Хвалясь тем, что «практически все суперзлодеи прошлых лет уничтожены», молодёжь нынче сражается вовсе не за правое дело: «их битва ведётся ради самой битвы, а единственные враги - они сами». Что, понятно, не могло не привести однажды к трагедии: метод супергероев-спасителей «больше нельзя считать решением», «в них во многом и состоит ... сама проблема».
И вот в ходе одной потасовки в Канзасе буквальным образом расщеплен Капитан Атом – последовавший ядерный взрыв унёс миллион жизней и превратил сотни километров в радиоактивную пустыню. «Полное уничтожение американской житницы и стерилизация аграрной отрасли страны грозит крахом всей мировой экономике, столкнувшейся с глобальным голодом», - похоже, видения о грядущем Апокалипсисе, с недавних пор преследующие добропорядочного пастора Нормана Маккея, вот-вот обернутся реальностью.
Об этом говорит и призрачный Спектр, посланный высшей силой «наказать ответственных за грядущее зло», для чего ему «необходимо прикрепиться к человеческой душе, жаждущей справедливости». И Нормана он выбрал отнюдь неспроста: «Лишь ты можешь следовать по пути к Рагнарёку».
В сущности, от твоего здравомыслия напрямую зависит судьба человечества. Пока я стою здесь, пред тобой, неописуемое зло начинает вторжение в наш мир. Армагеддон стремительно приближается.
Разворот графического романа Марка Уэйда и Алекса Росса «Царство Небесное»
В результате разворачивающихся на наших глазах событий формируется несколько противостоящих друг другу групп.
С одной стороны - команда вернувшегося и обещающего всё исправить Супермена, которого поддерживают Чудо-Женщина, Флэш, Зелёный Фонарь, Красный Робин.
С другой - так называемый «Фронт освобождения человечества», возглавляемый Лексом Лютором с примкнувшими к нему Капитаном Марвелом, Загадочником и Женщиной-Кошкой.
К ним же - а вовсе не к Супермену! - со временем присоединяется и отряд постаревшего Бэтмена, охраняющего правопорядок Готэма при помощи роботизированных стражей и верных друзей вроде Зелёной Стрелы.
Четвёртая же сила в этой истории - те, кого не вдохновили призывы Супермена о «должной ответственности», «правде и справедливости», кто отказался добровольно встать рядом с ним. Для них в самые короткие сроки выстроили исправительную колонию, призванную «заточить самых смертоносных и неуправляемых сверхлюдей». «Это уже на грани фашизма», - сомневался поначалу сам Супермен, но стройку не остановил; в результате «бастион справедливости» назвали Гулагом - и новая тюрьма мигом переполнилась, превратившись «в котёл, бурлящий от ненависти и хаоса»...
Всё это шаг за шагом приближает тот самый «Рагнарёк, затмевающий белый свет», когда «кто-то должен заплатить по счетам» - либо супергерои, либо человечество. «А может, война и есть наилучший выход?» - возникает вдруг неожиданный вопрос.
Наша задача - усилить трения между обычными и металюдьми, обострить обстановку так, чтобы у человечества не осталось иного выбора, кроме как вернуть себе бразды правления... любой ценой. Будет война... кровопролитие... Но в конце концов человек снова станет хозяином планеты.
Разворот графического романа Марка Уэйда и Алекса Росса «Царство Небесное»
Абсолютное издание на то и абсолютное, чтобы обладать роскошной, воистину впечатляющей подборкой бонусов, которые занимают едва ли не половину всего тома. И это не только стандартная галерея или, к примеру, «Мемориал» с перечислением всех 105-ти задействованных супергероев, составленное в 1997-м году генеалогическое древо «на основании 70-летней истории персонажей DC», а также описание всех производственных этапов создания одной сцены, от сценария к финальной иллюстрации (что само по себе уже очень круто).
Это ещё и двойные примечания, и первые из них – «Ключи Царства» - составлены самим художником Алексом Россом, расписавшим «подробный перечень ключевых элементов и персонажей, на случай если вы кого-то не узнали или что-то проглядели» (что будет вовсе не удивительно, учитывая, что «каждая страница "Царства Небесного" насыщена множеством визуальных деталей»).
В примечаниях же, собранных Александром Лисовским, указаны не только места, где Росс нарисовал сам себя (или Марка Уйэда, Брюса Тима, Пола Дини и прочих коллег по цеху), но и более тонкие моменты: допустим, появление на одной из страниц Сомнамбулы Чезаре, персонажа классического «Кабинета доктора Калигари», или отсылка к нуар-драме «Ночь охотника», или, что любопытнее всего, появление на странице «DC» ... Человека-Паука, Капитана Америки и Тора - то есть, персонажей «Вселенной Marvel», «которых Алекс Росс добавил сюда в качестве небольшой шутки»!
Разворот графического романа Марка Уэйда и Алекса Росса «Царство Небесное»
Разумеется (как же без этого), включены сюда и разнообразные тексты, дополняющие и поясняющие сам роман, описывающие атмосферу его создания. Есть даже эссе Кларка Нормана Росса, отца художника, выступившего прообразом главного героя, пастора Нормана Маккея.
Отмечая очевидное («Марк Уэйд увидел в этой битве титанов современную версию Апокалипсиса из "Откровения Иоанна Богослова"», - и это действительно так, текст буквально пронизан соответствующими цитатами), он не видит в этом ничего, как сказали бы сегодня у нас, «кощунственного», напротив: «Мне лишь кажется забавным, что мой сын мог в определённой степени побудить многих людей взять в руки "Откровение" - и зачастую, я уверен, впервые в жизни».
На мой взгляд, эффектно выполненные супергеройские декорации «Царства Небесного» служат обрамлением для истории о саморазвитии и поиске себя - истории самой что ни на есть духоподъёмной.
Сам же Марк Уэйд, отвечая на наиболее часто задаваемые вопросы о романе, признаётся:
Главным удовольствием для меня как сценариста «Царства Небесного» было брать старых, известных героев DC и помещать их под микроскоп, одного за другим. Прощупывать, препарировать. Стачивать до самой их сердцевины, а затем лепить заново, наблюдая, как персонажи, которых я вроде бы знаю уже тридцать лет, предстают в совершенно ином свете.
Разворот графического романа Марка Уэйда и Алекса Росса «Царство Небесное»
Но главной - и весьма объёмной, на семьдесят полос - изюминкой издания является «коллекция заметок и эскизов» Алекса Росса, представляющая собой «наиболее полное на сегодняшний день собрание персонажей "Царства Небесного", с моими закадровыми комментариями». «Наша история, происходящая в ближайшем будущем, дала мне отличную возможность переосмыслить классических персонажей DC и таким образом претворить в жизнь многие мои детские фантазии», - так начинает Росс свой обстоятельный рассказ о трансформации старых героев и появлении новых, некогда наметившихся ещё в его подростковом блокноте.
Конечно, это специфическое чтение (или рассматривание), в первую очередь способное вызвать интерес, наверное, художников-профессионалов; однако и всем прочим не следует пропускать эти страницы - здесь можно отыскать немало примечательного. Найти, например, русского Казака («Казаки были частью элитного конного корпуса в царской России»), или Рыцаря-Дракона («Образ святого Георгия, героического рыцаря, объединённого с убитым им драконом»), или Чёрного Монгула («Похожий на Чингисхана призрак смерти с русским/азиатским прошлым»). А также узнать, образы каких из новых супергероев навеяны эстетикой Гигера, диснеевской «Фантазией» или даже битловской песней.
Фрагмент из графического романа Марка Уэйда и Алекса Росса «Царство Небесное»
А открывает книгу написанное в канун 1997-го года введение Эллиота Маггина, автора новеллизации графического романа (то есть, «без всяких картинок»). Среди прочего он говорит:
В книге, которую вы сейчас держите в руках, Марк Уэйд и Алекс Росс демонстрируют, что к неумолимому ходу прогресса, который привёл нас в этот период развития человеческой цивилизации, нужно относиться ответственно. Без ложной скромности. Без красивых поз. Без веры в высшие силы, которые сойдут с неба и всё исправят, несмотря на наше упорное стремление напортачить. Мы обязаны знать, кто мы, где мы и что мы можем сделать. Мы обязаны сознавать последствия своих действий - или бездействия - и принимать решения с открытыми глазами.
