«Двое блаженных» (вариант перевода - «Благословенные») добавляют к хорошо разработанной теме разве что одну принципиально важную деталь: мрак, поглощающий больного человека, со временем окутывает и того, кто, сопереживая и пытаясь помочь, находится с ним поблизости (впрочем, в вышеупомянутом «Часе волка» эта мысль тоже проскальзывала).
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Экранизируя роман Уллы Исакссон (вместе с которой он сделал ранее «Девичий источник» и «На пороге жизни»), Бергман не спешит окунать нас в сумрак. Долгое время кажется, что простодушному мужичку, подобно Христу занимавшемуся столярным делом, просто попалась сварливая бабёнка, которая не любит праздновать дни рождения, везде находит чужие волосы и комплексует из-за какой-то «чёрной дыры» в своём правом глазу (которую вообще-то со стороны трудно увидеть). Ребёнком она напала на Санта-Клауса и хотела убить Бога, а сейчас просит у старшей сестры прощения за то, что её ненавидит, и сочувствует мужу, с любовью отмечающему семилетие их встречи: «Ты повесил ведьму себе на шею».
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Однако постепенно поведение героини становится всё страньше и страньше. Она переносит постель в гардероб и начинает подозревать, что их хотят отравить мышьяком – отчего обедают они теперь под зонтом, а иногда - даже засовывая головы в бюро: уж оттуда-то яду никак не попасть в кружку! От беды их как-то должны уберечь очки с голубыми стёклами, но главное условие победы - безусловная вера друг в друга. «Я беззащитна, поскольку ты больше не веришь в меня», - переживает Вивека и настаивает: «Мы должны пройти все испытания».
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Несчастному мужу, конечно, тяжело: когда в доме заканчивается еда, он еле-еле выбирается в магазин - но, оставшись одна, женщина окончательно слетает с катушек и вызывает полицию... «Двое блаженных - все их так называют», - шепчутся потревоженные соседи, и вскоре Сюне Бюрману предоставляется шанс доказать, что он спятил не в меньшей степени, нежели его супруга...
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Бергман (вероятно, как и автор романа) не делает тут никаких выводов. Он не особо болеет за своих героев и уж тем более ни в чём не обвиняет «недоглядевшее» за ними общество. Он просто показывает (проводя зрителей от света к тьме), сколь губительно жить вместе с сумасшедшим, потакая ему. Финал, как водится, начисто лишён оптимизма.
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Ингмара Бергмана - и мы не раз это отмечали - уже при жизни называли великим сновидцем. Но безумие - это же сон наяву. Одно необычайно близко к другому - и потому тема морока вплотную соприкасается в творчестве режиссёра с вопросами самоидентификации и тайнами сновидений.
«Двое блаженных» (вариант перевода - «Благословенные») добавляют к хорошо разработанной теме разве что одну принципиально важную деталь: мрак, поглощающий больного человека, со временем окутывает и того, кто, сопереживая и пытаясь помочь, находится с ним поблизости (впрочем, в вышеупомянутом «Часе волка» эта мысль тоже проскальзывала).
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Экранизируя роман Уллы Исакссон (вместе с которой он сделал ранее «Девичий источник» и «На пороге жизни»), Бергман не спешит окунать нас в сумрак. Долгое время кажется, что простодушному мужичку, подобно Христу занимавшемуся столярным делом, просто попалась сварливая бабёнка, которая не любит праздновать дни рождения, везде находит чужие волосы и комплексует из-за какой-то «чёрной дыры» в своём правом глазу (которую вообще-то со стороны трудно увидеть). Ребёнком она напала на Санта-Клауса и хотела убить Бога, а сейчас просит у старшей сестры прощения за то, что её ненавидит, и сочувствует мужу, с любовью отмечающему семилетие их встречи: «Ты повесил ведьму себе на шею».
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Однако постепенно поведение героини становится всё страньше и страньше. Она переносит постель в гардероб и начинает подозревать, что их хотят отравить мышьяком – отчего обедают они теперь под зонтом, а иногда - даже засовывая головы в бюро: уж оттуда-то яду никак не попасть в кружку! От беды их как-то должны уберечь очки с голубыми стёклами, но главное условие победы - безусловная вера друг в друга. «Я беззащитна, поскольку ты больше не веришь в меня», - переживает Вивека и настаивает: «Мы должны пройти все испытания».
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Несчастному мужу, конечно, тяжело: когда в доме заканчивается еда, он еле-еле выбирается в магазин - но, оставшись одна, женщина окончательно слетает с катушек и вызывает полицию... «Двое блаженных - все их так называют», - шепчутся потревоженные соседи, и вскоре Сюне Бюрману предоставляется шанс доказать, что он спятил не в меньшей степени, нежели его супруга...
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Бергман (вероятно, как и автор романа) не делает тут никаких выводов. Он не особо болеет за своих героев и уж тем более ни в чём не обвиняет «недоглядевшее» за ними общество. Он просто показывает (проводя зрителей от света к тьме), сколь губительно жить вместе с сумасшедшим, потакая ему. Финал, как водится, начисто лишён оптимизма.
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»
Ингмара Бергмана - и мы не раз это отмечали - уже при жизни называли великим сновидцем. Но безумие - это же сон наяву. Одно необычайно близко к другому - и потому тема морока вплотную соприкасается в творчестве режиссёра с вопросами самоидентификации и тайнами сновидений.