Все мы слышали про такое современное чудо как веб-сериалы – но не все ещё (по себе сужу) в полной мере понимают, что это такое и как это работает. И вот недавно сценарист Олег Сироткин выступил с обстоятельной лекцией на эту тему и привёл несколько YouTube-примеров – существенно расширив наши познания в этом насущном вопросе.
В ходе выставки «CPS-2019» состоялась лекция сценариста Олега Сироткина, посвящённая специфике веб-сериалов – или, как сформулировал это сам лектор, «ультракоротких сериалов YouTube-формата». Получился очень дельный обзор далеко не всеми ещё исследованного пространства, которое с каждым годом привлекает к себе всё большее внимание профессионалов (о чём, кстати, среди прочего говорил и Дмитрий Котов, конспект встречи с которым мы опубликовали на прошлой неделе). Как сказал сам Сироткин, эта ниша только осваивается, но она весьма перспективна.
Ещё в 2007-м году компания «AtomFilms» (позднее поглощённая «Comedy Central») выпустила на просторы Сети проект «Hellholes» - «Проклятое место». Сейчас он канул в безвестность, хотя результат был довольно любопытным: это попытка создать в ультракоротком формате фильм ужасов, что, по словам Олега, очень сложно. Первая серия длится всего 3:40 (последующие не сильно больше) - а ощущение, что прошло минут пятнадцать. И связано оно не с тоскливостью происходящего (с этим всё ровно наоборот), а с его предельной плотностью.
Это первый феномен, на котором Сироткин заострил внимание: структура веб-сериала по сути своей противоречит привычному построению сцен. Давным-давно закрепилось мнение, что нормальная сцена должна длиться минимум тридцать секунд - чтобы зритель толком успел всё рассмотреть и понять. Здесь это правило нещадно нарушается: сцена может содержать одну-единственную реплику – и тут же сменяться другой; невероятная спрессованность повествования обеспечивает невероятный темп.
При этом локейшенов может быть столько же, сколько и для обычного телепроекта. Отсюда – естественная проблема: как вернуть производственные средства. Если делать всё профессионально, это будет стоить дорого; создатели данного шоу не смогли найти способ его монетизации – а потому не достигли полноценного развития. Но как пример того, что так можно было - «Проклятое место» весьма любопытно.
Французский «Bref» – «Короче» – запущен в начале 2010-х. Его принцип – каждая серия длится 90 секунд (чуть больше с учётом титров). И это - совершенно фантастический темп повествования. Сериал поставил непревзойдённую планку, которая получила широкое распространение: сегодня многие пытаются создавать веб-проекты с оглядкой на «Bref». Любопытно, что в какой-то момент создатели проекта с вертикального повествования (которое позволяет смотреть серии не последовательно) перешли на горизонтальную линейку – в надежде приучить зрителей смотреть их сериал регулярно.
На что тут обращает внимание Олег Сироткин: в правильном сценарном формате эти 90 секунд оказываются текстом на восемь страниц. Если следовать одному из главных принципов американского формата сценарной записи (страница текста - минута на экране), это история на восьмиминутный фильм. И надо констатировать, что привычный формат записи для ультракороткого сериала невозможен, он становится просто бессмысленным. Нарушаются самые базовые принципы изложения истории на бумаги, а потому от них, получается, необходимо отказаться.
При этом темп рассказываемой истории такой, что не оставляет времени для рефлексии того, что происходит на экране. Почему это смешно, за счёт чего достигается уморительный эффект? Потому что увиденное напоминает дневник. Герой говорит о своей уязвимости, о вещах, которые ранят его душу – но за счёт того, что личные переживания выкладываются здесь с бешеной скоростью, всего за девяносто секунд, возникает иронический эффект, эффект комизма.
Этот приём был подхвачен российским анимационным проектом «Мифологическая мифология». Это пример глубокого философского концепта, который за счёт спрессованности повествования (одна серия - 3:40) превращается в фарс, в пародию на самого себя (весьма ржачную). Вообще, подобный комический эффект обретёт любое драматическое повествование - если его спрессовать.
И тут есть минутка задуматься: а что хорошо работает в российском сегменте интернета? Хорошо работают темы, которые невозможны на ТВ. Если вы делаете просто зеркальный проект – он теряет свою эксклюзивность. Своеобразным Рубиконом здесь является нецензурная лексика: на телевидении материться нельзя, в интернете – можно (и лучший пример успеха в этом плане – интервью Юрия Дудя).
Кроме того интернет любит продукцию, сделанную на коленке: Do It Yourself. Чтобы нам лучше понять этот принцип, Сироткин приводит в качестве примера как раз телевизор: «Голос». Эта программа была придумана одним голландцем, который однажды понял, что людям надоело смотреть на кумиров - люди сами хотят стать кумирами. YouTube – это телевидение, которое вы делаете сами, на коленке. И большой бюджет тут, как ни странно, может стать помехой, сразу вызвав недоверие: зрители решат, что перед ними продукт больших дядь и тёть, которые им что-то такое сверху спустили. А когда на коленке – стало быть, сделано таким же, как я, для меня. О том, что Do It Yourself – мировой тренд, свидетельствует хотя бы клип Бейонсе, снятый на мобилку в гостиничном номере.
Ещё надо иметь в виду, что лучше всего реализуются проекты без слов: тогда у вас есть шанс получить «мировой прокат». YouTube сегодня предоставляет возможности, которые не снились ни одному киношнику в мире. То, что не сможет обеспечить ни одна студия, видеохостинг позволит сделать прямо сейчас, не отходя от своего кресла. Но чтобы вы были поняты везде – нужна история, понятная без слов. Так вы сможете использовать эту платформу по максимуму.
Для того чтоб видео стало «вирусным», нужно также, чтобы в нём так или иначе отражалась реальность. В чём, например, секрет колоссального успеха «Маши и Медведя» (который, конечно, надо отдельным образом изучать)? Он не только в том, что это история, понятная без слов. Маша представляет собой новый тип ребёнка – это ребёнок с гиперактивностью, неугомонное дитя, которое никому не даёт покоя. Таковы современные дети – и отсюда миллиардные просмотры.
Однако следует помнить, что сам по себе «прокат» на ютьбе больших денег может и не принести: миллион просмотров даёт сумму в двадцать тысяч рублей. Это ничто для сериала с большим количеством локаций, нереально дорогого в производстве. Поэтому возникает необходимость в дополнительной рекламе в качестве компромиссного решения больного вопроса. Тем не менее работа над веб-контентом - это завтрашний день в том числе и нашей индустрии.
Говоря о новых трендах в сериальном производстве для Сети, Сироткин напоминает, что под «сериалом» можно понимать любой приём, который имеет последовательность – в принципе, это может быть и бессюжетная вещь. К тому же сегодня мы наблюдаем слом жанров: жанры исчерпывают себя, насмотренные зрители просчитывают всё наперед – а потому жанры будут искусственно ломаться, что уже и происходит на просторах интернета.
Устоявшийся формат в буквальном смысле изничтожается аккаунтом «HowToBasic»: каждый раз в нём всё заканчивается параноидальным приступом человека, который что-либо готовит или делает. Или взять канал «Will It Blend?», цинично демонстрирующий гибель айфона в блендере: сочетание кулинарного щоу с заведомым абсурдом. Его популярность связана с усталостью людей от гаджетов и дорогих вещей, от связанной с ними зависимости. Привычные формы тут наполнены новым содержанием.
С учётом того, что некоторые сериалы могут длится вообще не дольше десяти секунд (см. канал «5secondfilms», где пятисекундные скетчи «удлиняются» почти наполовину за счёт титров), возникает ощущение, что всё сегодня построено на ускорении темпов повествования. Но существует и другой тренд, обратный – когда одна короткая ситуация проживается крайне насыщенно и подробно. И тут важнейший пример: «Ponysmasher», канал Дэвида Ф. Сандберга, режиссёра, вот прямо сейчас выпускающего «Шазам!» - а начинавшего с «коротышек», сделанных именно что на коленке, у себя дома, с собственной женой в главной (если не сказать единственной) роли. Простота изложения понятной без слов истории, проживание в рамках двух-трёх минут одной ситуации с крайне короткой экспозицией – и вот уже на основе «Lights Out» сделан полнометражный фильм, в российском прокате получивший название «И гаснет свет…».
Выходя за рамки «простого ужастика», Сандберг делал также короткометражки на основе фантастических допущений, предлагая нам ситуации, которые любопытны сами по себе и выглядят черновиками какой-нибудь полноценной картины. Правда, «сериалом» это можно назвать лишь весьма условно – но какую всё-таки завидную карьеру сделал чувак!
В заключении Олег Сироткин напоминает, что техника нынче дошла до того, что веб-сериалы (как и любые прочие визуальные произведения) спокойно и с прекрасным качеством могут быть сняты хоть на айфон. Нужно просто захотеть и сделать.