Эти фильмы всегда были про семью. Они всегда получались лучше, когда изучали динамику отношений между людьми в этой необычной семье. В «Первом классе» мы построили эту семью, а здесь мы её разрываем, что порождает вопросы: останутся ли члены этой семьи вместе - или эта семья разовьётся в нечто новое, чтобы справиться с новой угрозой?.. Получим ли мы в результате что-то такое, чего не видели ещё в этих фильмах?.. Прочитав сценарий, я действительно почувствовал, что тема семьи - самая главная, это позвоночник, который держит скелет всего фильма.
Я не пытаюсь оправдать действия Чарльза. Мне не приходилось как актёру «любить своего персонажа». К тому же сам фильм словно бы против него: развивая историю, мы понимаем, что оправдания его действиям нет. Он рискует жизнью тех, кого любит. Он их босс, они под его защитой, укутаны его заботой – а он рискует ими не столько ради чего-то великого, сколько в угоду большой политике. Пусть и мотивируя это желанием сделать так, чтобы в этом мире было хорошо всем.
В остальном же вопросы и ответы касались не столько новой картины, сколько франшизы «Люди Икс» в целом: что было до, что будет после.
Несмотря на то, что «Тёмный Феникс» - режиссёрский дебют Саймона Кинберга, сам он с мутантами уже больше дюжины лет: как сценарист – с «Последней битвы», как продюсер – с «Первого класса», как личность – вообще с самого детства: «Я вырос, читая эти комиксы, я посвятил этому проекту всю свою жизнь». При этом он уверяет, что вовсе не является тем продюсером, который печётся исключительно о бюджете:
Я работал над тем, чтобы перенести на экран своё видение, а не концентрировался на цифрах в экселе. Я думал над тем, как сделать по-настоящему эмоциональный сценарий, как заставить аудиторию реагировать на то, что я предложу им посмотреть. Я всегда думаю о том, какими будут те лучшие истории, которые я могу рассказать вам с экрана.
Одна из главных сложностей в этом деле, по словам Кинберга, - необходимость соблюсти баланс между интимностью сценария и масштабом происходящего, тогда как главной задачей неизменно остаётся сохранение фокуса на персонажах, всё более глубокое в них погружение. И сейчас, завершая путешествие длиной в двадцать лет, режиссёр уверен, что представляет на суд публики «самый интимный фильм этой франшизы».
Впрочем, действительно ли это «потрясающее путешествие» заканчивается? Продюсер Хатч Паркер, работающий над франшизой с 2003-го года, наверняка ответить не может – напоминая нам о недавнем слиянии кинематографических гигантов и потенциально возможном участии «Людей Икс» в каких-нибудь следующих «Мстителях»: «Будущее туманно. Мы не знаем, что «Дисней» и Кевин Файги собираются делать. Но мы, конечно, готовы продолжать работу и вместе с ними».
Мир «Людей Иск», созданный в комиксах, - многослойный, объёмный, к этому материалу можно подойти с разных сторон. Я всегда буду благодарен за те двадцать лет, что я прошёл с этой франшизой. Я не знаю, куда мы двинемся дальше, но я благодарен за то, что вот сейчас мы находимся в данной точке. И я уверен: что бы ни случилось в будущем, мы продолжим искать отличные истории, которые будем продвигать и рассказывать.
Джессике Честейн, примкнувшей к грандиозной саге только сейчас, пришлось, пожалуй, хуже всего, так как ей, серьёзной актрисе, вся эта супергеройская вакханалия ещё, конечно, в новинку.
Впервые я познакомилась с материалом Саймона, когда мы вместе работали над «Марсианином». И больше всего я среагировала на то, как он сфокусировался на женских персонажах, на отношениях между ними – до этого я не видела подобного в фильмах по комиксам. Мне понравилось, сколь сложными оказались как герои, так и антигерои: всем им нужно принимать очень трудные решения.
Для меня это был абсолютно новый опыт - фильм такого масштаба. Конечно, было интересно находиться на съёмочной площадке, где меня подвешивали на канатах, а всё вокруг было укрыто зелёным экраном. Это стало для меня настоящим уроком – как «отпускать» себя на площадке; уверена, что это поможет мне и дальше работать в разных жанрах. Готовясь к сцене, я каждый раз себя спрашивала: а что лично я могу сделать для этой франшизы, что я могу привнести в неё?.. Но только увидев готовый фильм на экране, я поняла, частью чего я на самом деле была.
