желание новой встречи с ним («Господи, позволь мне увидеть его») противоречит её же здравому рассуждению, что «это безумие». Она приходит к его дому; вызывает сторонние взгляды случайных свидетельниц её телефонного разговора из кондитерской; принимает, наконец, любимого в гостиничном номере. «Если бы я могла взять тебя в руки и всегда носить в кармане платья!..» – «Да, если б могла...»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Однако пылкость столичной штучки не передаётся находящемуся на грани банкротства бизнесмену: он устал и от себя, и от своей затянувшейся интрижки («Я пустое место, Сусанна. Старый потрёпанный предмет обихода»), и лишь лень да привычка плыть по течению мешают ему раз и навсегда порвать с обременяющей его любовницей. Та в свою очередь готова от него родить, и ей самой страшно от произнесённой фразы: «Я желаю смерти твоей жене и твоим детям»...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Собственно, жена Хенрика и расставляет вскоре всё по местам. Признаваясь, что вовсе не ревнует супруга, Марта скорее жалеет Сусанну, нежели ненавидит. Тут пора отметить, что главной героине где-то тридцать пять лет; её боязнь остаться одной в фильме не проговаривается, но всё-таки ощущается. От этого она и недовольна опоздавшей Дорис, которой немногим за двадцать. «Они все мечтают о шикарной жизни!» - её заботит не столько «срыв» съёмки, сколько чужая молодость, позволяющая себе и ветреность, и забывчивость, и ошибки.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Второй вариант «женских грёз» - и проще, и интереснее. «Дядя Отто» (как она потом будет его называть) застаёт симпатичную кокетку у магазинной витрины: та просто разглядывала красивое платье, коротая минуты. Он предлагает купить ей этот наряд - и мы, равно как и Дорис, тут же вольны заподозрить неладное. Очевидно, что нет ничего хорошего в том, что почтенный с виду мужчина (в фильме его неизменно называют пожилым и даже уродливым, хотя это вовсе не так) представляет незнакомку как свою «племянницу», одаривает её шмотками и брюликами, угощает сладостями и катает на аттракционах (отчего ему самому становится плохо)...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

И нет ничего удивительного в том, что у опьянённой шампанским Дорис постепенно действительно разыгрывается аппетит: «Мы снимем фильм. Ты будешь продюсером, а я звездой», - прилагается и список прочих желаний, включающий машину, загородный дом и операцию по исправлению кривого зуба. Хотя она и говорит, что всего лишь шутит, но на медвежьей шкуре раскидывается более чем картинно - не понимая при этом, почему охмуривший её «ловелас» не спешит бросаться в распахнутые перед ним объятья...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Но Бергман практически сразу даёт нам одну подсказку (у этого «старика» - проблемы с дочерью), а потом и вовсе выводит на крупный план другую: в доме у Отто висит женский портрет, на котором - вылитая Дорис. Мужчина объясняет гостье, что его жена попала в психушку практически сразу после рождения Марианны: ей виделось, что у девочки волчья голова («Я задаю слишком много вопросов» - «Но ведь я отвечаю»). Позднее эта дочь и сама появляется перед нами, обвиняя отца в скупости - и получая в ответ жестокое (и, судя по всему, привычное): «Возможно, галлюцинации твоей бедной матери не так уж неоправданны. За твоей внешней красотой скрывается волчий оскал»...

Таким образом, сексуальный подтекст случайной встречи уходит на нет, обнажая не женскую, а мужскую драму.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Тут есть ещё один примечательный момент. Оказавшись возле проигрывателя, Дорис перебирает пластинки - и вместо баховской «Сарабанды» ставит лёгкую поп-мелодию. Спустя без малого полвека Бергман назовёт «Сарабандой» свою последнюю режиссёрскую работу. Но это будет в 2003-м году - пока же режиссёр и сам предпочёл непритязательный и даже поверхностный рассказ, не заморачиваясь глубоким исследованием человеческой сути.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Урок любви» (1954)

Ни дня без Бергмана: «Вечер шутов» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Женщины ждут» (1952)

Ни дня без Бергмана: «Такого здесь не бывает» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Летняя игра» (1951)

Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Жажда» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949)

теги: спецпроект

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Женские грёзы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.