![]() |
|
|
![]() |
![]() Ни дня без Бергмана: «Лицо» (1958)автор Максим МарковДвадцатый фильм Ингмара Бергмана может показаться довольно странным: герои «Лица» - то ли искусные иллюзионисты, то ли ловкие мошенники, то ли ... действительно настоящие колдуны. Запутаться можно и в определении жанра картины: где-то это чистый ужастик, а в иных моментах - пародия на него... «Лицо» (Ansiktet), Швеция, 1958; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Макс фон Сюдов, Гуннар Бьёрнстранд, Оке Фридель, Ингрид Тулин, Эрланд Юсефсон, Тойво Павло, Найма Вифстранд, Биби Андерсон, Гертруд Фрид, Ларс Экбург, Сиф Рууд, Оскар Люнд, Бенгт Экерут. В 1846-м году карету «Театра магической силы Фоглера», разорённого и даже разыскиваемого полицией, останавливают в небольшом городке, где артисты собирались выступить «с целой серией сенсаций». Представители местного высшего общества - консул, комиссар и советник медицины - настаивают на эксклюзивном представлении, дабы убедиться, что подозрительные гастролёры - рядовые шарлатаны, а вовсе не волшебники. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицо»
«Лицо» - ещё один, после «Вечера шутов», выпад Ингмара Бергмана в сторону скептически настроенной публики, не готовой радоваться вдохновенному искусству, а неизбежно выискивающей в увиденном огрехи и подвохи. Если пять лет назад режиссёр заступался за циркачей, то сейчас он выражает сочувствие фокусникам – которых точно также легко обидеть и вывести на чистую воду, распахнув в нужный момент занавес, за которым сокрыты секретные механизмы того или иного трюка. Но на сей раз автор с присущей ему мудростью изменил регистр своего повествования - уйдя от драмы в отчасти забавную мистическую игру, отдающую должное как ужастикам, так и пародиям на них. Неправильно, впрочем, будет сказать, что Бергман снял комедийный хоррор, хотя определённые элементы этого жанра в фильме и правда присутствуют - что лишний раз доказывает мастерство постановщика, способного работать и так, и этак (особенно после того международного успеха, что перед этим на него обрушился; «Лицо», к слову, продолжило череду фестивальных побед шведского режиссёра, получив в Венеции Специальный приз жюри). ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицо»
Его хитрость состоит тут в том, что зритель так в точности и не понимает, кем на самом деле являются персонажи картины. «Вы полагаете, что действительно наделены сверхъестественными силами?» - спрашивают у них, а они, устами своего администратора, предпочитают отнекиваться: «Это наша Laterna magica, простая и безобидная игрушка», - имея в виду техническую оснащённость, а вовсе не запредельные способности (примечательно, что так называемый «волшебный фонарь» много позже появится у Бергмана и в ленте «Фанни и Александр», а название «Латерна магика» получит его автобиография). ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицо»
Но всё-таки: Альберт Эмануил Фоглер, якобы лишённый дара речи разработчик науки о животном магнетизме, - всемогущий колдун или же ловкий манипулятор в парике, создающий выразительный образ, но готовый унизиться, когда речь заходит о гонораре («Я превзошёл себя и свой талант, чтобы оставить вам незабываемые впечатления» - «Это было жалкое зрелище»)?.. А «двухсотлетняя» бабка, которая вроде как что-то такое начудила в ходе одного из предыдущих выступлений, но сейчас вместо закончившегося любовного зелья (один флакончик за тринадцать шиллингов, два за двадцать) подсовывающая покупателям нечто совершенно другое («Самое главное - как выглядит флакончик и вкус»; «Нет, это крысиный яд» - «От одного флакона не умрёт»)?.. Она настоящая ведьма - или банальная мошенница, разводящая доверчивых обывателей?.. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицо»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицо»
Молодая жена Фоглера, предпочитающая на публике выдавать себя за мужчину, его помощника, как раз читает на досуге книгу о мошенниках, выводя из неё простую мораль: «Обман так обычен, что тот, кто говорит правду, как правило, расценивается как величайший лжец». Позднее она со вздохом признаётся собеседнику: «Вся наша деятельность - это иллюзия, обман. {...} Притворство, фальшивые обещания, двойное дно. Жалкая, отвратительная ложь во всём и везде. Мы самые ничтожные жулики, каких только можно найти»... Но на следующее утро супруга комиссара, согласившаяся стать участницей фокуса, под воздействием «особых магнитов» говорит уж слишком много нелицеприятной правды, а когда на силача надевают «невидимые цепи», то просто физически ощущается, что он на самом деле не в состоянии их разорвать и освободиться. Так это всё-таки иллюзия - или же настоящая магия?.. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицо»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицо»
А подобранный в пути пьянчуга-актёр и правда умер, чтобы потом восстать и украсть со стола себе ещё водки? «Быть привидением у меня получается лучше, чем человеком, - вполне здраво рассуждает он. - Я стал убедителен, чего никогда не было, когда я был актёром». Воспринимать это как шутку или как данность?.. Кстати, другой эпизод с этим актёром в какой-то мере объясняет и название фильма, не самое очевидное. Умирая (или думая, что умирает?), Юхан догадывается, отчего это Фоглер так пристально за ним в эти минуты наблюдает: «Я буду держать открытым своё лицо, чтобы удовлетворить ваше любопытство». В свою очередь лицо самого Фоглера (о чём уже было сказано) - одна из важнейших загадок картины, содержащая ключ к её правильному прочтению: только отличив его от маски, можно ответить на все заданные выше вопросы. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицо»
Особо лицами приезжих раздражён местный кучер: «Когда я вижу такое лицо, как у Фоглера, я просто схожу с ума. Мне сразу хочется ударить. Лицо Фоглера... Есть что-то особенное в таких лицах. {...} Их нужно растоптать». Он - тот зритель, который вечно недоволен показываемыми фокусами. В то же время зритель кинокартины поставлен почти в то же самое положение, что и хозяева города, попросившие (вернее, потребовавшие) артистов задержаться на ночь (но накрывшие им при этом не в зале, а на кухне). Консул Эгерман полагает, что необъяснимые силы существуют, тогда как комиссар Старбек уверен, что перед ним - требующие немедленного разоблачения аферисты. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицо»
Наиболее последовательно свою позицию излагает доктор Вергерус, не скрывающий своего презрительного отношения к «компании с исключительно нечистой совестью», уверенно направляющейся по дороге, «ведущей к позору или тюрьме». «Всё возможно объяснить», - громогласно провозглашает он в присутствии друзей, но, оказавшись с фокусницей наедине, признаётся: «Вы олицетворяете то, что я больше всего презираю, - необъяснимое». Ему же и достаётся в финале больше прочих: окончательно спутывая карты, Бергман пугает и доктора, и нас глазом в чернильнице, кистью без руки, призраком в зеркале!.. То, что в иных его картинах было частью либо сна, либо горячечного бреда, кошмаром наяву ворвалось вдруг в пространство вполне реалистичной истории, убедительно подтверждая фразу, на которую в самом начале фильма можно было бы и не обратить внимания: «Я слышу, что привидения стонут мне в уши». ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицо»
В довершении всего, чтобы смотреть было интереснее, автор обильно поливает приготовленное блюдо соусом из разнообразных любовных связей: Тюбал подмигивает Софии, Симсон очаровывается Сарой, госпожа Эгерман ждёт в ночи Фоглера, Вергерус в свою очередь зовёт к себе его жену!.. В результате получается рецепт, по которому спустя годы будут поставлены такие комедии, как, например, «Формула любви» и «Магия лунного света». Хотя вопрос, хотел ли Бергман насмешить нас или же напугать, остаётся открытым. Ну а напоследок обратите внимание, как ловко режиссёр использует своё волшебство, заменяя демонстрацию сцены вскрытия красочным рассказом, после которого вам наверняка покажется, что вы всё видели своими глазами - хотя ведь очевидно, что на самом деле вы не увидели ничего. Нужны ли тут дополнительные доказательства в пользу того, кто именно стал прототипом обладающего магической силой Фоглера?.. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицо»
См. также: Ни дня без Бергмана: «На пороге жизни» (1958) Ни дня без Бергмана: «Земляничная поляна» (1957) Ни дня без Бергмана: «Седьмая печать» (1957) Ни дня без Бергмана: «Улыбки летней ночи» (1955) Ни дня без Бергмана: «Вечер шутов» (1953) Ни дня без Бергмана: «Такого здесь не бывает» (1950) Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949) Ни дня без Бергмана: «Музыка в темноте» (1948) ![]()
читать также: все новости о фильме Лицо
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |