Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

Ни дня без Бергмана: «Двое блаженных» (1986)

В своём сорок втором фильме Ингмар Бергман вновь обращается к теме безумия - вплотную соприкасающейся со столь любимой им темой сновидений.

«Двое блаженных» (De Två Saliga), Швеция, 1986; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Харриет Андерссон, Пер Мюрберг, Кристина Шоллин, Лассе Пейсти.

Вивека Бюрман сходит с ума, постепенно утягивая за собой и мужа.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Пограничные состояния человеческой психики увлекали Ингмара Бергмана на протяжении всей его творческой жизни. За четверть века до этого фильма Харриет Андерссон сыграла умалишённую в фильме «Сквозь тусклое стекло». Макс фон Сюдов изображал безумие в таких разных лентах, как «Причастие» и «Час волка». Лив Ульман была не в себе в «Персоне» и в «Лицом к лицу». Не забудем также «Из жизни марионеток», а из раннего - например, «Тюрьму» и «Корабль в Индию».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

«Двое блаженных» (вариант перевода - «Благословенные») добавляют к хорошо разработанной теме разве что одну принципиально важную деталь: мрак, поглощающий больного человека, со временем окутывает и того, кто, сопереживая и пытаясь помочь, находится с ним поблизости (впрочем, в вышеупомянутом «Часе волка» эта мысль тоже проскальзывала).

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Экранизируя роман Уллы Исакссон (вместе с которой он сделал ранее «Девичий источник» и «На пороге жизни»), Бергман не спешит окунать нас в сумрак. Долгое время кажется, что простодушному мужичку, подобно Христу занимавшемуся столярным делом, просто попалась сварливая бабёнка, которая не любит праздновать дни рождения, везде находит чужие волосы и комплексует из-за какой-то «чёрной дыры» в своём правом глазу (которую вообще-то со стороны трудно увидеть). Ребёнком она напала на Санта-Клауса и хотела убить Бога, а сейчас просит у старшей сестры прощения за то, что её ненавидит, и сочувствует мужу, с любовью отмечающему семилетие их встречи: «Ты повесил ведьму себе на шею».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Однако постепенно поведение героини становится всё страньше и страньше. Она переносит постель в гардероб и начинает подозревать, что их хотят отравить мышьяком – отчего обедают они теперь под зонтом, а иногда - даже засовывая головы в бюро: уж оттуда-то яду никак не попасть в кружку! От беды их как-то должны уберечь очки с голубыми стёклами, но главное условие победы - безусловная вера друг в друга. «Я беззащитна, поскольку ты больше не веришь в меня», - переживает Вивека и настаивает: «Мы должны пройти все испытания».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Несчастному мужу, конечно, тяжело: когда в доме заканчивается еда, он еле-еле выбирается в магазин - но, оставшись одна, женщина окончательно слетает с катушек и вызывает полицию... «Двое блаженных - все их так называют», - шепчутся потревоженные соседи, и вскоре Сюне Бюрману предоставляется шанс доказать, что он спятил не в меньшей степени, нежели его супруга...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Бергман (вероятно, как и автор романа) не делает тут никаких выводов. Он не особо болеет за своих героев и уж тем более ни в чём не обвиняет «недоглядевшее» за ними общество. Он просто показывает (проводя зрителей от света к тьме), сколь губительно жить вместе с сумасшедшим, потакая ему. Финал, как водится, начисто лишён оптимизма.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Ингмара Бергмана - и мы не раз это отмечали - уже при жизни называли великим сновидцем. Но безумие - это же сон наяву. Одно необычайно близко к другому - и потому тема морока вплотную соприкасается в творчестве режиссёра с вопросами самоидентификации и тайнами сновидений.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «После репетиции» (1983)

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр» (1982)

Ни дня без Бергмана: «Из жизни марионеток» (1980)

Ни дня без Бергмана: «Лицом к лицу» (1976)

Ни дня без Бергмана: «Час волка» (1968)

Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966)

Ни дня без Бергмана: «Причастие» (1962)

Ни дня без Бергмана: «Сквозь тусклое стекло» (1961)

Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Корабль в Индию» (1947)

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.