Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

Ни дня без Бергмана: бонусы (1)

Бергмана много не бывает - а потому, завершив с основным массивом его картин (47 текстов, товарищи!), добавим к коллекции те работы, которые зачастую «выпадают» из основной его фильмографии: избранные телеспектакли, короткометражки и даже ... рекламу!

В 1951-м году Ингмар Бергман, снявший к тому времени уже восемь кинокартин, вынужден был взять заказ на постановку девяти роликов, рекламирующих мыло «Бриз» - и подошёл к этому делу со всей присущей ему ответственностью. Его минутные короткометражки - отнюдь не банальное представление товара, а полные выдумки зарисовки, явление воистину кинематографическое. Мало того, что Бергман экспериментирует здесь с жанрами - то погружаясь в историческое кино, то воссоздавая стилистику немой комедии. Эти маленькие ленты стали для него также бесценным (надо думать) опытом работы с комбинированными съёмками, спецэффектами, а также - вы не поверите - с 3D: пародия на популярное в ту пору стереокино - пожалуй, самый оригинальный ролик из данной подборки. С ним поспорит разве что весьма неординарное прочтение рекламного текста, осуществлённое при помощи набора ассоциаций - сюрреализм, да и только!

Кадр из рекламного ролика мыла «Бриз» (режиссёр Ингмар Бергман)

Две самые известные короткометражки Бергмана по сути своей похожи друг на друга. В первой половине шестидесятых, где-то между постыдной комедией «Не говоря уж обо всех этих женщинах» и выдающейся драмой «Персона», именитый режиссёр поучаствовал в создании сборника, условно говоря, шведских кинематографических достижений. Смонтированная им новелла «Даниэль» - это вполне себе бесхитростная нарезка «видосиков» (как сказали бы сегодня) с двухлетним сыном мастера от его тогдашней жены Кяби Ларетей (она тоже присутствует в кадре). Нынче этого добра полным-полно на YouTube, но для того времени обнародование семейной хроники было, пожалуй, шагом нестандартным и даже в чём-то революционным. И более чем соответствовало духу Бергмана, привыкшего и в игровых картинах выносить на публику самые потаённые тайны своей биографии и личной жизни. «Лицо Даниэля - наиболее стимулирующая вещь на свете», - так режиссёр объясняет выбор сюжета для альманаха «Стимуляция», увидевшего свет в 1967-м году.

Кадр из новеллы Ингмара Бергмана «Даниэль», вошедшей в альманах «Стимуляция»

А спустя двадцать лет похожий фильм режиссёр посвятил памяти матери (законченная в 1983-м, эта работа впервые была показана на ТВ лишь спустя три года). В основе «Лица Карин» - редкие снимки, позволяющие проследить всю жизнь дорогого Бергману человека. И помимо этого - приглашение на состоявшуюся в 1913-м году свадьбу, статья о работе Карин Бергман в церкви, паспорт, полученный за несколько месяцев до смерти... Есть, разумеется, в этом фотоальбоме и совсем ещё крохотный Ингмар - тогда ничто, конечно же, не предвещало его великого будущего...

Кадр из короткометражного фильма Ингмара Бергмана «Лицо Карин»

Ещё один короткий метр Бергмана датирован 1976-м годом и создан в соавторстве с хореографом Доней Фойер. Работая вместе над «Волшебной флейтой» (пусть это и опера, но там есть несколько примечательнейших пластических номеров), они решили развить сотрудничество в десятиминутном «Танце проклятых женщин». Хореографическая композиция на музыку Клаудио Монтеверди, исполненная тремя женщинами и девочкой, лишена, естественно, слов, а потому дополнена - что самое любопытное! - прологом и разъяснениями. Из которых выясняется, что а) на уровне подсознания язык тела влияет на нас много сильнее, б) речь здесь идёт о положении женщин в мире и о борьбе за власть между поколениями. И для того, чтобы яснее постичь весь вложенный в танец смысл, нам предлагают тут же ... пересмотреть его во второй раз - что в общей сложности увеличивает хронометраж ленты в два с половиной раза. «А что, так можно было?» - спросите вы; оказывается, да, можно.

Кадр из короткометражного фильма Ингмара Бергмана «Танец проклятых женщин»

Но перейдём к более протяжённым лентам. В 1957-м году, аккурат между «Седьмой печатью» и «Земляничной поляной», Ингмар Бергман ставит свой первый телевизионный спектакль - в последующие полвека таких у него наберётся где-то полтора десятка. Не все из них, к сожалению, доступны сейчас в русскоязычном сегменте интернета, а потому вкратце расскажу только о том, что сумел найти и увидеть.

«Господин Слеман придёт» - экранизация произведения Яльмара Бергмана, не просто однофамильца, но именитого шведского писателя. История проста и едва ли не банальна: две престарелые тётушки решают снять с себя «тяжёлое бремя» и выдать опекаемую ими Анну-Мари за пожилого, но весьма состоятельного и к тому же высокопоставленного мужчину. «Девушка не может быть молода для счастья», - с таким доводом не поспоришь, а потому любящей лес героине приходится смириться - и, нагулявшись напоследок с возлюбленным ровесником, к восьми утра вернуться в дом для встречи с нежданным суженым.

Кадр из телеспектакля Ингмара Бергмана «Господин Слеман придёт»

Действие ленты (всего 43 минуты - так называемый «средний метр») не выходит за пределы одной декорации, состоящей из двух комнат и коридора между ними. Тут почти нет (и позднее долго не будет) составивших режиссёру репутацию фирменных крупных планов, а вступительные титры решены в виде книги с переворачивающимися страницами (приём, определённо лишённый оригинальности). Другими словами, решительно ничего особенного - и рекомендовать эту работу к просмотру можно разве что тем, кто причисляет себя к «заядлым бергманоманам». Зато здесь играют любимые мэтром Биби Андерсcон и Макс фон Сюдов, а также работавшие с ним в разных лентах Юллан Киндаль, Юнгве Нордвалль и Найма Вифстранд, которую с полным правом можно назвать «любимой старушкой» почитаемого нами творца («Улыбки летней ночи», «Земляничная поляна», «Лицо», «Час волка»).

Кадр из телеспектакля Ингмара Бергмана «Господин Слеман придёт»

Чуть позже Бергман поставил для телевидения фривольную комедию «Венецианка» (её премьера состоялась уже в 1958-м году). Как сообщается в прологе, это история о том, «сколь велика над женщиной власть любви», и рассказывается в ней о юноше, который этой властью со всей беспощадностью пользуется. Юлио «красив, как ангел», но кроме того обладает и другим достоинством: он - приезжий, а стало быть, надолго в городе не задержится. Как приехал, так и уехал - значит, никаких клятв, никаких обязанностей, можно пошалить - и на том закончить. Понимает это не только сам паренёк, но и две красавицы, живущие по соседству: замужняя Вальери и вдовствующая Андзела...

Кадр из телеспектакля Ингмара Бергмана «Венецианка»

«Дамы, не подслушивайте», - шепчет тут шут, якобы обращаясь только к мужчинам. И правда: Бергман, познавший к тому времени весомый коммерческий успех с «Улыбками летней ночи», позволяет тут себе те ещё шуточки. Изнывающая без ласк госпожа, например, просит служанку сквернословить, подобно мужчине, и пытается «завестись» хотя бы от толики известной той непотребщины. Позднее, уже перед встречей с любовником, ей обещают, что «нынче вечером ваша гондола поплавает на славу», тогда как сам ловелас беспокоится, простите, о так нужном ему сейчас физическом здоровье: «Ужин должен быть сытным и лёгким, дабы не отяжелел мой скакун и не подвёл бы меня на турнире»... Впрочем, нам ли не знать, что Бергман о сексе не только шутил, но и не стеснялся говорить вслух со всей серьёзностью и откровенностью.

«Венецианка» длится без малого час; тут интереснее декорации и костюмы; есть даже песни, размежевывающие повествование. Получилось довольно смешно и энергично, и как до этого мы сочувствовали Анне-Мари, так теперь с той же силой завидуем счастливчику Юлио. А из задействованных здесь актёров (которые, к слову, хороши в любом из сегодняшних наших примеров) выделим Мод Ханссон (ведьма из «Седьмой печати»), Стуре Лагервалля (он блистал в «Оке дьявола») и, конечно, Гуннель Линдблум.

Кадр из телеспектакля Ингмара Бергмана «Венецианка»

Завершим первую часть наших «бонусов» двумя постановками Августа Стриндберга - не просто шведского классика, но необычайно любимого Бергманом драматурга.

Вышедшая в январе 1960-го «Буря» - довольно традиционная драма, спрессовывающая в один вечер бурную череду весьма необычайных совпадений, предельно быстро «завязывающихся» и тут же «развязывающихся». Перед нами - типичный «тихий дом» (окружающий его город представлен разве что фотографиями), но и тут порой разгораются страсти. Главный герой заверяет, что упивается «спокойствием старости», но при этом одиноко переживает: «У всех есть с кем поговорить и провести вечер». По некой прихоти он пять лет назад расстался с молодой женой и маленькой дочкой – и вот надо же было такому случиться, что обе они оказываются сейчас его новыми соседками, из квартиры на втором этаже, где творится, кажется, что-то неладное!..

Кадр из телеспектакля Ингмара Бергмана «Буря»

Добавим к этому брата, приглашающего героя на прогулку, кондитера, чья дочка сбегает из дома с весьма подозрительным типом, а также Луизу, молодую служанку, о женитьбе на которой наш «старик» даже и не подумывает... И получается спутанный клубок весьма странных отношений, поверить в которые - не самая простая задача.

Упомянутую Луизу играет, кстати, Мона Мальм, которая спустя два десятилетия перевоплотится в очаровательно-игривую Альму Экдаль («Фанни и Александр»). Исполнитель же главной роли Уно Хеннинг сыграл одну из центральных ролей и в последовавшей вскоре «Игре снов».

Кадр из телеспектакля Ингмара Бергмана «Буря»

Как заранее поясняют авторы (и Стриндберг, и Бергман разом), «Игра снов» разворачивается - отсюда и название - по прихоти сновидения, где «превыше всего – сознание сновидца», а сам сон нередко бывает куда мучительнее действительности. В том же 1963-м году, напомню, вышло и великое бергмановское «Молчание», о котором в некоторой степени можно сказать то же самое.

Агнес, дочь бога, дитя небес, спускается к людям, стремясь узнать, тяжела ли их доля. Она уверена, что без проблем сможет вынести решительно всё, но через какое-то время признаётся, говоря о заключённом браке: «Я не думала, что будет так трудно». Поэт-мечтатель подметит, что здесь «всё прекрасное втаптывают в землю, в грязь», а общим лейтмотивом повествования станут слова: «Жизнь жестока. Жалко людей!..»

Кадр из телеспектакля Ингмара Бергмана «Игра снов»

Вот эту пьесу назвать «традиционной» никак нельзя: здесь много метафор и аллегорий, а тон, по большей части, поэтически-возвышенный. Жених-старик много лет ждёт возлюбленную, вспоминая давно ушедшее детство; защищающий самых разных людей адвокат не получает желанного тернового венца и молит Всевышнего: «Услышь нас!»; власть имущие чинуши чинят препятствия правде. Помимо прочего персонажи посещают аналоги ада и рая, нигде, впрочем, не находя покоя.

И тут уже есть крупные планы - и их немало. Тут тщательно продуманы декорации и костюмы. Бергман работает с изображением и играет со светом, пару раз даже прибегая к помощи спецэффектов. Прорваться сквозь витиеватый текст Стриндберга не так уж легко, но режиссёр делает смелую попытку - которую потом неоднократно повторит и в театре.

Кадр из телеспектакля Ингмара Бергмана «Игра снов»

Главную роль здесь сыграла великая Ингрид Тулин, образ адвоката создал Аллан Эдвалль («Причастие», «Фанни и Александр»), а в небольшой роли можно заметить Биргера Мальмстена, исполнившего главные (или заметные) партии в семи из десяти первых картин Ингмара Бергмана.

На этом пока остановимся.

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Сарабанда» (2003)

Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997)

Ни дня без Бергмана: «Двое блаженных» (1986)

Ни дня без Бергмана: «После репетиции» (1983)

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (1984)

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр» (1982)

Ни дня без Бергмана: «Из жизни марионеток» (1980)

Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1979» (1979)

Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)

Ни дня без Бергмана: «Змеиное яйцо» (1977)

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.