Истории о супергероях - рассказанные посредством комиксов или любым другим образом - самое чёткое проявление коллективного бессознательного наших дней. Рассказы эти не о богах, а о том, какими стремятся быть сами люди - какими они в самом деле должны быть.
Конечно, не совсем верно будет называть «Царство Небесное» Марка Уэйда и Алекса Росса «Библией от комиксов» - всё-таки на это звание есть и другие претенденты. Но очевидно, что сверхамбициозный замысел реализован авторами на самом высоком уровне: и в плане текста, сталкивающего несопоставимое, и особенно по части рисунка - чрезвычайно детального и выдержанного в максимально реалистичном духе (что уже чисто визуально отличает этот графический роман от множества соседних).
Короче говоря, это книга, совершенно точно обречённая остаться на вашей полке.
Обложка графического романа Марка Уэйда и Алекса Росса «Царство Небесное»
«Царство Небесное», представившее двадцать два года назад супергеройскую версию Апокалипсиса, посвящено Кристоферу Риву, «благодаря которому мы верим, что человек способен летать». На русском языке вышло абсолютное - и невообразимо роскошное - издание графического романа, ставшего уже современной классикой.
Это рассказ о том периоде в жизни Супермена, Капитана Марвела, Чудо-Женщины, Бэтмена и других героев, когда они понимают, что они не боги. И о том периоде в их жизни, когда они наконец-то осознают, что, невзирая на свои ограниченные возможности, всё равно должны сохранять силу духа и быть ответственными. Сейчас такой период в истории человеческой цивилизации, когда всем нам необходимо усвоить те же самые уроки. Вот почему данный сюжет, несмотря на обилие пестрых, ярких костюмов, так важен для нас.
Десять лет назад Супермен «вдруг решил отступиться от своей бесконечной битвы», отошёл от дел и обрёк себя на добровольное изгнание, беззаботно плотничая на своей сокрытой от чужих глаз ферме. Это решение стало тяжёлым ударом для многих его союзников, которые, «пав духом, избрали тот же путь и отправились на покой».
Величественные боги прошлого больше не обитают среди людей, Норман Маккей. После того как Супермен сложил оружие, каждый из них пошёл своей дорогой, уводящей прочь от простых людей, которым они некогда столь рьяно служили. Затерявшись в древних цивилизациях и в будущих веках, они бросили человечество на произвол судьбы.
Мир за эти годы заметно изменился: «нет больше ни Олимпийских игр, ни Нобелевских премий»; последний Чемпионат мира прошёл в 2002-м (сам роман, подчеркну, датирован 1996-м). Но главное, балом правят теперь металюди нового поколения - дети и внуки былых героев, «бессчётные тысячи отпрысков прошлого, вдохновлённых легендами своих предшественников, но позабывших об их морали».
Разворот графического романа Марка Уэйда и Алекса Росса «Царство Небесное»
Хвалясь тем, что «практически все суперзлодеи прошлых лет уничтожены», молодёжь нынче сражается вовсе не за правое дело: «их битва ведётся ради самой битвы, а единственные враги - они сами». Что, понятно, не могло не привести однажды к трагедии: метод супергероев-спасителей «больше нельзя считать решением», «в них во многом и состоит ... сама проблема».
И вот в ходе одной потасовки в Канзасе буквальным образом расщеплен Капитан Атом – последовавший ядерный взрыв унёс миллион жизней и превратил сотни километров в радиоактивную пустыню. «Полное уничтожение американской житницы и стерилизация аграрной отрасли страны грозит крахом всей мировой экономике, столкнувшейся с глобальным голодом», - похоже, видения о грядущем Апокалипсисе, с недавних пор преследующие добропорядочного пастора Нормана Маккея, вот-вот обернутся реальностью.
Об этом говорит и призрачный Спектр, посланный высшей силой «наказать ответственных за грядущее зло», для чего ему «необходимо прикрепиться к человеческой душе, жаждущей справедливости». И Нормана он выбрал отнюдь неспроста: «Лишь ты можешь следовать по пути к Рагнарёку».
В сущности, от твоего здравомыслия напрямую зависит судьба человечества. Пока я стою здесь, пред тобой, неописуемое зло начинает вторжение в наш мир. Армагеддон стремительно приближается.
Разворот графического романа Марка Уэйда и Алекса Росса «Царство Небесное»
В результате разворачивающихся на наших глазах событий формируется несколько противостоящих друг другу групп.
С одной стороны - команда вернувшегося и обещающего всё исправить Супермена, которого поддерживают Чудо-Женщина, Флэш, Зелёный Фонарь, Красный Робин.
С другой - так называемый «Фронт освобождения человечества», возглавляемый Лексом Лютором с примкнувшими к нему Капитаном Марвелом, Загадочником и Женщиной-Кошкой.
К ним же - а вовсе не к Супермену! - со временем присоединяется и отряд постаревшего Бэтмена, охраняющего правопорядок Готэма при помощи роботизированных стражей и верных друзей вроде Зелёной Стрелы.
Четвёртая же сила в этой истории - те, кого не вдохновили призывы Супермена о «должной ответственности», «правде и справедливости», кто отказался добровольно встать рядом с ним. Для них в самые короткие сроки выстроили исправительную колонию, призванную «заточить самых смертоносных и неуправляемых сверхлюдей». «Это уже на грани фашизма», - сомневался поначалу сам Супермен, но стройку не остановил; в результате «бастион справедливости» назвали Гулагом - и новая тюрьма мигом переполнилась, превратившись «в котёл, бурлящий от ненависти и хаоса»...
Всё это шаг за шагом приближает тот самый «Рагнарёк, затмевающий белый свет», когда «кто-то должен заплатить по счетам» - либо супергерои, либо человечество. «А может, война и есть наилучший выход?» - возникает вдруг неожиданный вопрос.
Наша задача - усилить трения между обычными и металюдьми, обострить обстановку так, чтобы у человечества не осталось иного выбора, кроме как вернуть себе бразды правления... любой ценой. Будет война... кровопролитие... Но в конце концов человек снова станет хозяином планеты.
Разворот графического романа Марка Уэйда и Алекса Росса «Царство Небесное»
Абсолютное издание на то и абсолютное, чтобы обладать роскошной, воистину впечатляющей подборкой бонусов, которые занимают едва ли не половину всего тома. И это не только стандартная галерея или, к примеру, «Мемориал» с перечислением всех 105-ти задействованных супергероев, составленное в 1997-м году генеалогическое древо «на основании 70-летней истории персонажей DC», а также описание всех производственных этапов создания одной сцены, от сценария к финальной иллюстрации (что само по себе уже очень круто).
Это ещё и двойные примечания, и первые из них – «Ключи Царства» - составлены самим художником Алексом Россом, расписавшим «подробный перечень ключевых элементов и персонажей, на случай если вы кого-то не узнали или что-то проглядели» (что будет вовсе не удивительно, учитывая, что «каждая страница "Царства Небесного" насыщена множеством визуальных деталей»).
В примечаниях же, собранных Александром Лисовским, указаны не только места, где Росс нарисовал сам себя (или Марка Уйэда, Брюса Тима, Пола Дини и прочих коллег по цеху), но и более тонкие моменты: допустим, появление на одной из страниц Сомнамбулы Чезаре, персонажа классического «Кабинета доктора Калигари», или отсылка к нуар-драме «Ночь охотника», или, что любопытнее всего, появление на странице «DC» ... Человека-Паука, Капитана Америки и Тора - то есть, персонажей «Вселенной Marvel», «которых Алекс Росс добавил сюда в качестве небольшой шутки»!
Разворот графического романа Марка Уэйда и Алекса Росса «Царство Небесное»
Разумеется (как же без этого), включены сюда и разнообразные тексты, дополняющие и поясняющие сам роман, описывающие атмосферу его создания. Есть даже эссе Кларка Нормана Росса, отца художника, выступившего прообразом главного героя, пастора Нормана Маккея.
Отмечая очевидное («Марк Уэйд увидел в этой битве титанов современную версию Апокалипсиса из "Откровения Иоанна Богослова"», - и это действительно так, текст буквально пронизан соответствующими цитатами), он не видит в этом ничего, как сказали бы сегодня у нас, «кощунственного», напротив: «Мне лишь кажется забавным, что мой сын мог в определённой степени побудить многих людей взять в руки "Откровение" - и зачастую, я уверен, впервые в жизни».
На мой взгляд, эффектно выполненные супергеройские декорации «Царства Небесного» служат обрамлением для истории о саморазвитии и поиске себя - истории самой что ни на есть духоподъёмной.
Сам же Марк Уэйд, отвечая на наиболее часто задаваемые вопросы о романе, признаётся:
Главным удовольствием для меня как сценариста «Царства Небесного» было брать старых, известных героев DC и помещать их под микроскоп, одного за другим. Прощупывать, препарировать. Стачивать до самой их сердцевины, а затем лепить заново, наблюдая, как персонажи, которых я вроде бы знаю уже тридцать лет, предстают в совершенно ином свете.
Разворот графического романа Марка Уэйда и Алекса Росса «Царство Небесное»
Но главной - и весьма объёмной, на семьдесят полос - изюминкой издания является «коллекция заметок и эскизов» Алекса Росса, представляющая собой «наиболее полное на сегодняшний день собрание персонажей "Царства Небесного", с моими закадровыми комментариями». «Наша история, происходящая в ближайшем будущем, дала мне отличную возможность переосмыслить классических персонажей DC и таким образом претворить в жизнь многие мои детские фантазии», - так начинает Росс свой обстоятельный рассказ о трансформации старых героев и появлении новых, некогда наметившихся ещё в его подростковом блокноте.
Конечно, это специфическое чтение (или рассматривание), в первую очередь способное вызвать интерес, наверное, художников-профессионалов; однако и всем прочим не следует пропускать эти страницы - здесь можно отыскать немало примечательного. Найти, например, русского Казака («Казаки были частью элитного конного корпуса в царской России»), или Рыцаря-Дракона («Образ святого Георгия, героического рыцаря, объединённого с убитым им драконом»), или Чёрного Монгула («Похожий на Чингисхана призрак смерти с русским/азиатским прошлым»). А также узнать, образы каких из новых супергероев навеяны эстетикой Гигера, диснеевской «Фантазией» или даже битловской песней.
Фрагмент из графического романа Марка Уэйда и Алекса Росса «Царство Небесное»
А открывает книгу написанное в канун 1997-го года введение Эллиота Маггина, автора новеллизации графического романа (то есть, «без всяких картинок»). Среди прочего он говорит:
В книге, которую вы сейчас держите в руках, Марк Уэйд и Алекс Росс демонстрируют, что к неумолимому ходу прогресса, который привёл нас в этот период развития человеческой цивилизации, нужно относиться ответственно. Без ложной скромности. Без красивых поз. Без веры в высшие силы, которые сойдут с неба и всё исправят, несмотря на наше упорное стремление напортачить. Мы обязаны знать, кто мы, где мы и что мы можем сделать. Мы обязаны сознавать последствия своих действий - или бездействия - и принимать решения с открытыми глазами.
Истории о супергероях - рассказанные посредством комиксов или любым другим образом - самое чёткое проявление коллективного бессознательного наших дней. Рассказы эти не о богах, а о том, какими стремятся быть сами люди - какими они в самом деле должны быть.
Конечно, не совсем верно будет называть «Царство Небесное» Марка Уэйда и Алекса Росса «Библией от комиксов» - всё-таки на это звание есть и другие претенденты. Но очевидно, что сверхамбициозный замысел реализован авторами на самом высоком уровне: и в плане текста, сталкивающего несопоставимое, и особенно по части рисунка - чрезвычайно детального и выдержанного в максимально реалистичном духе (что уже чисто визуально отличает этот графический роман от множества соседних).
Короче говоря, это книга, совершенно точно обречённая остаться на вашей полке.
Обложка графического романа Марка Уэйда и Алекса Росса «Царство Небесное»