Случившаяся рокировка, по мнению затейников из «DC», отсекает «значительную часть мифологии персонажа» и позволяет «начать следующую главу его жизни с чистого листа, не оборачиваясь на многолетнюю историю». Тем самым решительно обновляется вся франшиза, делаясь приемлемой для новых читателей - в том числе и для русскоязычных.
...После всего того, что недавно случилось, они, наверное, ещё не совсем свыклись с мыслью, что поблизости завёлся второй Супермен.
Можно по-разному относиться к тому, что в комиксах рано или поздно убивают кого-нибудь из главных героев. С одной стороны, это как будто бы придаёт историям реализма, но с другой... Тут ведь как: если убили - то уж убили. А в случае с Суперменом, например, получается так, что один Супермен погиб, а другой тут же встал ему на замену. Так какая разница?.. Оба с Криптона, оба умеют летать, обоих распирает от остро ощущаемой жажды справедливости; так действительно ли между ними можно найти десять принципиальных различий?..
Вопрос, что называется, философский. И ответ на него во многом упирается в то, воспринимаем ли мы Супермена не как маску, не как функцию, но как убедительно выписанного с психологической точки зрения персонажа. Иными словами, верим ли мы, что у Человека из Стали есть собственная индивидуальность, за которую-то мы его и любим. И подразумевается ли при этом, что другой Супермен, приходящий ему на смену, в чём-то отличен от предыдущего?.. Не только в нюансах биографии, но в чём-то большем, в личных каких-то характеристиках?..
Фрагмент альтернативной обложки из графического романа «Супермен. Книга 1. Сын Супермена»
Понятно, что Супермену уже девятый десяток. Будучи выходцем с другой планеты, он - и мы готовы это принять - не подвержен старению, но беда в том, что все остальные земляне, близкие супергерою, таким чудесным свойством не обладают (что, кстати, обыгрывалось в «Царстве Небесном», о котором мы недавно писали). То есть, если бы авторы изначально следовали реалистичному курсу, то их криптонцу пришлось бы как-то мириться со смертью не только родителей, но и ближайшего окружения - и то и дело заводить новые отношения.
Но можно ведь и не обращать на это внимания, законсервировав героев в некоем определённом возрасте - и просто аккуратно перенося их во времени. Так делают - и это вполне естественная аналогия - в кино, легко меняя артистов с каждым новым витком бесконечной франшизы. Того же Супермена в разных фильмах сыграли одиннадцать, кажется, актёров (тут легко сбиться - смотря что учитывать). Но сама условность этих произведений не вызывает у нас подозрений: мы легко принимаем любого из них, видя всё того же Супермена в характерных для своей эпохи обстоятельствах.
Для чего тогда необходима смерть героя в рамках графической Вселенной - тем более непонятно. Быть может, в этом видят смысл подлинные фанаты рисованных историй, но для не столь вовлечённого читателя от перестановки слагаемых сумма вряд ли изменится: Супермен в любом случае останется Суперменом. И тот факт, что сейчас он не совсем тот, что был раньше, быстро, мне кажется, позабудется: как-никак, этот тоже с Криптона, тоже умеет летать и также распираем от остро ощущаемой жажды справедливости.
Я на собственном опыте знаю, как это просто - умереть. И как это трудно - возродиться.
Разворот графического романа «Супермен. Книга 1. Сын Супермена»
Но как бы там ни было, авторы очередного взлёта супергероя - упомянутые уже Питер Дж. Томаси и Патрик Глисон - предлагают нам даже не новый взгляд на историю, но много больше: вообще - новую историю. В которой - и это уже заложено в самом заголовке представляемого тома - Супермен оказывается как будто бы даже не главным героем.
В центре внимания теперь - юный Джонатан, тогда как самому Кларку отводится «роль отца десятилетнего мальчишки, у которого только-только начинают проявляться суперсилы». «Сын Супермена» становится таким образом самой «детской» книжкой «Вселенной DC Rebirth», уделяющей довольно много внимания подростковым переживаниям и пертурбациям.