Зато – но уже от Джеймса МакЭвоя – мы узнали, что Джессика любила над ним подшучивать (чему не могло не способствовать их давнее творческое знакомство). Однажды, например, когда на канатах, подобно марионетке, висел уже он, актриса встала за пульт… и включила «Макарену», заставив коллегу «станцевать» некогда популярный танец, управляя им, буквально дёргая за ниточки!
Ну и несмотря на то, что наши гости приехали в российскую столицу буквально накануне (и ничего толком увидеть просто ну никак не могли), звёзд всё-таки заставили сказать о Москве пару ласковых. Джессика (знающая, кстати, по-русски «Привет» и «Я люблю вас») выбрала для похвалы подземку («Это самое красивое метро, которое я когда-либо видела»), тогда как Джеймс пошёл максимально простым путём: «На Красной площади почти никого не было – она вся была наша!»
Однако нельзя не признать, что свою достойную кульминацию пресс-конференция по «Тёмному Фениксу» получила лишь с вопросом вашего покорного корреспондента – который, как вы можете знать, уже несколько лет пристально изучает комикс-культуру, ставя в том числе своей миссией разрушение приевшегося стереотипа о том, что комиксы – это «несерьёзно». Создатели «Людей Икс» с постулатом о значимости жанра (как литературного, так и кинематографического), безусловно, согласились.
Саймон Кинберг, режиссёр, автор сценария, продюсер:
Когда Марк Твен и Чарльз Диккенс, эти великие писатели девятнадцатого века, только начинали писать - это и была «популярная литература». Тогда главы их произведений печатали в газетах, и это был самый популярный формат того времени. А теперь самым популярным форматом стали комиксы. Я провожу много времени с авторами комиксов и могу сказать: да, не все их работы удаются, но иногда создаются комиксы с подлинно глубокой философией, с серьёзной проработкой персонажей. И именно потому, что они популярны, потому, что это немного другой формат, отличающийся от классической литературы, мне кажется, что через сто лет наши потомки будут смотреть на комиксы - и на «Хранителей», и на «Людей Икс» - так же, как мы сейчас смотрим на классические произведения Диккенса и Марка Твена. У меня два сына учатся в школе, и я знаю, что уже сейчас там преподают комиксы!
Именно поэтому фильмы по комиксам снимают такие великие режиссёры, как Кристофер Нолан, именно поэтому в них участвуют великие актёры нашего времени (такие, как, например, Джеймс МакЭвой и Джессика Честейн), которые выигрывают «Оскары» или номинируются на них. Это серьёзные артисты, которые знают, как преподносить на экране серьёзных персонажей. Так что я уверен, что сейчас против комиксов уже нет никаких предубеждений.
Мне кажется, тут нужно первым делом думать о материале. Я не будут говорить про другие комиксы, но посмотрите на комиксы про Людей Иск! Они изучают тему дискриминации, тему изгоев, аутсайдеров, которым не позволяют встроиться в наше общество – и это сейчас очень актуально. Да даже если бы это не было актуально, всё равно: это очень серьёзные вещи, а вовсе не какие-то «лёгкие мысли».
Вы можете спорить с тем, как это написано, с тем, как это нарисовано, говорить, что как будто бы в этом меньше исторической ценности, но если всё-таки посмотреть на сам формат, то именно он обеспечивает более сильную связь с тем, что происходит внутри. В комиксах заметно больше диалогов, а потому авторский текст не провоцирует заведомый ответ, те мысли, которые он должен вызвать. Поэтому вы реагируете на то, что вы видите в комиксах, очень чисто – тогда как даже в фильмах вашими эмоциями может манипулировать, например, музыка.
Я не читала комиксы, будучи ребёнком. Наверное, мой первый опыт с комиксами - как раз «Люди Икс», и когда я начала открывать для себя этот мир, то моей первой реакцией было: а Росомаха невероятно сексуальный персонаж!..
Но я бы хотела сказать, что важно пробовать разное, пробовать всё. Ведь даже про театр можно сказать, что это переработанная, усиленная литература. И даже в произведениях Чехова, довольно по сути своей тяжёлых, можно найти юмор. А я не хочу относиться к себе слишком серьёзно, я хочу пробовать новое, я хочу быть игривой, мне не хочется полностью контролировать все повороты своей актёрской карьеры - и потому мне кажется, что именно от этого жанра я многое получила, именно здесь я многому научилась; и для меня это важно.
