![]() |
|
|
![]() |
![]() Ни дня без Бергмана: «Девичий источник» (1960)автор Максим МарковКо дню столетнего юбилея великого Ингмара Бергмана наш проект дошёл до двадцать первой его картины - не только принёсшей режиссёру первого «Оскара», но и получившей впоследствии американский как бы «ремейк» (пусть и с определёнными нюансами). «Девичий источник» (Jungfrukällan), Швеция, 1960; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Макс фон Сюдов, Биргитта Вальберг, Биргитта Петтерссон, Гуннель Линдблюм, Аксель Дюберг, Тур Иседаль, Уве Порат, Гудрун Брост, Оскар Люнг, Аксель Слангус. Карин едет через лес со свечами для церкви и натыкается на трёх пастухов-братьев. Они насилуют её и убивают, после чего останавливаются на ночлег в доме родителей девушки... ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник»
«Девичий источник» - необычайно простая картина, здесь почти нет ничего лишнего. Первая её половина ведёт нас к преступлению, вторая - к наказанию. Но показательна интерпретация этого сюжета, осуществлённая Ингмаром Бергманом при помощи Уллы Исакссон, написавшей сценарий на основе шведской народной баллады XIII века «Дочери Тёреса из Вэнге». В самой балладе (во всяком случае, в известном нам переводе Игн. Ивановского) всего 64 строки - и только в пяти из них есть слова религиозного толка: девушки (в оригинале их трое) спешат в «божий храм», в финале отец решает возвести на месте их гибели «каменный храм». Фильм в свою очередь религиозными мотивами буквально пропитан. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник»
Авторы противопоставляют старую веру и новую: тогда как вся семья молится у распятия, беременная Ингери, дочь хозяина от первого брака, по-прежнему взывает к Одину. И Один услышал её - так язычница воспринимает случившееся со сводной сестрой. Мало того, действие ленты разворачивается в день Страсти Господней - то есть, в Страстную Пятницу и на утро Великой субботы. Карин едет в церковь не просто так, а потому, что свечи для Пресвятой Девы должна отвезти именно девушка. Встретив заинтересовавших её пастухов, она проникается к ним сочувствием и преломляет вместе с ними хлеб, привычно перед этим помолившись. Позднее молитва подскажет мальчику - не убийце, но свидетелю, - в какой именно дом он попал со своими братьями. Те же, не заметив совпадения, совершают роковую (для себя) ошибку - продавая матери сорочку якобы «умершей сестры». ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник»
Мать и сама ещё не в полной мере отошла от язычества - и среди прочего «пугает» любимую дочку тем, что «святые накажут тебя и напустят зубную боль». В финале, подобно Ингери, она тоже принимает на себя вину, признаваясь, что ревновала погибшую к отцу (которого, похоже, та любила чуть больше). «Судить будет Бог», - отметает муж её запоздалые сожаления. Тёре здесь - главный хранитель Веры. Ему и сложнее всего. «Ты видел это, Господи, ты видел. Смерть моего ребёнка и мою месть. Ты допустил это. Я тебя не понимаю. Я не могу понять тебя». На этом вопросе - как Бог мог допустить убийство четырёх человек - и базируется весь фильм. Действительно: как?! И как жить дальше, принимая это небесное молчание?.. Уже после того, как отец пообещает построить на месте гибели дочери церковь, случается чудо: стоило поднять тело девушки, как из-под земли вдруг забил ручей - тот самый девичий источник. Знак ли это свыше, проявление ли это божественного?.. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник»
Однако всё это вовсе не значит, что фильм настолько религиозен, что его не стоит смотреть неверующему человеку. Бергман очень деликатен и не настаивает на своём. При желании этих религиозных мотивов можно даже не заметить, увидев в картине одну только историю убийства и мести. Балованная соня и лентяйка, якобы «заболевшая» после танцев (а на деле просто проспавшая), заверяет, что ни с кем не ляжет в постель до свадьбы, и убеждена, что при нападении сумеет яростно отбиться. Опыт изнасилованной (как можно понять) сестры ничему её не учит, наивность доводит до беды. Убийцам же попросту не повезло. Попав не в тот дом, они попадают под нож для забоя скота. Их жертву не вернуть, но зло всё-таки наказано. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник»