- Наша жизнь - одна большая и страшная тайна. Я даже не могу никому рассказать, кто мы такие: мама втайне пишет книжки, папа - тайный супергерой, а я - тайный получеловек-полукриптонец!
- Джон, мы говорили на эту тему уже много раз. Это всё ради твоей же безопасности.
- Мы много добра можем принести этому миру и самим себе, своей семье, если будем держать в тайне, кто мы есть на самом деле. Я думал, ты это понимаешь.
- Если уж решили врать всем на свете, мной, пожалуйста, не прикрывайтесь!
Фрагмент разворота из графического романа «Супермен. Книга 1. Сын Супермена»
Книга о Супермене как воспитательный роман? Что ж, бывает и такое; в какой-то мере это изначально было заложено в саге о пришельце с Криптона, просто теперь проявилось наиболее наглядно. «Надо поступать правильно, - учит отец сына, которому скоро «придётся выбрать себе свою S и жить в соответствии с ней», - причём всегда, даже когда один ты так поступишь. Даже когда страшно. Даже когда никто не видит».
«Теперь с каждым днём его жизнь будет всё сложнее», - волнуется он, тогда как мать по мере сил успокаивает: «А мы с тобой - я и ты - можем дать Джону лучшее, что есть в обоих мирах. Всё самое лучшее». Решая, «можно сказать, семейный вопрос», Супермен опасается выпускать так быстро взрослеющего сына «в этот мир» - и Лоис проявляет в этом плане чуть больше мудрости и спокойствия:
Кларк, наш сын должен быть готов постоять за себя. Ему нужно научиться иметь дело с тем, что его ждёт. И чем больше мы будем его опекать, тем страшнее могут быть последствия. И это правда новый мир для него. А ты - его Оби-Ван Кеноби.
Разворот графического романа «Супермен. Книга 1. Сын Супермена»
Усугубляет всё это появление так называемого Истребителя, «хранителя криптонской расы», некогда боровшегося – «любыми методами и способами» - с нарушителями криптонских законов в соответствии с приказами генерала Зода, а теперь жаждущего возродить Криптон «во всей своей славе» при помощи криптонской ДНК, обнаруженной у мальчика.
Проблема, однако, в том, что «ДНК оказалась нечистой: ведь половина генов в ней от твоей жены, а она человек», а потому, «чтобы сохранить чистоту расы, криптонский геном следует избавить от примесей»: «создавать новый мир нужно из чистого истока».
- То есть, ты собираешься истребить половину моего сына?
- Да... Но лишь его нечистую половину.
И вот тут понимаешь, что книга Томаси и Глисона оказалась куда серьёзнее, нежели можно было предположить поначалу.
Мальчик-полукровка - позор, который погружает тебя всё глубже во тьму! Мы даём тебе последний шанс, Кал-Эл! Признай, что этот ребёнок - твоя ошибка, и прими мир истребления!
А ещё здесь есть лунная бэт-пещера (!), «тайная мастерская» Бэтмена, которой в ходе ожесточённого сражения с участием костюма Адской Мыши наносят ущерб на десять миллиардов долларов США. Дорого же обошлось спасение криптонской крови!..
Обложка графического романа «Супермен. Книга 1. Сын Супермена»
Мало того, что один Супермен погиб, а другой тут же пришёл ему на смену, так ещё у того, другого, сынок подрастает - наполовину человек, наполовину криптонец, и тоже, разумеется, со сверхспособностями...
После трагической гибели одного Супермена ему на смену спешит другой, очень похожий. Ранее он мирно и спокойно - поклявшись «не вмешиваться в судьбу этого мира без крайней необходимости» - жил на своей ферме в округе Гамильтон в пятистах километрах к северу от Метрополиса под именем Кларка Смита с женой Лоис и сыном Джонатаном. Но теперь выхода нет: «Мир должен снова увидеть, что у него есть Супермен. И что Супермен присматривает за этой планетой».
Понимаю, мисс Лэнг, это всё очень запутанно, но я и есть Супермен, просто другой, не тот, которого вы знали и любили.
Понять, в чём тут дело и как такое произошло, помогает включённая в сборник статья Егора Прутова, разъясняющая положение дел.
Оказывается, погибший (увы, где-то за пределами русскоязычных официальных изданий) Супермен - это тот Супермен, что действовал во вселенной «New 52» и был героем таких книг, как «Супермен: Action Comics», «Лига Справедливости», «Супермен: Непобеждённый».
А новый Кларк Кент - герой графического романа Питера Дж. Томаси и Патрика Глисона «Сын Супермена» - не совсем новый, а напротив, как будто бы даже «классический»: он жил на Земле ещё до Флэшпойнта и известен, например, по выходившей у нас серии «Супермен/Бэтмен» или по книге «Бэтмен: Тихо!».
Разворот графического романа «Супермен. Книга 1. Сын Супермена»
Случившаяся рокировка, по мнению затейников из «DC», отсекает «значительную часть мифологии персонажа» и позволяет «начать следующую главу его жизни с чистого листа, не оборачиваясь на многолетнюю историю». Тем самым решительно обновляется вся франшиза, делаясь приемлемой для новых читателей - в том числе и для русскоязычных.
...После всего того, что недавно случилось, они, наверное, ещё не совсем свыклись с мыслью, что поблизости завёлся второй Супермен.
Можно по-разному относиться к тому, что в комиксах рано или поздно убивают кого-нибудь из главных героев. С одной стороны, это как будто бы придаёт историям реализма, но с другой... Тут ведь как: если убили - то уж убили. А в случае с Суперменом, например, получается так, что один Супермен погиб, а другой тут же встал ему на замену. Так какая разница?.. Оба с Криптона, оба умеют летать, обоих распирает от остро ощущаемой жажды справедливости; так действительно ли между ними можно найти десять принципиальных различий?..
Вопрос, что называется, философский. И ответ на него во многом упирается в то, воспринимаем ли мы Супермена не как маску, не как функцию, но как убедительно выписанного с психологической точки зрения персонажа. Иными словами, верим ли мы, что у Человека из Стали есть собственная индивидуальность, за которую-то мы его и любим. И подразумевается ли при этом, что другой Супермен, приходящий ему на смену, в чём-то отличен от предыдущего?.. Не только в нюансах биографии, но в чём-то большем, в личных каких-то характеристиках?..
Фрагмент альтернативной обложки из графического романа «Супермен. Книга 1. Сын Супермена»
Понятно, что Супермену уже девятый десяток. Будучи выходцем с другой планеты, он - и мы готовы это принять - не подвержен старению, но беда в том, что все остальные земляне, близкие супергерою, таким чудесным свойством не обладают (что, кстати, обыгрывалось в «Царстве Небесном», о котором мы недавно писали). То есть, если бы авторы изначально следовали реалистичному курсу, то их криптонцу пришлось бы как-то мириться со смертью не только родителей, но и ближайшего окружения - и то и дело заводить новые отношения.
Но можно ведь и не обращать на это внимания, законсервировав героев в некоем определённом возрасте - и просто аккуратно перенося их во времени. Так делают - и это вполне естественная аналогия - в кино, легко меняя артистов с каждым новым витком бесконечной франшизы. Того же Супермена в разных фильмах сыграли одиннадцать, кажется, актёров (тут легко сбиться - смотря что учитывать). Но сама условность этих произведений не вызывает у нас подозрений: мы легко принимаем любого из них, видя всё того же Супермена в характерных для своей эпохи обстоятельствах.
Для чего тогда необходима смерть героя в рамках графической Вселенной - тем более непонятно. Быть может, в этом видят смысл подлинные фанаты рисованных историй, но для не столь вовлечённого читателя от перестановки слагаемых сумма вряд ли изменится: Супермен в любом случае останется Суперменом. И тот факт, что сейчас он не совсем тот, что был раньше, быстро, мне кажется, позабудется: как-никак, этот тоже с Криптона, тоже умеет летать и также распираем от остро ощущаемой жажды справедливости.
Я на собственном опыте знаю, как это просто - умереть. И как это трудно - возродиться.
Разворот графического романа «Супермен. Книга 1. Сын Супермена»
Но как бы там ни было, авторы очередного взлёта супергероя - упомянутые уже Питер Дж. Томаси и Патрик Глисон - предлагают нам даже не новый взгляд на историю, но много больше: вообще - новую историю. В которой - и это уже заложено в самом заголовке представляемого тома - Супермен оказывается как будто бы даже не главным героем.
В центре внимания теперь - юный Джонатан, тогда как самому Кларку отводится «роль отца десятилетнего мальчишки, у которого только-только начинают проявляться суперсилы». «Сын Супермена» становится таким образом самой «детской» книжкой «Вселенной DC Rebirth», уделяющей довольно много внимания подростковым переживаниям и пертурбациям.
- Наша жизнь - одна большая и страшная тайна. Я даже не могу никому рассказать, кто мы такие: мама втайне пишет книжки, папа - тайный супергерой, а я - тайный получеловек-полукриптонец!
- Джон, мы говорили на эту тему уже много раз. Это всё ради твоей же безопасности.
- Мы много добра можем принести этому миру и самим себе, своей семье, если будем держать в тайне, кто мы есть на самом деле. Я думал, ты это понимаешь.
- Если уж решили врать всем на свете, мной, пожалуйста, не прикрывайтесь!
Фрагмент разворота из графического романа «Супермен. Книга 1. Сын Супермена»
Книга о Супермене как воспитательный роман? Что ж, бывает и такое; в какой-то мере это изначально было заложено в саге о пришельце с Криптона, просто теперь проявилось наиболее наглядно. «Надо поступать правильно, - учит отец сына, которому скоро «придётся выбрать себе свою S и жить в соответствии с ней», - причём всегда, даже когда один ты так поступишь. Даже когда страшно. Даже когда никто не видит».
«Теперь с каждым днём его жизнь будет всё сложнее», - волнуется он, тогда как мать по мере сил успокаивает: «А мы с тобой - я и ты - можем дать Джону лучшее, что есть в обоих мирах. Всё самое лучшее». Решая, «можно сказать, семейный вопрос», Супермен опасается выпускать так быстро взрослеющего сына «в этот мир» - и Лоис проявляет в этом плане чуть больше мудрости и спокойствия:
Кларк, наш сын должен быть готов постоять за себя. Ему нужно научиться иметь дело с тем, что его ждёт. И чем больше мы будем его опекать, тем страшнее могут быть последствия. И это правда новый мир для него. А ты - его Оби-Ван Кеноби.
Разворот графического романа «Супермен. Книга 1. Сын Супермена»
Усугубляет всё это появление так называемого Истребителя, «хранителя криптонской расы», некогда боровшегося – «любыми методами и способами» - с нарушителями криптонских законов в соответствии с приказами генерала Зода, а теперь жаждущего возродить Криптон «во всей своей славе» при помощи криптонской ДНК, обнаруженной у мальчика.
Проблема, однако, в том, что «ДНК оказалась нечистой: ведь половина генов в ней от твоей жены, а она человек», а потому, «чтобы сохранить чистоту расы, криптонский геном следует избавить от примесей»: «создавать новый мир нужно из чистого истока».
- То есть, ты собираешься истребить половину моего сына?
- Да... Но лишь его нечистую половину.
И вот тут понимаешь, что книга Томаси и Глисона оказалась куда серьёзнее, нежели можно было предположить поначалу.
Мальчик-полукровка - позор, который погружает тебя всё глубже во тьму! Мы даём тебе последний шанс, Кал-Эл! Признай, что этот ребёнок - твоя ошибка, и прими мир истребления!
А ещё здесь есть лунная бэт-пещера (!), «тайная мастерская» Бэтмена, которой в ходе ожесточённого сражения с участием костюма Адской Мыши наносят ущерб на десять миллиардов долларов США. Дорого же обошлось спасение криптонской крови!..
Обложка графического романа «Супермен. Книга 1. Сын Супермена»