Я всегда надеялся на то, что со временем комиксы перерастут в фильмы, затрагивающие серьёзные проблемы. Я не могу сказать, как много различных картин или произведений важны для меня. Но мне кажется, что дело не в том, классическое произведение или нет, а в том, что произведение, каким бы оно ни было, должно быть правдивым, должно быть эмоциональным, должно быть про душу, про сердце.
Комиксы - это же продолжение греческих мифов, это возможность для авторов и для зрителей открыть различные глубокие идеи в игровом пространстве, подающем их простым способом. И отличительная особенность этих фильмов заключается в том, что они, поднимая различные вопросы, обращаются к зрителям, к их эмоциям, напрямую. Мне кажется, любое великое произведение работает именно по такому принципу. И не масса принимает решение, какое именно произведение считать великим, а твоя индивидуальная реакция на то или иное произведение, с которым ты взаимодействуешь.
Комиксы всегда ставили перед собой новые задачи, поднимали безумно сложные социальные вопросы, резонирующие с аудиторией. Мне бы не хотелось ставить штамп на какое-либо произведение: это важно, а это не важно – мы же не в чёрно-белом мире живём! Комиксы приглашают нас взаимодействовать с историями, которые выходят за пределы популярной культуры, и я верю, что этот формат будет развиваться и будет удивлять людей, просто разговаривая с ними по-другому.
Фильм «Люди Икс: Тёмный Феникс» в прокате с 6-го июня.
За полмесяца до проката фильма «Люди Икс: Тёмный Феникс» в Москву приехали его создатели: режиссёр Саймон Кинберг, продюсер Хатч Паркер и суперзвёзды мирового экрана Джеймс МакЭвой и Джессика Честейн. Мы воспользовались случаем и попросили их защитить жанр комикса от до сих пор встречающихся нападок в «несерьёзности» - в ответ получив сравнение (на самом деле закономерное!) с романами Марка Твена и Чарльза Диккенса.
Пресс-конференции голливудских звёзд – специфический жанр: как правило, ничего толком они там не скажут, тем более что и сам «Тёмный Феникс» окутан флёром из множества запретных спойлеров - а потому тщательный «разбор полётов» тут вовсе не предполагается. Однако Джеймсу МакЭвою всё-таки пришлось ответить на пару вопросов, касающихся образа Чарльза Ксавье в новом фильме.
Чарльз верит в то, что его решения - правильные. Он верит в то, что неизменно повторяет – что «у каждого есть потенциал», он верит в эту философию. Но сейчас он немножко сбился с пути: его стала больше интересовать политика, а не значение этого девиза. Он пытается спасти весь мир - вместо того, чтобы заниматься своей семьёй, оберегать её. И это – не совсем правильно, это не то направление, которому должно следовать.
Эти фильмы всегда были про семью. Они всегда получались лучше, когда изучали динамику отношений между людьми в этой необычной семье. В «Первом классе» мы построили эту семью, а здесь мы её разрываем, что порождает вопросы: останутся ли члены этой семьи вместе - или эта семья разовьётся в нечто новое, чтобы справиться с новой угрозой?.. Получим ли мы в результате что-то такое, чего не видели ещё в этих фильмах?.. Прочитав сценарий, я действительно почувствовал, что тема семьи - самая главная, это позвоночник, который держит скелет всего фильма.
Я не пытаюсь оправдать действия Чарльза. Мне не приходилось как актёру «любить своего персонажа». К тому же сам фильм словно бы против него: развивая историю, мы понимаем, что оправдания его действиям нет. Он рискует жизнью тех, кого любит. Он их босс, они под его защитой, укутаны его заботой – а он рискует ими не столько ради чего-то великого, сколько в угоду большой политике. Пусть и мотивируя это желанием сделать так, чтобы в этом мире было хорошо всем.
В остальном же вопросы и ответы касались не столько новой картины, сколько франшизы «Люди Икс» в целом: что было до, что будет после.
Несмотря на то, что «Тёмный Феникс» - режиссёрский дебют Саймона Кинберга, сам он с мутантами уже больше дюжины лет: как сценарист – с «Последней битвы», как продюсер – с «Первого класса», как личность – вообще с самого детства: «Я вырос, читая эти комиксы, я посвятил этому проекту всю свою жизнь». При этом он уверяет, что вовсе не является тем продюсером, который печётся исключительно о бюджете:
Я работал над тем, чтобы перенести на экран своё видение, а не концентрировался на цифрах в экселе. Я думал над тем, как сделать по-настоящему эмоциональный сценарий, как заставить аудиторию реагировать на то, что я предложу им посмотреть. Я всегда думаю о том, какими будут те лучшие истории, которые я могу рассказать вам с экрана.
Одна из главных сложностей в этом деле, по словам Кинберга, - необходимость соблюсти баланс между интимностью сценария и масштабом происходящего, тогда как главной задачей неизменно остаётся сохранение фокуса на персонажах, всё более глубокое в них погружение. И сейчас, завершая путешествие длиной в двадцать лет, режиссёр уверен, что представляет на суд публики «самый интимный фильм этой франшизы».
Впрочем, действительно ли это «потрясающее путешествие» заканчивается? Продюсер Хатч Паркер, работающий над франшизой с 2003-го года, наверняка ответить не может – напоминая нам о недавнем слиянии кинематографических гигантов и потенциально возможном участии «Людей Икс» в каких-нибудь следующих «Мстителях»: «Будущее туманно. Мы не знаем, что «Дисней» и Кевин Файги собираются делать. Но мы, конечно, готовы продолжать работу и вместе с ними».
Мир «Людей Иск», созданный в комиксах, - многослойный, объёмный, к этому материалу можно подойти с разных сторон. Я всегда буду благодарен за те двадцать лет, что я прошёл с этой франшизой. Я не знаю, куда мы двинемся дальше, но я благодарен за то, что вот сейчас мы находимся в данной точке. И я уверен: что бы ни случилось в будущем, мы продолжим искать отличные истории, которые будем продвигать и рассказывать.
Джессике Честейн, примкнувшей к грандиозной саге только сейчас, пришлось, пожалуй, хуже всего, так как ей, серьёзной актрисе, вся эта супергеройская вакханалия ещё, конечно, в новинку.
Впервые я познакомилась с материалом Саймона, когда мы вместе работали над «Марсианином». И больше всего я среагировала на то, как он сфокусировался на женских персонажах, на отношениях между ними – до этого я не видела подобного в фильмах по комиксам. Мне понравилось, сколь сложными оказались как герои, так и антигерои: всем им нужно принимать очень трудные решения.
Для меня это был абсолютно новый опыт - фильм такого масштаба. Конечно, было интересно находиться на съёмочной площадке, где меня подвешивали на канатах, а всё вокруг было укрыто зелёным экраном. Это стало для меня настоящим уроком – как «отпускать» себя на площадке; уверена, что это поможет мне и дальше работать в разных жанрах. Готовясь к сцене, я каждый раз себя спрашивала: а что лично я могу сделать для этой франшизы, что я могу привнести в неё?.. Но только увидев готовый фильм на экране, я поняла, частью чего я на самом деле была.
Зато – но уже от Джеймса МакЭвоя – мы узнали, что Джессика любила над ним подшучивать (чему не могло не способствовать их давнее творческое знакомство). Однажды, например, когда на канатах, подобно марионетке, висел уже он, актриса встала за пульт… и включила «Макарену», заставив коллегу «станцевать» некогда популярный танец, управляя им, буквально дёргая за ниточки!
Ну и несмотря на то, что наши гости приехали в российскую столицу буквально накануне (и ничего толком увидеть просто ну никак не могли), звёзд всё-таки заставили сказать о Москве пару ласковых. Джессика (знающая, кстати, по-русски «Привет» и «Я люблю вас») выбрала для похвалы подземку («Это самое красивое метро, которое я когда-либо видела»), тогда как Джеймс пошёл максимально простым путём: «На Красной площади почти никого не было – она вся была наша!»
Однако нельзя не признать, что свою достойную кульминацию пресс-конференция по «Тёмному Фениксу» получила лишь с вопросом вашего покорного корреспондента – который, как вы можете знать, уже несколько лет пристально изучает комикс-культуру, ставя в том числе своей миссией разрушение приевшегося стереотипа о том, что комиксы – это «несерьёзно». Создатели «Людей Икс» с постулатом о значимости жанра (как литературного, так и кинематографического), безусловно, согласились.
