|
|
Стоит ли вообще заниматься короткометражным кино? Советы профессионалаавтор Максим МарковЕсли вы собираетесь уйти с головою в кино и снять для начала короткометражку, то некоторые лайфхаки из этого материала вам точно пригодятся. Прожжённый кинематографист Дмитрий Котов расскажет и про то, как собрать бюджет, и про важность питчингов, и про участие в фестивалях – потом ещё спасибо скажете. В рамках 16-й Международной выставки оборудования, услуг и новых технологий для кино- и телепроизводства «CPS-2019» свою книгу «От видеоролика к “Оскару”. Фильммейкинг на миллион» представил Дмитрий Котов - человек, который, по собственному признанию, за без малого двадцать лет в кинопроизводстве освоил восемь профессий, побывав как директором кинотеатра и актёрским агентом, так и сценаристом, вторым режиссёром и исполнительным продюсером (упомянем «Казус Кукоцкого», «Побег», «Плюс один» - и это только малая часть проектов, к которым он был причастен). В последние годы Дмитрий вплотную занимается курсом фильммейкинга (будем вслед за ним и дальше использовать этот термин) в Высшей школе кино «Арка» - и если ещё недавно к этому начинанию относились с недоверием, то сейчас, по его уверениям, «дело прижилось»: за пять лет из-под его крыла вылетело более трёхсот студентов, которые в совокупности сняли порядка ста короткометражек. Опыт работы над этими короткометражками мастер и собрал в своей книге, которую сам сравнивает со «сборником лайфхаков» – здесь и про то, какие шишки вам придётся набить, если вы собираетесь войти в эту реку, и про то, как обойтись при создании короткого метра без колоссального бюджета. Дмитрий Котов на выставке «CPS-2019»
Рассказ о книге плавно перетёк в рассказ о том, стоит ли вообще заниматься сегодня короткометражным кино. Тем более что оно, как известно, в основном не монетизируется - и заработать на нём, скорее всего, никак не получится. Хотя определённые перспективы всё-таки есть: появляются уже некоторые платформы, заточенные под показ короткометражек, а в прокат даже то и дело выходят альманахи – например, «Русское краткое», третий выпуск которого представили публике совсем недавно. Но пока что, понятное дело, кассовые сборы подобных проектов очень малы. Но всё же «коротышки» нужны. Во-первых, они помогают наработать профессиональные навыки - и впоследствии их можно (и нужно) использовать в качестве портфолио, благодаря чему станет возможным претендовать на какую-либо уже большую работу. В этом отношении Котов напоминает показательный пример Жоры Крыжовникова, который до «Горько!» снял пять короткометражек – и как раз пятая («Проклятие»), на которой он только и обрёл свою привычную ныне уверенность, помогла ему получить возможность дебютировать в полном метре. Помимо прочего (это во-вторых), ваша работа является инструментом нетворкинга - установления связей. Участвуя в фестивалях, знакомясь с коллегами, обсуждая работы других, вы заводите те самые знакомства, которые позволят вам создать ту самую команду, которая позволит вам делать те самые большие проекты, о которых вы сегодня мечтаете. Настольной книгой фильммейкера (помимо собственной) Дмитрий Котов называет книгу Роберта Родригеса «Кино без бюджета». В ней именитый режиссёр рассказывает о том, как снизить расходы на фильм, как оптимизировать бюджет, как использовать имеющиеся под рукой ресурсы (задействовать всю свою семью, например, заставив их сниматься и работать бесплатно). Такими принципами наши молодые фильммейкеры и руководствуются. Сегодня бюджет российской короткометражки – от 20 до 150 тысяч рублей; в практике Котова было два случая ближе к двумстам, но в среднем – 70-80 тысяч. Сэкономить можно, если договориться с предоставляющими технику компаниями о скидке или вовсе попробовать получить её бесплатно. Последнее возможно, если компания увидит в вашем сюжете потенциал, то, что приведёт будущий фильм на фестивали – тогда вас могут обеспечить техникой в обмен на соответствующие титры. Впрочем, техника и без того становится всё дешевле, сегодня есть возможность снимать даже на телефон – чем не брезгуют, как мы знаем, даже мэтры уровня Содерберга и Аронофски. Тут главное – озаботиться новыми примочками для стабилизации изображения. Вообще, внятная история – это лучший способ быть замеченным. И первым делом она поможет привлечь ярких артистов. Конечно, есть старая добрая традиция, согласно которой именитые актёры бесплатно снимаются в студенческих работах, однако куда лучше, если вы будете звать звёзд, предлагая им что-нибудь годное. Когда они поймут, что им есть что сыграть, то придут к вам с большей радостью и снимутся действительно во имя искусства. И если у вас получится таким образом их уговорить, то к вашей работе сразу будет привлечено дополнительное внимание (а как же иначе). Но где же взять остальные деньги? Тут Дмитрий предлагает несколько вариантов. Способ 1. Чаще всего участники процесса скидываются сами. Это самый простой и самый рациональный способ. К тому же вложенные в дело свои кровные деньги гарантируют, что каждый будет работать с максимальной отдачей - ведь каждый в данном случае работает на себя. Способ 2. Участие в питчингах. В них полезно участвовать в любом случае, чтобы просто прокачать свои навыки – умение выступать. Но надо помнить, что питчинги бывают разные. И самый проверенный из них – питчинг дебютантов Молодёжного центра Союза кинематографистов, цель которого - поддержка молодых талантов; для того, чтобы посмотреть на талантливых ребят со внятными историями, собирается межпрофильное жюри. Ближайший такой питчинг пройдёт 18-19 апреля в рамках Московского кинофестиваля – и посетить его Дмитрий очень советует (вход свободный); сам он там будет заседать как раз в жюри короткого метра. Проводят питчинги и различные компании. Тут главное – не бояться, что твою сокровенную идею кто-нибудь украдёт. Идеи вообще витают в воздухе и не являются объектом охраны авторского права. Охраняется сценарий – а его ещё следует написать. Способ 3. За минувший год очень сильно выстрелило направление веб-сериалов. В Нижнем Новгороде теперь проводится даже целый фестиваль по этому направлению. А ведь пилотная серия веб-сериала – по сути короткометражка. Почему вокруг этого такой резонанс? Потому что на сегодняшний момент это не занятая ниша и поле для экспериментов. И в этом отношении к данному направлению присматриваются бренды. Прямая реклама ведь всем надоела, а вот если рекламный контент интегрирован в интересный сюжет – это работает. Рекламодатели таким образом покрывают расходы – вот вам прекрасный способ укомплектовать бюджет, а то и выйти на монетизацию. Способ 4. Краудфандинг – но Дмитрий отмечает, что за последнее время он стал чуть хуже работать. Хороший пример этого плана – короткометражка «Петух», на которую Алексей Нужный собрал средства на «Планете». Но там сбор средств был сделан очень грамотно, с заинтересованностью и полноценным участием. Режиссёр, например, выложил ролик про то, как они проводят кастинг на главную роль петуха – и это было забавно обыграно. Так и надо собирать деньги: надо всё время «качать» свою аудиторию, давать информационные поводы, привлекать к себе дополнительное внимание. Это трудоёмко, но если этим заниматься – то такие схемы тоже работают. Тут лектор лишний раз обращает внимание на свою книгу, одна из глав в которой носит название «Скромность – это смерть». Чтобы тебя заметили – надо не бояться быть нескромным, надо привлекать к себе внимание, надо промоутировать свой проект. Ну и помнить, что поговорка «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» действует в любые времена. Отвечая на вопрос о жанровых приоритетах, Дмитрий говорит, что важна первым делом человеческая история. Всегда считывается, что перед тобой – не просто внятная, но ненадуманная и душевная вещь, которая идёт от самого сердца; искусственно выстроенная конструкция, как правило, не работает. Если ты снимаешь про то, что наболело – это выстреливает. Так что для короткого метра жанровые ограничения не важны – тут приветствуется разнообразие: любой жанр, любой формат. Находите себя, то, что близко именно вам. Но что очень важно: большая часть фильммейкеров-новичков не может даже внятно сформулировать свою идею – то, что называется логлайном. Вроде бы все знают, кто такие протагонист, антагонист, понимают, в чём фишка проекта – но никто не напрягается, чтобы это чётко прописать. А это необходимо, когда вы ищите единомышленников и инвесторов. Есть даже такое понятие: «Elevator Speech» – это когда вы оказываетесь в одном лифте с условным Спилбергом и у вас есть буквально несколько секунд (пока лифт едет с первого этажа на десятый), чтобы одной фразой - внятно, без лишних деталей - рассказать, про что будет ваше кино. Подобные выступления (не говоря уж про появление на питчингах) необходимо репетировать – да хоть перед зеркалом. Не бекайте, не мекайте, расскажите сперва ваш сюжет товарищу. Потому что если даже ваша мама не поняла вашей идеи – тогда её никто не поймёт. Логотип питчинга дебютантов Молодёжного центра Союза кинематографистов
Рассуждая о том, есть ли польза от фестивалей, Дмитрий приводит такую цифру: сегодня в мире проводится примерно 1600 фестивалей, и в каждом из них участвовать, естественно, не нужно, к этому следует подходить разумно. И для начала правильно будет ответить самому себе на вопрос: а что вам нужно от фестивалей?.. От зарубежных смотров, полагает оратор, нет прикладной пользы, есть лишь элемент престижа. Ну, только если вы не поставили перед собой задачу познакомиться с ребятами из других стран ради копродукции. Хотя некоторые фестивали оплачивают поездки – благодаря чему это может стать прекрасным способом кинотуризма. Но иные смотры, напротив, могут попросить денег даже за пересылку полученного вами приза. Поэтому если всё-таки участвовать, то прежде всего - участвовать в отечественных фестивалях. Сконцентрироваться лучше всего на трёх: «Святая Анна» даёт колоссальный срез короткометражек, которые были сняты за год (в этом году на неё было подано семьсот работ, а в шорт-лист вошло около четырёхсот), а самые топовые фестивали – «Кинотавр» и «Короче», на них всегда бывает очень представительный десант продюсерской братии. И так как эти фестивали на выезде (в Сочи и в Калининграде), то приезжий человек просто вынужден ходить на просмотры – и это прекрасный шанс быть замеченным. Вообще, как уже было сказано, фестивали – это хороший инструмент для знакомств и продвижения. Главное тут - снять хорошее кино и вовремя подавать заявки. Тут важно ещё помнить, что иногда эти вопросы проще решать вместе с профессионалами. А потому в помощь молодым авторам есть две компании: «Festagent» Ивана Золотухина и «CinePromo» Елены Коржаевой. Они посмотрят вашу короткометражку, бесплатно дадут оценку её фестивального потенциала - и потом (уже за деньги) займутся её продвижением. Короче, пора подвести итог: каждый год у нас теперь снимается порядка полутора тысяч короткометражек. Конкуренция очень большая, но при умелом подходе с конкурентами вполне можно разобраться. Обложка книги Дмитрия Котова «От видеоролика к “Оскару”. Фильммейкинг на миллион»
Ну и напоследок – немного деловой информации (и это не проплаченная реклама, а естественное развитие того мастер-класса, конспект которого вы только что прочитали). У Высшей школы кино «Арка» есть и сайт, и страница на фейсбуке. Среди прочего там можно узнать и о проведении бесплатных открытых мероприятий – например, каждый месяц проходят «Вечера с АПКиТ», где все желающие могут встретиться с руководителями крупных продюсерских компаний. Курс фильммейкинга в «Арке» курирует «Базелевс» Тимура Бекмамбетова (с сопутствующим углублением в придуманный ими «скринлайф»). Рассматривать этот курс следует как базовый начальный уровень, после которого уже можно углубляться в профессию. Хочешь – становись универсальным контент-менеджером, хочешь - руководителем собственного видео-продакшена, а если нет - переходи на следующую ступень и продолжай углублённое изучение выбранной киноспециальности (что и делают процентов сорок из всех обучающихся). Но в любом случае молодой фильммейкер умеет уже самостоятельно и написать, и снять, и всё-всё-все: курс даёт возможность попробовать себя в каждом из этих качеств. Что называется, надо только захотеть. Читайте также: Правила питчинга: студии ищут Героя «Харэ себя стесняться»: мастер-класс сценариста Николая Куликова Разбор фильма «Silver Linings Playbook»: мастер-класс Пола Брауна Взгляд снайпера в «Битве за Севастополь»: мастер-класс режиссёра Сергея Мокрицкого «CPS-2019»: расписание лекций, встреч и мастер-классов Мастер-классы на выставке «CPS-2019»: не пропустите! | |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |