![]() |
|
|
![]() |
![]() Ни дня без Бергмана: «Сарабанда» (2003)автор Максим Марков«Сарабанда» - сорок четвёртый и последний игровой фильм Ингмара Бергмана, великого мастера, чьё столетие мы отмечаем в этом году. На этом наш проект «Ни дня без Бергмана» можно было бы считать завершённым, но нет: впереди нас, по всем правилам коллекционного издания, ждут ещё приятные бонусы! «Сарабанда» (Saraband), Швеция - Италия - Германия - Финляндия - Дания - Австрия, 2003; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Лив Ульман, Юлия Дуфвениус, Бёрье Альстедт, Эрланд Юзефсон. Марианна приезжает к бывшему мужу «на минутку», но задерживается на неопределённое время. Подружившись с внучкой Юхана Карин, она узнаёт, что юная виолончелистка страдает от чрезмерной опеки со стороны своего отца Хенрика. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»
Формально «Сарабанда» считается запоздавшим, появившимся через тридцать лет продолжением «Сцен из супружеской жизни», однако в этом есть определённого рода лукавство, смахивающее на расчётливый маркетинговый ход. Понятно, что Бергману, снимающему накануне 85-летия теперь уж точно последний фильм, захотелось вновь поработать со своими любимыми артистами: с Эрландом Юзефсоном он дружил в общей сложности порядка семидесяти лет, а Лив Ульман родила ему дочку. Но можно понять и продюсеров, в сильно изменившемся за годы бергмановской режиссёрской карьеры мире вынужденных думать, как бы получше продать будущее кино. И очевидно, что «Новая работа Бергмана» - это одно, а «Продолжение легендарных "Сцен"» - совершенно другое: сериал 1973-го года был в Скандинавии (да и не только) настоящим хитом - и узнать, сошлись ли снова полюбившиеся герои, наверняка захотели бы многие. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»
И Бергман вроде бы начинает «правильно». В прологе Марианна обращается напрямую к зрителям, рассказывая, что они с бывшим супругом не общались уже много лет (по сути, те самые три десятилетия: то есть, шестая серия вовсе не запустила их близость на новую орбиту). Их дочери давно выросли и от родителей отдалились: Марта больна (она появится на пару кадров в финале), а Сара замужем в Австралии. Позднее героиня вновь слегка углубится в воспоминания, поведав новой знакомой, что её брак с Юханом длился шестнадцать лет, пока он не изменил; потом они сошлись, но он изменил снова - и тут уже она порвала окончательно. «Вы любили его?» - спросит Карин, и какое-то время ещё кажется, что именно ради ответа на этот вопрос автор и воскресил памятных нам героев... ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»
Но нет. История распавшейся семьи - не более чем рамка для рассказа совершенно иного толка. И в центре сюжета неожиданно оказываются потомки Юхана от его первого брака: шестидесятилетний сын, руководитель местного оркестра, и его дочь, которую он лично обучает искусству игры на виолончели. Анна, его жена и её мать, умерла два года назад, но по-прежнему незримо оказывает влияние на их отношения - которые, как может показаться, довольно противоречивы. То отец с дочерью яростно дерутся, то почему-то оказываются в одной постели, то пусть и ненадолго, но сливаются в страстном поцелуе... Имел ли автор в виду инцест или нет - каждый решит для себя сам по итогу просмотра. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»
Хенрик не только жаждет кончины никогда не любившего его Юхана, но и сам всё чаще задумывается о смерти - угрожая покончить с собой, если что-то пойдёт не по его воле. Карин и хочет, и не может оставить отца - как боится ему рассказать и о самом главном своём выборе: оказывается, ей вовсе не мила участь солистки, она готова довольствоваться скромной ролью рядового музыканта в обычном оркестре (но под управлением великого дирижёра)... ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»
Любопытен этот фильм (если отвлечься от того, что это последняя работа гения) несколькими моментами. В качестве структурно образующего приёма Бергман использует главки, в каждой из которых задействована только пара героев (на что даже не сразу обращаешь внимание). По ходу дела то тут, то там попадаются самоцитаты: вот Марианна стоит у стола, заваленного фотографиями - совсем как бабушка Фанни и Александра, вот она же на протяжении минуты отсчитает секунды - похожая сцена была в «Часе волка»; вновь появляется бумажное солнышко из тех же «Сцен» (мелькало оно и в предыдущей бергмановской ленте «В присутствии клоуна»). А сам Юхан, получивший миллионное состояние, живёт теперь в доме, некогда построенном дедом Ингмара Бергмана - его снимок узнает всякий, кто знаком с биографией мастера. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»
В финале картины режиссёр раздевает своих престарелых персонажей, словно бы говоря: мы вместе с ними обнажали наши души более полувека (от первой его ленты до последней - 57 лет!), более нам сказать и показать нечего. И хотя после этого следует ещё эпилог (и вроде как находится новая тема для разговора), ощущение остаётся: обнажённые герои Бергмана засыпают - и вместе с его фильмами навсегда отправляются в вечность. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»
См. также: Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997) Ни дня без Бергмана: «Двое блаженных» (1986) Ни дня без Бергмана: «После репетиции» (1983) Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (1984) Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр» (1982) Ни дня без Бергмана: «Из жизни марионеток» (1980) Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1979» (1979) Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978) Ни дня без Бергмана: «Змеиное яйцо» (1977) Ни дня без Бергмана: «Лицом к лицу» (1976) Ни дня без Бергмана: «Волшебная флейта» (1975) Ни дня без Бергмана: «Сцены из супружеской жизни» (1973) ![]()
читать также: все новости о фильме Сарабанда
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |