Безупречная классика возвращается на большие экраны: во славу 40-летнего юбилея легендарной франшизы в российском прокате заново стартует «Чужой»! Вспомним при этом о недавних слухах насчёт возобновления работы над пятым «Чужим» - и поймём, что как нельзя кстати будет наш материал-напоминалка – краткий гид по фильмам о космической твари, автор которого заодно задаётся вопросом, каких инопланетных монстров можно ещё поставить в один ряд с кровожадным ксеноморфом.
Первый фильм Ридли Скотта о Чужом датирован 1979 годом. Он до боли прост, но невероятно гениален: герои заперты в замкнутом пространстве бороздящего бескрайний космос корабля вместе с «идеальным организмом» - тварью, которую практически невозможно убить (авторства Ханса Руди Гигера). Незадачливая команда умудряется нарушить закон о карантине, пронося опасный эмбрион в организме одного из членов команды - за что вскоре все поплатятся жизнью.
Ханс Руди Гигер и Чужой
Классика научной фантастики и жесткий триллер одновременно. Лаконично-мрачная, но стильная и леденящая душу картина. Актеры прекрасно справились со своей задачей, создав сплоченную команду, убедительно изображающую ужас и отчаяние. Замкнутое пространство на бескрайних просторах космоса рождает в зрителе чувство клаустрофобии, и безысходность становится еще более отчаянной. Но здесь проявляется мужество женщины, которую так ярко и неповторимо сыграла Сигурни Уивер.
«Чужой»: документальный фильм «Восьмой Пассажир» о создании дизайна существа.
Этот фильм стал прорывом во всей киношной индустрии и оброс множеством сиквелов: всего о космической мрази вышло шесть фильмов, если не считать различных спин-оффов, в которых оголтелый ксеноморф устраивает разборки с другой космической мразью - Хищником.
Следующим фильмом - «Чужие» (1986 года) - Джеймс Кэмерон постарался опровергнуть горький закон «вторая часть всегда хуже» и сделал не менее интересный и захватывающий боевик с той же Сигурни Уивер в главной роли. Одна из самых главных идей оригинальной ленты дала жизнь и второй части, и третьей, и всем последующим: люди ничему не учатся, поэтому смертоносный ксеноморф снова потрошит людей - но уже не в одиночку. Чужие начинают успешно плодиться, добравшись до целой колонии людей на далекой, Богом забытой планете.
Интервью с Джеймсом Кэмероном о создании фильма «Чужие».
Эту картину смотреть еще страшнее: ксеноморфов здесь намного больше, они везде, ползающие, словно тараканы, во всех коридорах станции. Именно в этом фильме главные герои сталкиваются с исполинской Королевой Всея космических тварей и узнают, как появляются Чужие. Несчастная станция, где жила колония, превращается в подобие смертоносного улья с гигантской и не менее кровожадной королевой-маткой во главе. Все также эффектно смотрится Рипли, с ребенком на руках отстреливающаяся от армии ловких ксеноморфов.
Джеймс Кэмерон самостоятельно и смело развивает свое полотно, не забывая также и о первоисточнике. «Чужие» стали одним из самых кассовых проектов своего жанра.
Но в третьем фильме - 1992 года - Дэвид Финчер напрочь убил драматическую глубину образа Рипли. Героиня теряет целостность, ситуация – логику, а стилистика приобретает самобытность, которая вовсе не походит на серо-голубую загадочную атмосферность первых двух фильмов. Финчер решил снять авторское кино, поскандалил с продюсерами, затем покинул проект, а все те же продюсеры решили долепить фильм «из того, что было». Учитывая фатальный конец, провальным фильм назвать нельзя, но осадок, как говорится, остался.
«Чужой 3»: киноляпы.
Первый «Чужой» стал классическим фильмом ужасов, второй – крутым фантастическим боевиком, а третий – тяжелой, мрачной тюремной драмой с элементами кровавой фантастики. «Чужой 3» по своей стилистике ближе к первой картине. Все та же клаустрофобия и гнетущая мрачность, но уже в тюрьме, переполненной обреченными уголовниками, и ксеноморф здесь только один.
Первые три фильма создают привычную и слаженную по сюжету трилогию, единую историю о борьбе Элен Рипли с эпичной сверхсильной тварью. Казалось, какие-либо дополнения излишни. Но в 1997 году вышел «Чужой 4: Воскрешение»Жан-Пьера Жене. Комедийный, нелепый и высосанный из пальца сюжет делает клона Рипли мутантом, других персонажей – безликими, а самого ксеноморфа – беспомощным и нелепым.
«Чужой: Воскрешение»: киноляпы.
Это не оцененная зрителем нелепая картина о сумасшедших ученых, решивших клонировать Рипли с маткой ксеноморфов. Нет здесь ни таинственной атмосферы безысходности, ни ледяного стиля предыдущих фильмов. Это малобюджетный абсурдный экшн без драмы и логики. Живородящая Королева и ее получеловек Новорожденный – апофеоз фильма, который отправил всю историю о космических тварях в креосон до 2012 года.
Спустя пятнадцать лет Ридли Скотт показал миру фильм «Прометей» (2012), своеобразный приквел главной истории о нашем любимом космическом монстре. Картина о Чужом, в которой, по сути, Чужого в привычном его понимании нет. Быть может, Чужой – это не ксеноморф, а вредоносный андроид, сопровождающий каждую провальную экспедицию?..
Фильм получил противоречивые отзывы. Атмосфера, визуализация, музыка – чудесные, загадочность и размах потрясают. Главным чудовищем здесь выставлен не сам предок ксеноморфа (он всего лишь животное, что с него взять), а андроид, которого создатели сделали слишком похожим на человека.
Ридли Скотт о создании «Прометея».
Самые интересные герои здесь – доктор Элизабет Шоу (Номи Рапас) и собственно андроид Дэвид (Майкл Фассбендер). Кажется, что больше никого в кадре и не надо, но они есть, попадают в истории, создают проблемы всей команде и на фоне этих двоих теряются.
Ридли Скотт попытался копнуть глубже и затронул извечный вопрос: откуда появилось человечество? Подход достаточно интересный и мог бы получить прекрасное продолжение, но следующим фильмом режиссер под корень изничтожает свою многообещающую задумку.
Экипаж в фильме «Чужой: Завет» (2017) – лауреат премии Дарвина, но уже в более тяжком, осложненном случае, чем в «Прометее». За пять минут он решает отклониться от курса, который продумывался не один год, высаживается на неизвестной планете, без страха и упрека разгуливает по ней и весело щупает все, что видит: подростки на экскурсии. А потом все удивляются, чем они провинились и почему вымирают со скоростью света. Что ж, естественный отбор. Казалось бы, весь ум сконцентрировался в главной героине, но и она не сильно выделяется. И снова главное вселенское зло – андроид, а ксеноморф – лишь вспомогательный зубастый элемент, потрошащий все, что движется и не движется.
«Чужой: Завет» | Пролог: Связующее звено
Режиссер скомкал свою захватывающую библейскую задумку, попросту уничтожив, и снова вывел в первые ряды ксеноморфа. Зритель, после «Прометея» ожидавший масштабных научно-фантастических развязок, получает лишь простой экшн, литры крови, ладные спецэффекты, невероятно стильного красавца-ксеноморфа - и совершенно ничего нового.
Актеры неплохие, но веришь только Майклу Фассбендеру - несмотря на то, что он играет андроида (даже двух). Он мастерски показывает машину, гораздо более противоречивую, чувствующую гораздо глубже, чем все эти инфантилисты из команды колонистов; одна из самых запоминающихся сцен – Фассбендер, целующий сам себя в губы.
Майкл Фассбендер о том, как это - целоваться с самим собой (русские субтитры).
Боевик смотрится легко, определенный процент загадочности присутствует - и на том ладно.