Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

Золотое Правило буравчика

Как написать сценарий для блокбастера. Исследование Голливудской системы.

На Голливудских холмах даже в зимнее время жарко, равно, как и когда половина Штатов соединенной некогда Америки охвачены пожарами - в любую пору в Лос-Анджелесе кипит самая жгучая каша бурной деятельности. Здесь каждую секунду кто-нибудь кого-нибудь снимает. И не только на камеру...

Впрочем, те, кто снимает без использования камеры, нас сегодня не особенно интересуют - для них специальные газеты созданы, бульварной прессой называются. Нас интересует разгадка тайны - почему во всем мире снимают кино пачками, оно приносит доход не только продюсерам и актерам, но и являет собой основу столпа индустрии развлечений, а в нашей стране уровень телевизионного мыловарения только может сравняться с Западными аналогами (не бюджетами, так хотя бы качеством), но с Большим Кино дело как-то не заладилось.

Расскажу я Вам други мои маленькую страшную тайну. Не военная то тайна (у нас ее каждый Мальчиш-Кибальчиш ведает), а стратегическая. Прав был дедушка Ульянов-Ленин, когда говорил: "В условиях поголовной безграмотности населения важнейшим из искусств для нас является кино и цирк". Не для нас, видимо, говорил, а для начинающего уже в ту пору загнивать Запада. В ту пору, когда у нас "Мосфильм", "Ленфильм", да "Горького" с "Довженко" все больше на Госзаказ работали, в Голливуде начали делать бизнес. И немало, надо признать, в этом преуспели.

Оказывается, секрет любого успешного кинофильма был придуман еще в те времена, когда кино еще не было, вот только там до этого дошли и систему соорудили, а у наши кинопроизодители несколько притормаживают. А идею сию волшебную придумал мастер приключенческого романа Жюль Верн. На самом деле, может быть и не он вовсе, но у истоков стоял непременно.

Известно, что сюжет хорошего кинофильма можно уместить на спичечном коробке. Все что будет написано кроме этого - либо вода, либо к делу не относится. Важна идея. А уже после того, как эта идея сформировалась, можно приниматься за сценарий. Причем, совершенно не важно, фильм какого жанра вы будете снимать. Для того, чтобы получился блокбастер "по-голливудски", вам нужно всего-навсего правильно распределить роли в своем сюжете.

Итак, перед Вами список главных героев наиболее успешных штурмовиков десятки Кассовых Сборов за Неделю в Кинопрокате США. Эти картины редко держатся на вершине более одной недели, редко задерживаются в лидерах надолго, но они приносят моментальное удовлетворение продюсерам и толкают их на создание продолжений. Самое забавное, что зритель часто разделяет эти фильмы лишь по именам звезд, которые играли в главных ролях - остальное в этих картинах практически написано по единому шаблону.

Главный Герой (Г.Г.) - кличка "Бывалый". Как правило, симпатичный парень, пользуется успехом у женщин (женские фильмы в лидерах проката до недавнего времени были большой редкостью). Он недавно потерял друга (напарника, жену, любовницу, любимую запонку) и мысли на эту тему мешают ему спокойно спать (жить, есть, пить, заниматься сексом). Он меняет образ жизни и становится Волком Одиночкой (может и не изменять своим принципам, если потерял только жену - в таком случае он и был Волком Одиночкой и теперь находится в тоске по женскому телу, что его невероятно нервирует). У него есть кровный враг, о существовании которого он к началу фильма мог даже не подозревать, но смерть близкого человека (подруги, друга, любимой собачки) делает мерзавца-убийцу Гадом по гроб жизни.

Второй Главный Герой (В.Г.Г.) - кличка "Новичок" или "Напарник". Чаще в последнем случае Г.Г. произносится фраза "Он мне не напарник", но в процессе просмотра фильма это утверждение опровергается. Известен также, как случайный попутчик, кровный враг кровного врага, заложник, который становится другом. Они неизменно связаны одной цепью обстоятельств. (Цепь может быть настоящей, иногда трансформируется в наручники в финальной сцене фильма, если героям удалось одновременно попасться в ламы Г.З. (см. далее)). В.Г.Г. попадает в сложные ситуации по собственной глупости (незнанию, любопытству, вмешательству неведомых космических сил, именуемых также "закон жанра"). Г.Г. приходится из гуманистических соображений (и вопреки желанию) спасать белолагу из неприятностей, ибо те угрожают его никчемной жизни. Если Г.Г. одинок, то женат и счастлив в браке (символизирует торжество института брака и семьи, как ячейки капиталистического общества). Ему есть что терять. На самом деле и является Г.Г., но об этом мы узнаем только во второй части фильма. В финале картины он спасает Г.Г. Если не удается спасти Г.Г., вероятнее всего В.Г.Г. - подставное лицо и продолжения ждать не приходится. В любом случае, за время фильма Г.Г. и В.Г.Г. прониклись друг к другу теплыми чувствами и им становится невыносима мысль о смерти друг друга (в это время зритель пускает скупую слезу. Если нет, в кинозал врываются сотрудники кинотеатра в противогазах и распыляют слезоточивый газ (за последние 100 лет не использовалось). Жена или нечаянная подруга, которая в последствии станет женой, под это определение не попадает, ибо для нее написана отдельная роль.

Второстепенный Герой (В.Г.) - он же "Неудачник", он же "Зануда". Если необходим драматизм и "Оскар", роль удаляется из сценария. Если до "Оскара" далеко и хочется веселья, В.Г.Г. принимает на себя обязанности В.Г. (в клинической практике случай не очень распространенный). Как правило, используется для достижения комического эффекта. Чаще, В.Г. необходим, ибо обладает неким сокровенным знанием (знает нужного человека, код, шифр, местонахождение мифического ключа от квартиры, где деньги лежат).

Подруга Героя (П.Г.) - чаще Жена (любовница, коллега по цеху) В.Г.Г. (зависит от того, как Г.Г. относится к браку. Предполагает несколько вариаций на тему). Если фильму желают дать рейтинг ниже RG-13, на место П.Г. ставят ребенка. В последнем случае Жена или Любовница становятся вспомогательными героинями и в действии активного участия не принимают. Жена (любовница) не может переходить от одного героя к другому, если не находится в Стане Врага. Переход в стан противника символизирует грех, обратно - торжество Благодетели. В финале может погибнуть. Смерть П.Г. дает больше шансов на продолжение фильма - Герой должен найти свое счастье.

Главный мерзавец (Г.М.) - правая рука Г.З. Жесток, почти неизменно обезображено лицо. Характер нордический, неженат. Проводит все грязные дела по поручению босса. Перед финальной схваткой Г.Г. и В.Г.Г. должны пройти этап борьбы с Г.М., прежде чем искоренить Главного Злодея. Предкульминационная битва проводится с использованием секретного оружия (тайного приема Восточных единоборств, лопаты, бутылки из-под дорогого виски). В последнем случае бутылка показывается крупным планом, чтобы зритель мог разглядеть этикетку. За 1-2 секунды рекламы торговой марки производитель напитка готов заплатить за выпивку всей съемочной группы на весь период съемок, а также проставиться на банкет. Не редко, после гибели Г.З. восстает из пепла, чтобы нанести решающий удар Г.Г., но погибает от пули напарника. После этого В.Г.Г. произносит эффектную фразу, которая запоминается зрителю из всего сценария. По ней зритель, если забывает исполнителей главных ролей, определяет, видел он этот фильм или нет.

Главный злодей (Г.З.) - очень обеспеченный человек. Редко остается за кадром. Чаще на протяжении всего фильма ему удается несколько ускользнуть из лап Г.Г., что делает его Кровным Врагом. Правда, для того, чтобы стать К.В., Г.З. приходится серьезно попотеть и нанести непоправимый моральный ущерб Г.Г. (возможно, убить или изнасиловать П.Г.). Смерть Г.З. и Г.М. должны стать самыми запоминающимися в фильме. На создание эффектов кульминации отводится около 1/3 бюджета фильма.

Большой Брат (Б.Б.) - руководство Г.Г., В.Г.Г.. Несколько раз в течение фильма слегка за шалости бранит наших героев, напоминает об отсутствии времени и не дает расслабиться, грозит уволить. Если Б.Б. отсутствует явно, то вводится фактор времени (бомба с часовым механизмом, метеорит, спешащий на встречу с Землей и пр.).

Кроме того, квота на присутствие чернокожих актеров требует сделать одного из Г.Г. "афроамериканцем американского происхождения", что, по мнению продюсеров, должно внести дополнительную интригу в повествование, ибо напарник неизменно прохладно относится к национальным меньшинствам. Чернокожий актер не может быть на стороне противника, если речь не идет о войне с наркоторговлей в негритянском квартале. В таком случае В.Г. - это единственный представитель "белых", а все действия героев должны переноситься в резервацию (китайский квартал, гетто).

Глядя на это, можно с уверенностью сказать, что после сочинения более-менее оригинальной идеи фильма, сценарист начинает работать по известной схеме. Единственное, чем он может развлекать зрителя в подобном фильме - это диалогами героев. Все остальное уже давно придумали до нас. Видимо, российскому кино нужно тоже написать свою схему. Тогда и блокбастеры снимать будем и на авторское кино денег будет оставаться. Наши Звезды тогда, может быть, поймут что значит отдыхать от стрельбы и прогулок с динозаврами.

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.