Саймон Кинберг, режиссёр, автор сценария, продюсер:
Когда Марк Твен и Чарльз Диккенс, эти великие писатели девятнадцатого века, только начинали писать - это и была «популярная литература». Тогда главы их произведений печатали в газетах, и это был самый популярный формат того времени. А теперь самым популярным форматом стали комиксы. Я провожу много времени с авторами комиксов и могу сказать: да, не все их работы удаются, но иногда создаются комиксы с подлинно глубокой философией, с серьёзной проработкой персонажей. И именно потому, что они популярны, потому, что это немного другой формат, отличающийся от классической литературы, мне кажется, что через сто лет наши потомки будут смотреть на комиксы - и на «Хранителей», и на «Людей Икс» - так же, как мы сейчас смотрим на классические произведения Диккенса и Марка Твена. У меня два сына учатся в школе, и я знаю, что уже сейчас там преподают комиксы!
Именно поэтому фильмы по комиксам снимают такие великие режиссёры, как Кристофер Нолан, именно поэтому в них участвуют великие актёры нашего времени (такие, как, например, Джеймс МакЭвой и Джессика Честейн), которые выигрывают «Оскары» или номинируются на них. Это серьёзные артисты, которые знают, как преподносить на экране серьёзных персонажей. Так что я уверен, что сейчас против комиксов уже нет никаких предубеждений.
Мне кажется, тут нужно первым делом думать о материале. Я не будут говорить про другие комиксы, но посмотрите на комиксы про Людей Иск! Они изучают тему дискриминации, тему изгоев, аутсайдеров, которым не позволяют встроиться в наше общество – и это сейчас очень актуально. Да даже если бы это не было актуально, всё равно: это очень серьёзные вещи, а вовсе не какие-то «лёгкие мысли».
Вы можете спорить с тем, как это написано, с тем, как это нарисовано, говорить, что как будто бы в этом меньше исторической ценности, но если всё-таки посмотреть на сам формат, то именно он обеспечивает более сильную связь с тем, что происходит внутри. В комиксах заметно больше диалогов, а потому авторский текст не провоцирует заведомый ответ, те мысли, которые он должен вызвать. Поэтому вы реагируете на то, что вы видите в комиксах, очень чисто – тогда как даже в фильмах вашими эмоциями может манипулировать, например, музыка.
Я не читала комиксы, будучи ребёнком. Наверное, мой первый опыт с комиксами - как раз «Люди Икс», и когда я начала открывать для себя этот мир, то моей первой реакцией было: а Росомаха невероятно сексуальный персонаж!..
Но я бы хотела сказать, что важно пробовать разное, пробовать всё. Ведь даже про театр можно сказать, что это переработанная, усиленная литература. И даже в произведениях Чехова, довольно по сути своей тяжёлых, можно найти юмор. А я не хочу относиться к себе слишком серьёзно, я хочу пробовать новое, я хочу быть игривой, мне не хочется полностью контролировать все повороты своей актёрской карьеры - и потому мне кажется, что именно от этого жанра я многое получила, именно здесь я многому научилась; и для меня это важно.
Я всегда надеялся на то, что со временем комиксы перерастут в фильмы, затрагивающие серьёзные проблемы. Я не могу сказать, как много различных картин или произведений важны для меня. Но мне кажется, что дело не в том, классическое произведение или нет, а в том, что произведение, каким бы оно ни было, должно быть правдивым, должно быть эмоциональным, должно быть про душу, про сердце.
Комиксы - это же продолжение греческих мифов, это возможность для авторов и для зрителей открыть различные глубокие идеи в игровом пространстве, подающем их простым способом. И отличительная особенность этих фильмов заключается в том, что они, поднимая различные вопросы, обращаются к зрителям, к их эмоциям, напрямую. Мне кажется, любое великое произведение работает именно по такому принципу. И не масса принимает решение, какое именно произведение считать великим, а твоя индивидуальная реакция на то или иное произведение, с которым ты взаимодействуешь.
Комиксы всегда ставили перед собой новые задачи, поднимали безумно сложные социальные вопросы, резонирующие с аудиторией. Мне бы не хотелось ставить штамп на какое-либо произведение: это важно, а это не важно – мы же не в чёрно-белом мире живём! Комиксы приглашают нас взаимодействовать с историями, которые выходят за пределы популярной культуры, и я верю, что этот формат будет развиваться и будет удивлять людей, просто разговаривая с ними по-другому.
Фильм «Люди Икс: Тёмный Феникс» в прокате с 6-го июня.