Актёрские награды ушли Йораму Толедано («Эхо», Израиль, реж. Амикам Ковнер и Асаф Снир) и Эмили Пипоннье («Алиса», Франция – Австралия, реж. Жозефин Маккера); позволю себе сказать, что автор этих строк с данным выбором абсолютно согласен. Специальный приз жюри улетает в Якутию – за фильм Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» (любопытно, что якутское кино настолько самостоятельное и крутое, что многие зачастую совершенно естественным образом забывают, что Республика Саха – это всё-таки Россия). Сценарный приз присуждён Теоне Стругар-Митевской и Эльме Татарагич за картину «Бог существует, и имя ей Петруния» (Македония – Бельгия – Франция – Хорватия – Словения).
Продюсер фильма «Надо мною солнце не садится» Дмитрий Шадрин и член жюри Эрве Шнейд
Режиссёр Фархат Шарипов фильма «Тренинг личностного роста» и председатель жюри Тамаш Тот
И тут следует отметить, что на каждом фестивале главенствующую роль играет контекст, включающий в том числе ту некую мысль, которую вольно или невольно закладывает в сформированную именно так программу отборочная комиссия. Сравнивать фильмы – вообще грешное дело, и потому на «Евразии» не раз повторялась фраза о том, что победителями с самого начала являются все участники конкурса, успешные, талантливые, действующие кинематографисты. И ни в коем разе нельзя сказать, что «Тренинг личностного роста» действительно лучше «Паразитов» - как и наоборот. Просто работа Фархата Шарипова оказалась выигрышнее именно в данном конкурсном окружении, что называется – здесь и сейчас (и, опять же, автор статьи полностью солидарен с судьями).
В связи с чем позволим себе привести здесь слова Сергея Рахлина, председателя жюри конкурса короткого метра, которые тот сказал о «своём» победителе (а это были китайские «Светлые дни» Марии Хабулл) – но которые точно также характеризуют и «Тренинг личностного роста»: «Фильм выглядит локальным, но проецирует универсальное звучание». На самом деле, это и есть по-своему безупречная формула фестивального успеха.
Председатель жюри конкурса короткометражного конкурса Сергей Рахлин и победительница Мария Хабулл
Причём что Шарипов, что Пон Чжун Хо – каждый сам по себе - творили на территории сильно выраженного социального напряжения, оказавшись при этом на разных полюсах отношения к пугающей едва ли не любого реальности. Корейский подход – максимально зрительский: легко, смешно, масса неожиданных и забавных сюжетных поворотов. Взгляд на сегодняшний Казахстан – без тени улыбки, серьёзный и даже надрывный (пусть и в оболочке детективного почти что нуара). Гламурным Каннам некогда грустить – и тамошнее жюри в рамках предложенного контекста сделало такой выбор. Нур-Султан – вслед за Москвой – предпочёл кино без поддавков.
Кстати, коли уж о Москве речь. Была некогда на ММКФ «благородная традиция» - награждать год от года преимущественно российских участников. Но победа казахстанского фильма на казахстанском кинофестивале – случай совсем не того же рода! Московский конкурс, пусть даже у него и были безусловно хорошие годы, это всё-таки соревнование премьерных картин, что, естественно, накладывает свой отпечаток: у себя-то в стране найти хотя бы одну достойную киноленту – не проблема, но вот подобрать ей равных соперников – задача куда сложнее. «Евразия» в этом отношении отличается на порядок: регламент смотра позволяет составить конкурс из самых что ни на есть отборных фестивальных сливок, а потому успех «Тренинга личностного роста» - вовсе не уровня «на безрыбье и рак рыба». Это был честный бой – и это безупречно честная победа.
Забавно, к слову, что собственное сопоставление этих двух выдающихся фильмов легко могут провести сейчас и российские зрители: обе ленты вышли в наш прокат в один и тот же день – а потому имеет смысл отчаянно рекомендовать бежать не только на корейскую чёрную комедию, но и на казахстанскую детективную драму. Собственно в Нур-Султане этого сделать уже не удастся, так как «Паразиты» здесь только начинают своё шествие по местным кинотеатрам, тогда как прокат «Тренинга» уже завершён.
Для полноты обзора добавим, что церемония награждения «Евразии» началась с чествования мэтра казахстанского кинематографа Досхана Жолжаксынова (он играл, кстати, в том «Казахском ханстве», что неделей ранее открывало кинофестиваль). После чего свою приз вручило ещё и жюри NETPAC, признавшее лучшей азиатской картиной … ленинградскую пост-блокадную «Дылду»Кантемира Балагова. Так что для кого-то мы - Европа, а для кого-то – всё-таки Азия. Что, впрочем, только сближает нас с приветливым Казахстаном и его воистину волшебной столицей.
Актёр Досхан Жолжаксынов и министр культуры и спорта Казахстана Актоты Раимкулова
Если коротко, то в сильнейшем и полностью равноправном конкурсе казахстанского кинофестиваля победил фильм, ранее взявший Гран-При ММКФ – тогда как каннская «Пальма» получила приз рангом ниже. И самое главное – это справедливое решение.
Высокий уровень конкурсной программы пятнадцатой «Евразии» отмечали, пожалуй, все: двенадцать картин – и ни одной проходной, ни одной лишней. Член жюри из России, актёр Кирилл Гребенщиков справедливо посетовал на сложность выбора победителей в ситуации, когда «все подбегают к ленточке одновременно практически». Тем не менее, председатель судейской коллегии, венгерский режиссёр Тамаш Тот в свою очередь отметил, что в итоге их работа оказалась «праздником взаимопонимания» и решение, как именно распределить призы, было принято «в полном согласии».
Режиссёр Тамаш Тот, председатель жюри основного конкурса кинофестиваля «Евразия»
Актёрские награды ушли Йораму Толедано («Эхо», Израиль, реж. Амикам Ковнер и Асаф Снир) и Эмили Пипоннье («Алиса», Франция – Австралия, реж. Жозефин Маккера); позволю себе сказать, что автор этих строк с данным выбором абсолютно согласен. Специальный приз жюри улетает в Якутию – за фильм Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» (любопытно, что якутское кино настолько самостоятельное и крутое, что многие зачастую совершенно естественным образом забывают, что Республика Саха – это всё-таки Россия). Сценарный приз присуждён Теоне Стругар-Митевской и Эльме Татарагич за картину «Бог существует, и имя ей Петруния» (Македония – Бельгия – Франция – Хорватия – Словения).
Продюсер фильма «Надо мною солнце не садится» Дмитрий Шадрин и член жюри Эрве Шнейд
Режиссёр Фархат Шарипов фильма «Тренинг личностного роста» и председатель жюри Тамаш Тот
И тут следует отметить, что на каждом фестивале главенствующую роль играет контекст, включающий в том числе ту некую мысль, которую вольно или невольно закладывает в сформированную именно так программу отборочная комиссия. Сравнивать фильмы – вообще грешное дело, и потому на «Евразии» не раз повторялась фраза о том, что победителями с самого начала являются все участники конкурса, успешные, талантливые, действующие кинематографисты. И ни в коем разе нельзя сказать, что «Тренинг личностного роста» действительно лучше «Паразитов» - как и наоборот. Просто работа Фархата Шарипова оказалась выигрышнее именно в данном конкурсном окружении, что называется – здесь и сейчас (и, опять же, автор статьи полностью солидарен с судьями).
В связи с чем позволим себе привести здесь слова Сергея Рахлина, председателя жюри конкурса короткого метра, которые тот сказал о «своём» победителе (а это были китайские «Светлые дни» Марии Хабулл) – но которые точно также характеризуют и «Тренинг личностного роста»: «Фильм выглядит локальным, но проецирует универсальное звучание». На самом деле, это и есть по-своему безупречная формула фестивального успеха.
Председатель жюри конкурса короткометражного конкурса Сергей Рахлин и победительница Мария Хабулл
Причём что Шарипов, что Пон Чжун Хо – каждый сам по себе - творили на территории сильно выраженного социального напряжения, оказавшись при этом на разных полюсах отношения к пугающей едва ли не любого реальности. Корейский подход – максимально зрительский: легко, смешно, масса неожиданных и забавных сюжетных поворотов. Взгляд на сегодняшний Казахстан – без тени улыбки, серьёзный и даже надрывный (пусть и в оболочке детективного почти что нуара). Гламурным Каннам некогда грустить – и тамошнее жюри в рамках предложенного контекста сделало такой выбор. Нур-Султан – вслед за Москвой – предпочёл кино без поддавков.
Кстати, коли уж о Москве речь. Была некогда на ММКФ «благородная традиция» - награждать год от года преимущественно российских участников. Но победа казахстанского фильма на казахстанском кинофестивале – случай совсем не того же рода! Московский конкурс, пусть даже у него и были безусловно хорошие годы, это всё-таки соревнование премьерных картин, что, естественно, накладывает свой отпечаток: у себя-то в стране найти хотя бы одну достойную киноленту – не проблема, но вот подобрать ей равных соперников – задача куда сложнее. «Евразия» в этом отношении отличается на порядок: регламент смотра позволяет составить конкурс из самых что ни на есть отборных фестивальных сливок, а потому успех «Тренинга личностного роста» - вовсе не уровня «на безрыбье и рак рыба». Это был честный бой – и это безупречно честная победа.
Забавно, к слову, что собственное сопоставление этих двух выдающихся фильмов легко могут провести сейчас и российские зрители: обе ленты вышли в наш прокат в один и тот же день – а потому имеет смысл отчаянно рекомендовать бежать не только на корейскую чёрную комедию, но и на казахстанскую детективную драму. Собственно в Нур-Султане этого сделать уже не удастся, так как «Паразиты» здесь только начинают своё шествие по местным кинотеатрам, тогда как прокат «Тренинга» уже завершён.
Для полноты обзора добавим, что церемония награждения «Евразии» началась с чествования мэтра казахстанского кинематографа Досхана Жолжаксынова (он играл, кстати, в том «Казахском ханстве», что неделей ранее открывало кинофестиваль). После чего свою приз вручило ещё и жюри NETPAC, признавшее лучшей азиатской картиной … ленинградскую пост-блокадную «Дылду»Кантемира Балагова. Так что для кого-то мы - Европа, а для кого-то – всё-таки Азия. Что, впрочем, только сближает нас с приветливым Казахстаном и его воистину волшебной столицей.
Актёр Досхан Жолжаксынов и министр культуры и спорта Казахстана Актоты Раимкулова