На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : С чего начинается сериал: азы сценарного дела от креативного продюсера Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи
С чего начинается сериал: азы сценарного дела от креативного продюсера

С чего начинается сериал: азы сценарного дела от креативного продюсера

автор Максим Марков | источник Filmz.ru | 02.05.2019

Если вы хотите (вдруг) написать сериал, то вам следует понимать, что такое романная структура - и научиться ею управлять при помощи увертюры и семьи персонажей. Креативный продюсер Олег Богатов объяснит, что это такое, чуть подробнее.

На первый взгляд, Олег Богатов – сценарист не самый известный. Но как объясняет сайт сценарной школы «Лига кино», руководителем и мастером курса которой он является, всё дело в том, что на практике Олег чаще выступает не индивидуальным автором, а руководителем сценарной группы. Теперь его должность принято называть «креативный продюсер» - и в таковом качестве Богатов только что выпустил второй альманах молодёжных короткометражек «Счастье – это…», а впереди нас ждёт встреча с такими его проектами, как «Команда мечты», «Глаза ночи» и «Красный призрак». Дипломированный педагог провёл на выставке «CPS-2019» мастер-класс на тему «Драматургические конструкции для написания сценария телесериала: “увертюра”, “семья персонажей”, “романная структура”».

Слайд Олега Богатова, продемонстрированный на мастер-классе в рамках «CPS-2019»

Кристоф Виллибальд фон Глюк вошёл в историю музыки не только как выдающийся композитор, но и как реформатор, идеи которого, согласно «Википедии», «определили дальнейшее развитие оперного театра». Среди прочего Глюк предложил превратить увертюру в сжатое изложение будущей оперы, вбирающее в себя все её лейтмотивы. В качестве примера, понятного современному киношнику, Богатов приводит экранизированную рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда», в которой первая сцена – та самая увертюра – заранее указывает нам на все те музыкальные образы, что будут развёрнуты перед нами в ближайшем времени.

Увертюра необходима и как старт сериала, как способ договориться с публикой, ответить на вопрос, зачем мы здесь вообще собрались. «Давай, расскажи мне, про что сериал», - нетерпеливо вопрошает зритель, а потому ему нужно побыстрее пообещать: «Ручаюсь, это тебя увлечёт». При этом следует, конечно, быть максимально честным, потому как если вы начнёте с одной истории, а сам сериал окажется совсем про другое – зритель разочаруется и даже обидится.

В качестве подкрепления этой мысли лектор приводит несколько примеров, показывая, с чего начинались успешные впоследствии американские сериалы.

Вступление «Форс-мажоров» представляет нам наглого, рискового, но очень удачливого юриста, умудряющегося дважды выиграть за первые три минуты. За это короткое время мы понимаем и то, в какую среду попадаем, и то, как преимущественно будут решаться проблемы - с юмором.

Первые две минуты комедийного сериала «Бруклин 9-9» демонстрируют нам забавного полицейского и его профессиональное противостояние с серьёзной девушкой-коллегой: между ними проходит соревнование по количеству раскрытых преступлений. То, как влёт поданы здесь их характеры, сразу обозначает жанр и заключает сделку со зрителем.

Третий пример – классические уже «Во все тяжкие». Богатов напоминает, что пилотная серия в целом вышла на редкость спокойная: это история учителя, который забит женой и отнюдь не пользуется всеобщим уважением («Артхаус такой»). Но почему все это смотрят? Потому что всё начинается со сцены длительностью 3:50 – а в ней заявлена определённо противозаконная криминальная ситуация, в которую явно не по своей воле попал совершенно нелепый герой: мы понимаем, что это не его мир, что он чувствует себя в нём некомфортно. И уже после того, как авторы на самом интересном месте ставят многоточие – мы следим за тем, что было перед этим: нам уже интересно, каким образом этот мужик попал в эту историю.

Приводит (но на мастер-классе уже не показывает) лектор и четвёртый пример, советуя посмотреть первые семь минут «Видоизменённого углерода» – по его словам, там также заявлены все темы и все проблемы на весь оставшийся сезон.

Ну а зачем, спрашиваю, подобная увертюра в кино? Раз уж зритель всё равно купил билет и сидит в кресле – не выйдет же он из зала после непонравившихся ему первых пяти минут фильма! Богатов и на это находит мгновенный ответ: зритель не должен отвлекаться. Отвлечётся – кино ему и в целом не понравится, а стало быть - будет плохой «сарафан». (К тому же, понимаю уже и сам, свою новую жизнь фильмы обретают на телевидении и прочих современных платформах, а там увертюра действительно имеет порою значение: ведь если не зацепит начало – очень легко попросту переключить канал.)

Олег Богатов на мастер-классе в рамках «CPS-2019»

Следующая часть лекции посвящена понятию «семья персонажей». «Семья» в данном случае - ключевое слово ещё и потому, что сценарист должен чётко понимать: самая главная его задача заключается в том, чтобы зритель воспринимал его героев как часть своей собственной семьи. Мы должны любить их, должны сопереживать им, должны захотеть с ними встречаться, чтобы узнать: а что с ними произойдёт дальше?

Поэтому желательно максимально быстро завести всех персонажей в кадр, в первые же минуты полностью собрав весь пантеон – чтобы с самого начала мы могли понимать, от кого чего следует ожидать. Особенно это правило важно для комедийных сериалов – а потому первый тут пример: «Два с половиной человека». Здесь все основные персонажи появляются уже в течение четырнадцати минут – и нам сразу всё понятно и про героев, и про их кейсы на все семь сезонов вперёд; в их характерах и взаимоотношениях более ничего не поменяется.

Сценарист разрабатывает не только главного героя, но и всё его окружение. Поэтому так важна «Библия сериала», подробно прописывающая всех персонажей и ключевые проблемы, с которыми им предстоит по ходу сюжета столкнуться. Богатов подчёркивает, что подлинное сценарное мастерство заключается в том, чтобы научиться управлять головой зрителя: «Мы говорим ему, когда радоваться, когда смеяться, когда переживать». Каждая сцена при этом должна работать на характер героя.

Другие хорошие примеры «семьи персонажей» – легендарные «Друзья», те же «Форс-мажоры» и даже российские ситкомы «Счастливы вместе» и «Реальные пацаны» («Первый сезон написан просто гениально», - а всё потому что компания «Good Story Media» работает по американским стандартам, имея среди всего прочего штатного заокеанского консультанта). Особенно лектор рекомендует относительно новый сериал «Умираю со смеху». В этой «суровой драме на разрыв» показаны люди, которые готовы жить впроголодь, лишь бы однажды получить шанс оказаться у условного Вани Урганта на диване. Говоря о стэндапе, авторы шоу говорят о самых сильных вещах в жизни: о любви, о семье и о смерти.

Как это часто бывает, на третью заявленную часть лекции времени уже почти не оставалось – а потому «романная структура» обошлась без детального разбора. Впрочем, сериалы и так называют сегодня «романами нового века» - а потому достаточно быть хорошим зрителем, чтобы хотя бы в общих чертах понять, что требуется хорошему сценаристу.

Одного кейса на весь сериал не хватит, такова просто специфика этого дела. В полном метре вы спокойно можете тянуть полтора часа одну-две линии, но большой сериал они никак не насытят. Поэтому обязательно нужно придумывать романную структуру, в которой всех персонажей связывает некая общая история, но в то же время у каждого есть ещё и своя история, личная, благодаря которой мы погружаемся в жизнь главных героев, в их собственные проблемы. Богатов советует не концентрироваться только на главном событии, а придумывать жизнь каждого персонажа, его арку, углублять второстепенные линии – это тот воздух, который сценарист пускает в лёгкие своего зрителя, чтобы тот не уснул на диване. Каждая из этих историй, естественно, должна развиваться согласно трёхактной структуре – всё вместе это и создаст нужный объём.

За примерами тут, конечно, далеко ходить не надо, но Богатов выделяет среди прочих оригинальный «Мост» и «просто угарный» сериал «Вице-президент», в котором за двадцать минут перед нами разворачиваются три полноценных кейса: «Удар-удар-удар, конфликт-конфликт-конфликт!». Это то, с чем мы должны жить, потому что зритель уже избалован плотностью повествования. Зритель в этом отношении как наркоман: он хочет больше конфликтов и больше сюжетных поворотов – собственно, это и включает в себя понятие романной структуры.

Сценаристом за два месяца стать нельзя, честно признаёт Олег Богатов. Но чему-то научиться за это время, разумеется, можно. И плюс заточенной именно под обучение сценаристов «Лиги кино» в том, что педагогами здесь выступают непосредственно главные редакторы студий – то есть, вполне вероятно, будущие работодатели (особенно если помнить о том, что тот же сериал пишется, как правило, не в стол, а всё-таки для конкретного вещателя). При поступлении там просят у абитуриента почитать, что есть, сценарий хоть короткого метра, хоть сериального пилота (плюс автобиографию) - ну а дальше уже начинают работать. Было бы, как говорится, желание.

Олег Богатов на фоне своего слайда в ходе мастер-класса, проводимого в рамках «CPS-2019»

Читайте также:

Веб-сериалы: короткие, смешные, разные. Что это такое глазами сценариста (с примерами!)

Стоит ли вообще заниматься короткометражным кино? Советы профессионала

Мастер-класс: продюсер «Disney Animation» рассказал о секретах нового «Ральфа»

Встреча с Робертом Макки: «Я стремлюсь учить людей тому, что действительно вечно»

Правила питчинга: студии ищут Героя

теги: мастер-класс, сериал, сценарий

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.