![]() |
|
|
![]() |
![]() Кинофестиваль «Евразия»: обзорный материал (часть I)автор Максим МарковГлавной темой конкурсных фильмов завершившегося на днях в Нур-Султане XV Международного кинофестиваля «Евразия» стала тема Семьи. Казалось бы, ничего удивительного – если не вспомнить, как редко российский, допустим, кинематограф обращается к этому вопросу… В первую часть нашего обзорного материала попали «Паразиты» и «Надо мною солнце не садится». Мы уже рассказывали о трёх картинах казахстанского конкурса. В «Королеве сердец» мачеха вступает в интимную связь со своим несовершеннолетним пасынком, до поры до времени совершенно не задумываясь, как эта даже не измена, а преступление отразится не только на пареньке, но и на их семье в целом. В «Алисе» муж обкрадывает жену с сыном, тратя всё их состояние на элитных проституток – а вернувшись домой, требует, чтобы его любили как прежде просто на том основании, что они же – семья. В драме «Бог существует, и её имя Петруния» основной разговор идёт всё-таки о другом, но среди прочего пожилая мать говорит своей засидевшейся в старых девах дочери о необходимости со своей жизнью что-то делать, тем более что семья – это «священное произведение Бога». Осталось ещё девять достойных внимания фильмов – причём некоторые из них присутствуют сейчас и в российском прокате (ну а те, что до него не дойдут, рано или поздно, хочется надеяться, обретут цифровые релизы). ![]() Кадр из фильма «Паразиты»
Максимально полно тему семьи отражает флагман, если так можно выразиться, конкурсной программы – нашумевший и титулованный в Каннах фильм «Паразиты» (Южная Корея, реж. Пон Чжун Хо, приз «Евразии» за лучшую режиссуру), представляющий нам сразу две ячейки общества из разных социальных слоёв. Бедные герои живут в полуподвальном помещении, переживают, что соседка запаролила халявный вай-фай, и не закрывают окно, когда на улице идёт санобработка от тараканов («Нас обработают бесплатно»). Состоятельная семья обитает в собственном роскошном доме и ни в чём не испытывает нужды. Вскоре первые в полном составе начинают работать на вторых – изощрённо обманув богатых хозяев, выстроивших вокруг себя так называемую «цепь доверия» («Я больше никому не доверяю. Только тем, кого порекомендовали близкие знакомые»). «Они пахнут одинаково», - едва не разоблачает новый штат прислуги хозяйский сын; мотив запахов вообще очень важен для этой картины – и становится тем невидимым барьером (как показать запах в кино?..), что разделяет одних персонажей от других. Рассказывая свою историю то как авантюрную комедию, то как чёрную, а то и вовсе перескакивая черту и оказываясь в жанре триллера, режиссёр на деле всё время ведёт разговор о жизни в современной Корее – такой цветущей и преуспевающей на вид, но такой болезненно неустроенной, если копнуть поглубже. Он не спрашивает об этом напрямую, но вопрос так и звенит в воздухе: как так получилось, что первая семья со всеми своими талантами оказалась на самом дне? Получив шанс и хитроумно им воспользовавшись («Главное – это дерзость», - провозглашает юный герой), они справляются со своими обязанностями ничуть не хуже, чем кто-либо ещё – и даже превосходят своих предшественников. Так почему же проявить себя они смогли, только пойдя путём обмана?.. Все ли возможности для раскрытия заложенных дарований предоставляет корейскому народу родная страна?.. ![]() Кадр из фильма «Паразиты»
«Вы ещё так молоды и наивны, вы так многого не знаете о жизни», - покровительственно рассуждает тут хозяйка, по своей слепой простоте опережая любого из этой комедии масок. Пон Чжун Хо в свою очередь мастерски искореняет наше «незнание», проводя зрителей по сюжетному лабиринту, полному неожиданных поворотов, и через сопоставление двух семей показывая много большее – столкновение двух взаимопересекающихся миров. По своему зрительскому потенциалу из конкурсной программы «Евразии» ближе всего к «Паразитам», как ни странно (или наоборот, очень даже логично), – якутская картина «Надо мною солнце не садится» (Россия, реж. Любовь Борисова, Специальный приз жюри). Она также решена в комедийном стиле и поднимает непростые вопросы при помощи шуточек-прибауточек, не стесняясь порой перебираться в область откровенного балагана (другое дело, что у корейцев подобные переходы выполнены куда как более филигранно). ![]() Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится»
Представитель нового поколения Алтан целыми днями копается в телефоне; со стороны посмотреть – дурака валяет, но нет – вместе с приятелем он снимает вайны, причём довольно успешные. Попав на целый месяц в отдалённую от цивилизации северную тундру, на островок в море Лаптевых, где светло даже в полночь, он и здесь продолжает заниматься любимым делом (правда, только на втором часу экранного повествования) – предложив создать канал своему единственному живущему поблизости соседу. А всё для того, чтобы попытаться исполнить «несбыточную заветную мечту» старика Байбала – найти его дочь, без малого сорок лет назад признанную погибшей. И вот для того, чтобы максимально расширить круг поисков, новые друзья начинают снимать свои незатейливые видосики – то готовят оладьи, то утиный суп, то взлетают на самодельном самолёте (и вот тут фильм принимает уже метафорическое измерение)… Киношное воплощение этого сюжета весьма непритязательное, но парадокс в том, что сам сюжет – работает, отчего начисто забываешь про какие-либо профессиональные недостатки. Тут и в помине нет никакой претензии на «высокое искусство» - а получается по-человечески, отчего не полюбить эту картину (пусть даже только на время просмотра), кажется, никак невозможно. Очень простым языком её авторы говорят о самом важном, приводя, например, такой банальный в своей простоте рецепт счастья: «Не надо ждать до смерти. Живи, как сердце подскажет». ![]() Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится»
Байбал прожил свою одинокую жизнь с мыслями о погибшей жене (сейчас он хочет быть похороненным возле её могилы) и с призрачной надеждой, что его трёхлетняя Надежда каким-то образом всё-таки выжила в том трагическом происшествии. Переживания Алтана тоже связаны с утратой - матери и бабушки. Не получая душевного отклика со стороны отца, он теряет с ним общий язык – и не находит себя в его новой семье. Развлекательный канал становится таким образом той терапией, что позволяет обратиться к родным в тех случаях, когда иначе поговорить с ними не получается. (Продолжение следует) Читайте также: Финал «Евразии»: в Нур-Султане Москва взяла вверх над Каннами «Женский вопрос» на кинофестивале «Евразия» «Евразия»: в Казахстане умеют снимать и так, и этак Дмитрий Дюжев на фестивале «Евразия» объявил о намерении создать актёрскую Систему Кинофестиваль «Евразия»: встреча с членами жюри основного конкурса Фоторепортаж с церемонии открытия XV кинофестиваля «Евразия» в Нур-Султане ![]()
читать также: все новости о фильме Паразиты
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |