Приближаясь к 80-летию, Ингмар Бергман решил снять кино якобы о своём дяде Карле - немножко больном, в меру смешном и очень изобретательном. Он пишет о нём в своей «Латерне магике», но там нет ни слова о кинодраме «Дитя радости» - отчего я не возьмусь утверждать, что пересказанная здесь байка действительно имела место быть. Вероятно, речь идёт о некоем посвящении, позволяющем художественные вольности; сейчас я не возьмусь проводить дополнительные исторические изыскания.
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Куда важнее тот «безбрежный мир загадочных теней», что в темноте каким-то чудом возникает на белом экране. «Кинематограф - величайшее изобретение человечества после колеса», - напоминает нам Бергман, уводя в те далёкие времена, когда фильмы не имели ещё собственного голоса. Идея сумасбродного инженера вроде бы проста: во время сеанса актёры вживую озвучивают своих персонажей. Однако сложность в том, им приходится ездить «на гастроли» с единственной копией своей картины, принимая не только зрительские восторги, но и естественные тяготы путешествия (обратите, кстати, внимание, что их афишу украшает хорошо известный нам портрет Марии Лопухиной кисти блистательного Владимира Боровиковского).
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
К сожалению, расчёт на то, что Бергман поразит нас сейчас тщательно проработанной стилизацией под ленты двадцатых годов не оправдывается: фильм о Шуберте представлен тут до обидного малым количеством кадров. Случившийся пожар обрывает показ - и артисты решают продолжить представление импровизационным спектаклем. Так автор сталкивает две своих страсти: кино, напрямую зависящее от предательски подводящей техники - и театр, который будет жив всегда, покуда жив сам человек.
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Вместе с тем «В присутствии клоуна» (второе название картины - «Фигляр, шумящий на помосте») посвящено не только искусству («В искусстве нет законов. В искусстве всё опасно»), но и приближению смерти. Явившийся инженеру клоун оказывается клоунессой - а на самом деле, как мы можем понять по реакции Карла, новым воплощением наскучившей всем дамы с косой. Таким образом, спустя сорок лет после своего величайшего, пожалуй, шедевра, Ингмар Бергман представил миру ещё один запоминающийся образ Смерти во плоти (хотя уже и не столь оригинальный, памятуя об «Оно» Стивена Кинга).
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Тем печальнее сравнение: понятно, что данный фильм - творение уже весьма пожилого человека; большого, конечно, мастера - но чьи лучшие работы остались далеко позади. Здесь нет, конечно, тех наивных ошибок молодости, о которых мы говорили: мол, настоящий Бергман ещё впереди. Но нет и великих прозрений, благодаря которым мы полюбили многие его ленты. К этой картине относишься, разумеется, с уважением - как законы вежливости в принципе заставляют тебя с уважением относиться к чужой старости.
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
И в этом отношении лучше, быть может, не знать, что помимо сильно постаревшего Эрланда Юзефсона здесь играют Инга Ландгре - юная Нелли из дебютного бергмановского «Кризиса» (она также играла жену рыцаря в той самой «Седьмой печати», а здесь предстаёт в образе старухи-билетёрши) и Биргитта Петтерссон, невинное дитя из «Девичьего источника» (ещё она появлялась в «Лице», а здесь играет зрительницу Ханну). Покидая мир кино (ведь он на тот момент не знал, что успеет снять ещё один фильм), Бергман словно бы специально забирает с собой те образы молодости, что были запечатлены им на киноплёнке многие десятилетия назад...
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Предпоследний фильм Ингмара Бергмана рассказывает об эпохе немого кино - когда один сумасшедший гений придумал способ, как заставить людей на экране заговорить...
«В присутствии клоуна» (Larmar och gör sig till), Швеция - Италия - Норвегия - Германия - Дания, 1997; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Бёрье Альстедт, Мари Рикардсон, Эрланд Юзефсон, Петер Стормаре, Анита Бьорк, Пернилла Аугуст, Гуннель Фред, Анна Бьёрк, Инга Ландгре, Биргитта Петтерссон.
В октябре 1925-го года инженер Карл Окерблум, живо интересующийся судьбой композитора Франца Шуберта, встречается в лечебнице для душевнобольных с профессором Освальдом Фоглером, читающим книжку про судьбу графини Мицци. Вскоре друзья объединяют своих любимых героев, снимают первый в мире «живой говорящий фильм» и едут с ним в турне по стране...
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Приближаясь к 80-летию, Ингмар Бергман решил снять кино якобы о своём дяде Карле - немножко больном, в меру смешном и очень изобретательном. Он пишет о нём в своей «Латерне магике», но там нет ни слова о кинодраме «Дитя радости» - отчего я не возьмусь утверждать, что пересказанная здесь байка действительно имела место быть. Вероятно, речь идёт о некоем посвящении, позволяющем художественные вольности; сейчас я не возьмусь проводить дополнительные исторические изыскания.
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Куда важнее тот «безбрежный мир загадочных теней», что в темноте каким-то чудом возникает на белом экране. «Кинематограф - величайшее изобретение человечества после колеса», - напоминает нам Бергман, уводя в те далёкие времена, когда фильмы не имели ещё собственного голоса. Идея сумасбродного инженера вроде бы проста: во время сеанса актёры вживую озвучивают своих персонажей. Однако сложность в том, им приходится ездить «на гастроли» с единственной копией своей картины, принимая не только зрительские восторги, но и естественные тяготы путешествия (обратите, кстати, внимание, что их афишу украшает хорошо известный нам портрет Марии Лопухиной кисти блистательного Владимира Боровиковского).
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
К сожалению, расчёт на то, что Бергман поразит нас сейчас тщательно проработанной стилизацией под ленты двадцатых годов не оправдывается: фильм о Шуберте представлен тут до обидного малым количеством кадров. Случившийся пожар обрывает показ - и артисты решают продолжить представление импровизационным спектаклем. Так автор сталкивает две своих страсти: кино, напрямую зависящее от предательски подводящей техники - и театр, который будет жив всегда, покуда жив сам человек.
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Вместе с тем «В присутствии клоуна» (второе название картины - «Фигляр, шумящий на помосте») посвящено не только искусству («В искусстве нет законов. В искусстве всё опасно»), но и приближению смерти. Явившийся инженеру клоун оказывается клоунессой - а на самом деле, как мы можем понять по реакции Карла, новым воплощением наскучившей всем дамы с косой. Таким образом, спустя сорок лет после своего величайшего, пожалуй, шедевра, Ингмар Бергман представил миру ещё один запоминающийся образ Смерти во плоти (хотя уже и не столь оригинальный, памятуя об «Оно» Стивена Кинга).
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Тем печальнее сравнение: понятно, что данный фильм - творение уже весьма пожилого человека; большого, конечно, мастера - но чьи лучшие работы остались далеко позади. Здесь нет, конечно, тех наивных ошибок молодости, о которых мы говорили: мол, настоящий Бергман ещё впереди. Но нет и великих прозрений, благодаря которым мы полюбили многие его ленты. К этой картине относишься, разумеется, с уважением - как законы вежливости в принципе заставляют тебя с уважением относиться к чужой старости.
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
И в этом отношении лучше, быть может, не знать, что помимо сильно постаревшего Эрланда Юзефсона здесь играют Инга Ландгре - юная Нелли из дебютного бергмановского «Кризиса» (она также играла жену рыцаря в той самой «Седьмой печати», а здесь предстаёт в образе старухи-билетёрши) и Биргитта Петтерссон, невинное дитя из «Девичьего источника» (ещё она появлялась в «Лице», а здесь играет зрительницу Ханну). Покидая мир кино (ведь он на тот момент не знал, что успеет снять ещё один фильм), Бергман словно бы специально забирает с собой те образы молодости, что были запечатлены им на киноплёнке многие десятилетия назад...
Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»