В этом отношении нельзя пройти мимо дебютной работы Уэса Крэйвена под названием «Последний дом слева», наречённой когда-то милыми шутниками «ремейком» бергмановского шедевра. Это и так, и не так. Безусловно, Крэйвен, в будущем - прославленный мастер ужастиков, вдохновлялся именно «Девичьим источником». Пусть даже этого решительно не хочется допускать: легче поверить, что перед нами пример того, сколь сильно могут отличаться друг от друга разные экранизации. Но после прочтения шведской баллады всё, к сожалению, становится предельно очевидно: там просто-напросто нет материала для американской картины. Крэйвен и правда взял приглянувшуюся ему линию о насилии и мести, предельно упростив её на свой кровавый манер. Оставив определённый событийный набор, лишь косвенно пересекающийся с шедевром Бергмана, он создал предельно реалистичную ленту о сбежавших из тюрьмы ублюдках, ни во что не ценящих чужую человеческую жизнь (в 2009-м вышел уже незавуалированный ремейк этого фильма). ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник»
Сюжеты двух картин как будто бы схожи - но их воплощение разительно отличается. Не только визуально (это уж само собой), но и в плане смыслового насыщения. Лента Крэйвена вызывает у зрителей вопль «как таких зверей земля только носит?!!». Бергмана, как уже сказано выше, более всего волнует молчание Господа на этот счёт. Кстати, в оригинальной балладе преступники оказываются к тому же ещё и сыновьями героя - то есть, братьями убитых ими девушек (суровая жизнь некогда заставила отца отправить их скитаться по миру). Бергман очищает рассказываемую историю от этого совпадения, одновременно и упрощая её, и делая универсальной. Именно универсальность «Девичьего источника» обеспечила ему в итоге успех в США и премию «Оскар». Неважно, какой здесь век на дворе (отмечу заодно, что быт того времени показан режиссёром во всех подробностях), важно, что нечто подобное может произойти где и когда угодно. И без Крэйвена хорошо известно, сколь любима американцами тема самосуда в ответ на жестокое преступление. Тем интереснее, опять же, посмотреть, с какой стороны подошёл к этому вопросу подлинно великий мастер. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник»
Как уже было отмечено, «Девичий источник» выглядит очень «простым» фильмом, лишённым чего-либо «навязчиво-символического». Но есть всё-таки тут три сцены, которые необходимо выделить особо. Две из них связаны с мальчиком, самым юным персонажем истории, также не избежавшим расплаты. Сперва, сразу после убийства, мы видим его под падающим снегом - и это очень красивая сцена, даже слишком красивая для такого фильма (Бергман уже работал однажды с оператором Свеном Нюквистом, но именно тут начинается их многолетнее сотрудничество). Потом, оказавшись в доме убитой, мальчик слушает рассказываемую ему «сказку на ночь» - и это уже слишком художественный эпизод, своей витиеватостью вступающий в противоречие с прямолинейностью магистрального сюжета (хотя что ж тут плохого). ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник»
Но самый знаменитый момент картины, впоследствии часто обыгрываемый последователями Бергмана, - борьба лишившегося дочери отца с тоненькой белой берёзкой: ради веников для бани он ломает деревце точно так же, как насильники сломали его любимицу (что можно прочесть и как ещё одно убийство). Смысл этого совпадения - как раз весьма символичного, что, скорее, исключение для фильма - режиссёр предлагает разгадывать задумавшимся зрителям. В остальном же «Девичий источник» - пример того, как «богато» можно рассказать даже очень скромную (казалось бы) историю. Всё, как водится, зависит от мастерства рассказчика. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник»
См. также: Ни дня без Бергмана: «Лицо» (1958) Ни дня без Бергмана: «На пороге жизни» (1958) Ни дня без Бергмана: «Земляничная поляна» (1957) Ни дня без Бергмана: «Седьмая печать» (1957) Ни дня без Бергмана: «Урок любви» (1954) Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953) Ни дня без Бергмана: «Летняя игра» (1951) Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949) Ни дня без Бергмана: «Дождь над нашей любовью» (1946) Ни дня без Бергмана: «Кризис» (1946) ![]()
читать также: все новости о фильме Девичий источник
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |