На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : 3D-магия или 3D-мания? "IMAX-3D" vs. "Дети Шпионов 3D" Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи

3D-магия или 3D-мания? "IMAX-3D" vs. "Дети Шпионов 3D"

автор Александр Голубчиков | 29.01.2004

В Россию пришло трехмерное кино. Эка-невидаль, воскликнет старшее поколение, успевшее еще в годы расцвета российского кинопроката посетить кинотеатр «Октябрь» на Калининском проспекте. Но те времена уже давно в прошлом. Нет и проспекта такого, кинотеатр, давно переоборудованный в мультиплекс, стоит закрытым уже почти десять лет. Выросло целое поколение российских граждан, никогда не видевших чудес трехмерного кино. Что говорить о регионах, где о стереокинотеатрах никогда и не слышали.

Рано или поздно это должно было случиться и стереокино, ныне называемое модным словом «3D», вернулось бы на широкие экраны. Причем не только в России, по всему миру. Увлечение технологией стереофильмов пережило свой бум в 70-е годы. Изобретенная в середине 50-х стереокамера должна была стать таким же шагом в развитии кино, как и появление звука после немого кино. Камера, в которой изображение записывается на две пленки, а линзы объектива располагаются на расстоянии 6,5 сантиметров – расстояние между глазами среднего жителя Земли.

Должна была, да не стала. Залов для подобного зрелища действительно было построено довольно много. Хитрость была даже не в самом кинозале – он ничем не отличался от обыкновенного, а в оборудовании будки киномеханика. Ведь у него одновременно работал не один проектор, а два, а потому и смена бобин должна была проходить по специально выработанной схеме.

Для достижения эффекта абсолютного присутствия в фильме применялись специальные поляризованные очки и поляризованные линзы в кинопроекторах. Каждый глаз видел только свою картинку, точно так же, как это происходит в реальной жизни с обыкновенными трехмерными предметами, а уже в голове, по привычной для мозга технологии, изображение совмещалось, перерабатывалось и возникало то, что многие называли магией стереокино. Важно было только держать голову прямо, но это вполне выполнимое условие.

Но технология стереокино требовала не только кинотеатров, но и операторов, которые бы чувствовали, как правильно снимать «трехмерные» фильмы. Мало снять движущийся на камеру поезд, нужно сделать так, чтобы зритель почувствовал, что эта махина едет прямиком на него. Или сделать редкий кадр птахи, сидящей в ночи на ветке. Да так, чтобы эта ветка качалась не на экране, а в середине зала. Мастеров было мало. К тому же производство подобного рода видового кино, а тем более картин, в которых бы присутствовало бы какое-то действие, было существенно более дорогостоящим мероприятием и за счет двукратного увеличения работы монтажера, стоимости пленки, печати копий и так далее.

Именно по этому, пожалуй, стереокино и не получило столь широкого распространения. Залы, оборудованные под стереопоказы оставались экзотикой, а вскоре и вообще стали закрываться, ведь нового кино в этом формате производить не спешили. И так бы мечта о массовом погружении в магическую атмосферу трехмерного кино осталась бы за гранью реальности, если бы не было увлеченных своим делом людей и компьютерных технологий.

Возрождение стереокино пошло двумя путями. Более дорогой способ производства картин предлагала технология IMAX – от традиционного стереокино отличие было только в размере экрана. В остальном – та же камера с двумя объективами, те же поляризованные очки, специальный проектор на две пеленки и полное погружение в альтернативную трехмерную реальность.

NB Любопытный факт. Камера, которая используется при съемках трехмерного изображения в формате IMAX, весит около 120 килограмм. Объективы в ней расположены, как и в старой технологии, на расстоянии зрачков человека, по горизонтали. В IMAX-проекторе же объективы расположены по вертикали. Проектор в данном случае используется один (а не два, как в старых стереозалах), но в него заряжаются две бобины, изображение на которых синхронизировано.

Новое трехмерное кино в формате IMAX появляется примерно один раз в год. Чаще всего это видовые фильмы – признанные шедевры «Галапагос» ("Galapagos. The Enchanted Voyage" (1999). Режиссеры Дэвид Кларк, Эл Гиддингс) и «На глубине» ("Into the Deep" (1994). Режиссер Ховард Холл), а также новый фильм «Чудеса океана» ("Чудеса Океана" ("Ocean Wonderland 3D", 2003), режиссер Жан-Жак Монтелло), который вышел на единственный, пока, в отечестве экран кинотеатра IMAX в Рамстор-сити. Впрочем, есть в репертуаре IMAX 3D и мультфильмы. «Кибермир 3D» ("Cyberworld 3D" (2000), режиссеры: Бруммбайер, Колин Дэвис, Элайн Деспинс), «L5. Первый космический город» ("L5. First City in Space" (1996), режиссеры Алан Крекер, Тони Майерс). Нынешней зимой на IMAX-экраны всего мира выйдет новое мультипликационное творение Стива Одекерка («Кунг-По. Нарвись на кулак», «Эйс Вентура. Зов природы») «Санта против Снеговика». Зрелище обещает быть животиконадрывающим. Продемонстрированный недавно ролик обещает ни с чем не сравнимое удовольствие.

Второй путь развития – применение компьютерных технологий и массовые экраны. Конечно, это не совсем 3D, скорее иллюзия. Но иногда, если очень хочется, то можно. Давно известен оптический эффект, который возникает, если смотреть на картинку, в которой определенным образом смещены цвета. Такой прием используется в получивших широкое распространение в последние годы книжки с 3D-рисунками. Если неподготовленный человек посмотрит на нарисованные в большом количестве на листе бумаги повторяющиеся изображения, он увидит лишь их. Но стоит ему отключиться от деталей, как на листе бумаге неожиданно возникает объемная картинка – корабль какой-нибудь или размахивающий жезлом разъяренный волшебник.

На основе этой иллюзии уже создавались сборники Playboy, и печатная реклама. В комплекте с кассетой или журналом, где была опубликована претендующая на название трехмерной иллюстрация, поставлялись очки. На них, словно у доктора из «Твин Пикс» Дэвида Линча, одна линза (на самом деле, простая прозрачная цветная пленка) была зеленой, а другая – красной. Но надевая эти очки зритель становился пленником иллюзии, что перед ним объемное изображение раздевающейся девушки или, на худой конец, бутылка пива.

Так бы и осталось это развлечением для бедных, если бы не Роберт Родригез. Мечта его детства – создать на киноэкране трехмерное изображение для посетителей любого кинозала, а не только оборудованного специальной аппаратурой, воплотилась в фильме «Дети Шпионов 3D. Игра окончена».

Поскольку режиссер поставил перед собой задачу сделать массовый аттракцион, требовалось проецировать фильм в кинотеатре с обыкновенного проектора, а значит всю иллюзию предстояло запечатлеть на одной пленке. А зная, что Родригез в последнее время принципиально использует только цифровые кинокамеры, пришлось создавать для него специальную камеру – ведь правила двух объективов и 6,5 сантиметров между глазами зрителя никто не отменял.

Но это не самое страшное во всей истории с производством «Детей Шпионов 3D». Ведь помимо того, что актеров снимали на фоне монохромного экрана, их было необходимо еще и совместить с компьютерной графикой, а ее также было необходимо просчитывать для каждого «глаза» в отдельности. Пришлось изворачиваться, придумывать новые приемы для своей игры в трехмерный компьютерный мир. Так, чтобы получилось недорого в производстве и массово – в смысле проката.

Но дешево – не значит хорошо. Пришло пожертвовать многоцветной палитрой, а зрителя убедить в том, что трехмерное кино на стандартном большом экране – это скорее иллюзия. Зрителю постоянно приходится мириться с мыслью, что изображение на экране слишком сиреневое, не шевелить головой и постоянно ловить улетающую периодически иллюзию объемной картинки. То есть, в отличие от дорогостоящего IMAX, где человека погружают в магию 3D, здесь приходится убеждать себя, что изображение действительно трехмерное. Иногда это получается. Особенно у людей с хорошим зрением.

Ведь здесь эффект достигается не поляризованным изображением – откуда ему взяться, когда все демонстрируется с одной пленки – а свойством глаз видеть через светофильтр только тот цвет, который попадает в этот спектр. То есть, по логике вещей, глаз с синей линзой должен видеть только синее изображение, а с красной – только красное. А процессор, который все это время заменяет ему головной мозг, пересчитывая информацию, должен ее сопоставлять и ву-а-ля – зритель ощущает, что видит трехмерное кино.

Впрочем, гадать не стоит. Нужно смотреть и другое. Хотя бы для того, чтобы сравнить, как это бывает. И IMAX 3D-фильмы и «Дети шпионов 3D. Игра окончена» - это своего рода аттракционы. Тот самый повод сходить в кино, если Вы там давно не были. Ведь на видео этих ощущений получить уж точно не удастся. Все-таки это магия, которую нам дарит большое кино. И никуда нам не деться от этого.

"Дети шпионов 3D: Игра окончена". Премьера в России: 23 октября 2003 года. Кинотеатр «Пушкинский»
Расписание показов кинотеатра Nescafe-IMAX на kinoafisha.net

теги: про Кино

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.